Автор: Кочишвили Людмила Геннадьевна
Конспект тематического занятия
«Нам дороги эти позабыть нельзя»
Цель: углублять и уточнять представления детей о подвиге русского народа в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
1. Обучающая: пробудить у детей интерес к истории своей страны; продолжать знакомить детей с событиями Великой Отечественной войны, с предметами солдатского быта, военной символикой.
2. Развивающая: развивать представление о разных родах войск; о военной и морской форме; развивать нравственно-патриотические качества у дошкольников; развивать речь, мышление.
3. Воспитательная: воспитывать любовь к своей Родине, чувство гордости за героизм нашего народа, чувство патриотизма через изучение истории родной страны.
Материалы и оборудование: предметы солдатского быта ( каска, фляжка, котелок, солдатский ремень, алюминиевые ложки, кружка); военная техника; картины о пограничниках, моряках, летчиках, защитниках Сталинграда, Брестской крепости; макет пограничного столба; стенды с образцами военной формы: морской, летной, солдатской; ширма и оборудование для теневого театра: фигурки солдат, парашютисты, силуэты зданий, самолетов, танков; фонарики для имитации света проекторов; стенд с орденами и медалями; материалы для аппликации( цветной картон, шаблон самолета, клей, кисточка, манка), смайлики.
Технологии:
— здоровьесберегающая;
— информационно-коммуникативная;
— рефлексия
Образовательная область: познание
Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, социализация, здоровье, художественное творчество, музыка.
Форма проведения: подгрупповая, экскурсия в музей.
Предварительная работа: заучивание стихотворения С.Михалкова «Быль для детей», беседа о Великой Отечественной войне, о Сталинградской битве.
Работа со словарем: родина, пограничники, защитники, воины, победители, герои, фашист, музейные экспонаты, музей, орден, медаль, китель, шинель, якорь.
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель: — Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте их поприветствуем!
(Дети приветствуют гостей)
— А сейчас я предлагаю вам закрыть глаза и мысленно отправиться в лес.
(Звучит аудиозапись «Звуки леса»)
-Какие звуки вы услышали? (пение птиц, шуршание листвы, дуновение ветра…)
-Это приятные, мирные звуки.
-А теперь закройте глаза, послушайте и скажите, какие звуки звучат сейчас?
(Звучит аудиозапись «Звуки бомбежки»)
— Что за звуки прозвучали? (бомбежки,войны, беды…)
— Вам понравились звуки войны? Это страшные военные звуки.
— Какие звуки вы хотели бы слышать каждый день? (ответы детей)
— Люди всего мира хотели бы слышать привычные родные звуки.
— А сейчас, ребята, отгадайте загадку, которую я вам загадаю:
«Он знаком ребятам всем
Со звездой он носит шлем.
За спиной его винтовка,
Марширует очень ловко.»
(Это солдат)
— Расскажите, что вы знаете о солдатах?
( Они защищали нашу Родину, сражались с фашистами, хотели, чтобы не было войны.)
— А как их можно назвать по-другому?( Бойцы, воины, победители, герои…)
— Да, ребята, они воины, победители, герои…Ведь это они защищали нашу Родину, когда, на нас напали фашисты:
( ребенок читает отрывок из стихотворения С.Михалкова «Быль для детей»)
« Летней ночью, на рассвете,
Когда мирно спали дети,
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против всех людей советских.
Это значит – против нас.»
— А вам хотелось бы больше узнать о воинах, защищавших нашу Родину в годы Великой Отечественной войны? Я приглашаю вас в Музей боевой славы.
( воспитатель провожает детей в музей )
— Мы с вами в музее. Здесь все напоминает о тех далеких героических днях.
( дети рассматривают предметы военного быта)
— Скажите, пожалуйста, как называют военных, охраняющих границу своего государства? (пограничники)
— Пограничники, выходя в дозор, зорко охраняют границы. Как вы думаете, какими должны быть пограничники? ( сильными, выносливыми…)
— А еще они должны быть очень внимательными, чтобы суметь заметить и задержать нарушителя. Границы между государствами принято разделять пограничными столбами.
( воспитатель показывает детям пограничный столб)
— Посмотрите, это пограничный столб: такие тянутся вдоль всей границы.
( подходит к ширме для теневого театра)
— В то далекое раннее утро ничто не предвещало беды. Люди безмятежно спали в своих домах. И вдруг их спокойный сон нарушил гул самолетов, а тишину – взрывы бомб. Громом по всей границе прокатились орудийные выстрелы, воздух наполнился рокотом моторов танков и грузовиков. Так началась война.
( Теневой театр. Рассказ воспитателя сопровождается музыкой, на фоне которой слышны гул самолетов, вой сирены, звуки пикирующего самолета. На экране разворачивается действие: парашютный десант, пикирующий бомбардировщик, бегущие и падающие фигурки воинов с оружием, горящие и рушащиеся дома, перекрестные огни.)
— Первыми приняли бой пограничники. Посмотрите, на этой картине защитники Брестской крепости. Они мужественно сражались, но силы были неравные, потому что немцы напали на нашу страну внезапно, без предупреждения. И почти все пограничники погибли, но не сдались и не струсили, защищая Родину.
