Инновационная работа

Автор: Мальцев Сергей — руководитель клуба «Бригантина» Томского кадетского корпуса

 

Элементы работы инновационной площадки Томского

 

кадетского корпуса

 

Эта статья была написана, когда случилась страшная трагедия у наших соседей, в Кемерово. Пожар в торговом центре «Зимняя вишня» унёс жизни десятков людей, из низ большая часть – дети. 25 марта 2018 года – этот день навсегда останется в памяти  нашего народа. Среди лавины информации, заполнившей интернет и СМИ по следам этих трагических событий, я, офицер-воспитатель Томского кадетского корпуса, не мог не обратить внимание на это сообщение:

 

«Семнадцатилетний кадет Кемеровского кадетского корпуса МЧС Дмитрий Полухин спас троих детей из горящего торгового центра «Зимняя вишня»

 

Что двигало парнем, когда он, услышав крики незнакомой женщины, потерявшей в ядовитом дыму своих детей, вернулся в этот ад, нашёл их, сообразил, как удержать их, троих, возле себя и вывел, спас три детские жизни? Кто его так воспитал? Кадетский корпус? А что это такое?

 

В своей небольшой  статье я расскажу о некоторых элементах воспитания в нашем корпусе, которые так иди иначе присутствуют в системе воспитания во всех кадетских корпусах Российской Федерации.

 

«Служу Отечеству и Кадетскому корпусу!» Эти слова я услышал впервые пять лет назад, когда впервые переступил порог нашего Томского кадетского корпуса. Сейчас иногда, по неизвестной причине, эту фразу произносят неправильно – «Служу Отечеству и Томскому кадетскому корпусу», тем самым отрицая существование института кадетских корпусов России, этого нашего славного кадетского братства от Калининграда и Севастополя до Красноярска и Владивостока. Кадетский корпус – это не красивое здание, стены и кабинеты. Кадетский корпус – это в первую очередь те самые мальчишки в погонах, как Дмитрий Полухин, это офицеры-воспитатели, учителя и другие работники, И что бы ни говорили о том, что наши выпускники не обязаны поступать в учебные заведения силовых структур, что  они свободны  идти куда угодно, после того, как снимут кадетские погоны, я и мои коллеги считаем, что  мы не имеем морального права на народные деньги  не готовить молодых людей для служения в силовых структурах. Да, действительно, Корпус не даёт преимущественного права для поступления в ту же Академию связи имени маршала Будённого, где учится много наших выпускников, но он должен, обязан дать достойные знания, а также физическую и психологическую подготовку. Кадет должен, не задумываясь, как Дмитрий Полухин, шагнуть в огонь, подняться в атаку, защитить слабого. Он должен стать личностью, способной на поступок, а не на преступление. А становление личности происходит в возрасте тинэйджеров, то есть в том, когда эти мальчишки приходят к нам в седьмой класс. И адаптация их к совершенно новым для них условиям жизни, и то самое становление личности есть главная задача офицеров-воспитателей и педагогов 7–9-х классов.

 

Два года назад я разработал Программу под названием «Формирование патриотического, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях кадетского корпуса путём создания наиболее благоприятной модели информационной и психологической среды»,, защитил её и запустил работу Инновационной площадки, главной целью которой является поиск и опробирование новых методик воспитания кадет в современных условиях и  выполнение вышеуказанных задач. Итак, что же такое представляет наша инновационная площадка? Она организационно состоит из следующих подразделений – это библиотека, психологическая мастерская, спортивно-интеллектуальное многоборье «Кадетские старты» и объединяющее всех и всё происходящее на площадке, да и в корпусе тоже, творческое объединение «Бригантина», флагманом которого является киноклуб с одноимённым названием, осуществляющий информационное сопровождение всей работы инновационной площадки.

 

Рассмотрим работу этих подразделений.

 

 

 

Библиотека

 

Библиотека –  как центр формирования  культурно- просветительской среды.

 

Цель : работа с целевыми группами по созданию информационного пространства, исключающего негативное воздействие на сознание детей и ориентированное на патриотическое, высоконравственное развитие обучающихся.

 

Задачи:

 

1.Организация систематического  проведение библиотечных уроков.

 

 

 

 2.Формирование особой библиотечной, просветительской  среды, которая включает в себя информационную, культурную, патриотическую, эмоционально-психологическую, экологическую составляющие через библиотечные уроки.

 

 

 

3.Формирование высокого уровня читательской культуры, развитие положительного и устойчивого отношения к чтению

 

4. Организация  тематических книжных выставок и выставок рисунков.

 

5. Организация социальной активности кадет.

 

Участие в конкурсах, выставках, мастер-классах, конференциях, конкурсах социальных проектов.

 

Результаты работы:

 

Сформирован активный словарь культурных стереотипов у кадет всех возрастных категорий. Сохранность читательского контингента кадет  составляет 100%. Высокий уровень культуры среди кадет  составляет 38 – 50%. Высокий уровень положительного отношения к получению знаний среди кадет  составляет от 12 до 25%.  Высокий уровень патриотизма среди кадет  составляет от 25 до 38%. За последние 2 года,   увеличилось количество кадет участвующих в выставках рисунков.   Увеличилось количество кадет, с высоким уровнем социальной активности (участие в конкурсах)

 

Формы работы.