— А на этой картине – защитники Сталинграда, которые сражались до последней капли крови за каждую улочку, за каждый клочок земли. Сталинградская битва- это битва, подобно которой не знала история войн. Битва, которая явилась переломным моментом в ходе Великой Отечественной войны.
( воспитатель подводит детей к стендам, посвященным военным морякам)
— Война шла везде: на земле, в воздухе и на воде. Как вы думаете, кто защищает нашу Родину на этих картинах? А что происходит на берегу?
(Родину защищают моряки. Они высадились со своих кораблей, чтобы вступить в бой с немцами).
— Глядя на эти картины, давайте представим себе, как шел бой. Стоит страшный грохот, ревет падающий самолет, взрываются бомбы и гранаты, гремят пушки. Кругом все пылает и горит, воздух наполнен черным дымом. Полчища фашистов наступают, но отважные моряки не сдаются.
— Ребята, а вы когда-нибудь видели настоящую форму моряка?
( на картинках, в кино)
— Попробуйте найти форму моряка среди других, представленных на нашей выставке.
(Проводится дидактическая игра «Узнай матросскую форму»)
Вопросы к игре:
— как называется головной убор моряка? (бескозырка)
— как называется эта часть одежды? (тельняшка)
— что изображено на пуговицах кителя? ( якорь)
— Якорь – это символ для моряка. Он встречается почти на всей его одежде. Вам понравилась матросская форма? Хотелось бы побывать моряками ?
Я приготовила для вас бескозырки. Надевайте их и садитесь в шлюпки.
Будем грести веслами дружно, как настоящие моряки.
(дети имитируют движения, выполняя ритмичные «гребки» веслами под музыку)
— Молодцы, ребята! Работали веслами как настоящие моряки!
— Вы узнали, как защищали нашу Родину на земле и на воде. Напомните мне, где еще велись бои? ( в небе)
— Посмотрите на эти картины. Кто сражается с фашистами на этой картине?
(летчики)
— Наши летчики бесстрашно защищали небо от врагов. Им приходилось очень трудно: вести самолет и бой одновременно. Летчики совершали много вылетов в день. Даже тогда, когда все небо было серым от большого количества немецких самолетов, летевших бомбить наши города и села.
— Ребята, а я вам предлагаю сделать свой самолет. Давайте пройдем за столы.
Но прежде, чем приступить к работе, давайте разомнем пальцы.
(проводится пальчиковая гимнастика)
Пальцы эти – все бойцы,
Удалые молодцы!
Два – больших и крепких малых
И солдат в боях бывалых.
Два – гвардейца- храбреца,
Два — смешливых молодца,
Два – героя безымянных,
Но в работе очень рьяных.
Два мизинца – коротышки.
Очень славные мальчишки!
— Сегодня мы с вами будем делать с помощью аппликации манкой вот такие самолеты. (показ образца ) Эта техника вам знакома, мы с ней работали.
— У вас на столах есть все необходимое для этого- шаблон самолета, клей, кисточка, манка.
— Но для начала я вам предлагаю выбрать фон для нашей аппликации.(дети выбирают по желанию цвет картона)
— Теперь, ребята, давайте вспомним, как мы будем выполнять работу? Амина
напомни, пожалуйста, последовательность выполнения работы. ( ребенок рассказывает этапы работы)
— Ребята, вам все понятно? Тогда приступаем к работе.
( дети под музыку выполняют аппликацию)
— Молодцы, ребята! Все справились с заданием. Давайте аккуратно положим ваши работы на столе. Замечательные самолеты у вас получились!
(Анализ детских работ )
-Оставим их на столе , пусть они подсохнут, а потом мы их поместим на нашу выставку.
— А теперь, все подойдите ко мне. Скажите, пожалуйста, как вы думаете, какими были защитники нашей Родины? ( сильными, мужественными, бесстрашными, храбрыми)
— За подвиги, за мужество, за храбрость и отвагу наших славных моряков, бесстрашных летчиков и всех воинов-героев награждали орденами и медалями. Давайте подойдем и посмотрим, как они выглядели. Во многих семьях есть награды, которых удостоились на войне прадедушки. Они бережно хранятся как великая память о подвигах тех, кто боролся за мир и победил.
— Ребята, вам понравилась наша экскурсия? Я приготовила вот такие смайлики, вы подойдите и выберите себе: кому понравилась наша экскурсия- улыбающийся смайлик, а кому было не очень интересно – грустный смайлик.
(подводим итог)
— Ребята, куда мы с вами сегодня ходили?
— Что вам понравилось в нашей экскурсии?
— Что нового вы узнали?
— Вы хотели бы еще раз побывать в музее?
— Хорошо. Надеюсь, что наша экскурсия в музей боевой славы была для всех интересной и познавательной. И в заключении я хочу вам сказать, вы – счастливые дети, потому что родились в мирное время и не должны никогда забывать о тех, кто дал вам это право- быть счастливым, о тех, кто не пожалел своей жизни ради мира на земле.