 

1.Библиотечные уроки по направлениям: история и культура России, общечеловеческие ценности, развитие гражданского и патриотического самосознания, развитие личностных качеств, умений и способностей, правовая культура и т.д.

 

2. Участие в конкурсах от городских до международных.

 

3.Организация тематических выставок.

 

4.Организация и проведение ежемесячного конкурса чтецов.

 

5.Создание совместно с творческим объединением «Бригантина» банка медиаресурсов для работы с детьми (в помощь  учителям, классным руководителям, и воспитателям).

 

6. Организация работы с социальными партнерами – библиотеками города.

 

Психологическая мастерская.

 

         Задачами этого подразделения являются сбор и анализ данных по регулярному психологическому тестированию кадет, мониторинг морально-психологического состояния коллективов, корректировка работы педагогического состава на основе получаемых данных, разработка методических рекомендаций и их незамедлительная практическая апробация.

 

Спортивно-интеллектуальное многоборье «Кадетские старты»

 

«Коллектив предполагает хорошо налаженную организацию. Товарищеская взаимопомощь, интересная жизнь, возможность для каждого применить свои силы на общей работе, бережное отношение к более слабым, взаимное доверие – вот путь к организации коллектива» – писала НК. Крупская.

 

Большой вклад в разработку методики организации детского воспитания в коллективе внёс  А.С.Макаренко. «Воспитательная работа, – писал он, – есть прежде всего работа организатора. В ЭТОМ ДЕЛЕ НЕТ МЕЛОЧЕЙ.»

 

Если дети на уроках лишь выполняют аналогичные действия, находясь друг с другом рядом за соседними партами, но педагог не сумел организовать их совместную, коллективную, творческую, познавательную  деятельность, не воодушевил их общей целью, не вызвал к жизни заинтересованное общение, направленное на поиск новых знаний и выработку соответствующих умений и навыков, – в таком классе и за годы не сложится коллектив. Напротив, здесь могут и, как правило, будут процветать индивидуализм, разобщённость, , равнодушие к успехам или неудачам товарища, а подчас и зависть, и злорадство. Специфика класса определяется его воспитательными функциями. Именно первичный коллектив, по меткому выражению Макаренко, является «!основным инструментом прикосновения к личности».

 

Если работа с личностью каждого конкретного обучающегося осуществляется не только путём индивидуальных бесед и других форм личного влияния, а главным образом через коллектив, то такое воспитание принесёт в конечном счёте нужные результаты

 

Главным условием превращения класса в сплочённый, целеустремлённый коллектив является обеспечение  объединяющей направленности вей деятельности, всех их отношений к учителям, учёбе и труду, друг к другу Что это значит на практике?

 

 Во-первых, постановка социально и нравственно значимых целей.

 

Во-вторых, именно в деятельности, цели которой социально и нравственно обусловлены, которая и по способу организации является коллективной, между ребятами будут складываться отношения подлинного товарищества, взаимопомощи и дружбы.

 

 Каждый педагог знает, что в любом классе есть дети, которые чувствуют себя незащищёнными, испытывают недоброжелательное отношение к себе со стороны остального коллектива особенно со стороны  лидеров класса.  Почти в каждом классе такие дети или даже группы есть. Но их разобщённость, а тем более враждебность отнюдь не обязательна. При умелом руководстве такие группы могут даже помогать в сплочении коллектива. Если одна из поставленных целей будет именно работа по социализации таких детей и групп.

 

При создании нашей инновационной площадки мы обозначили одну из социально-нравственных целей, которая должна была способствовать объединению тех самых различных групп детей в коллективах классов, и, как показала практика, это и произошло., цели, особенно понятную детям в это возрасте – борьбу за победу в «Кадетских стартах».

 

Спортивно интеллектуальное многоборье «Кадетские старты» проходит уже третий год и показало свою жизнеспособность и пользу. Особенность и новизна этих состязаний состоит в длительных сроках проведения (третья и четвёртая учебные четверти), возможности троекратного улучшения результатов, что предполагает напряжённые тренировки в течении двух четвертей, внедрение интеллектуальных элементов в спортивном формате с использованием фактора времени, а также использование соответствующих возрастных коэффициэнтов с целью достижения элемента максимальной соревновательности.

 

Наиболее зрелищным видом «Кадетских стартов» стал тактический марш-бросок. В этом состязании команда из десяти  человек проходит множество этапов, почти все из которых отдельные элементы самого многоборья. Интересно то, что одним из самых захватывающих элементов марш-броска стало решение математических задач на время. Тут важно правильное тактическое решение командира, кто решает и сколько. Команда не уходит на следующий этап, пока не решены все сто задач и формула «сила есть – ума не надо» здесь не работает. А преодоление проволочного заграждения для ребят с  избыточным весом и вовсе проблема. Короче, есть на что посмотреть.

 

Творческое объединение «Бригантина» и его основная составляющая – одноимённый киноклуб-студия.

 

         Это объединение имеет буквальный смысл, так как его задачей является именно объединение детей с разными творческими способностями для их развития и возможности самовыражения, что так важно для этого возраста. Рисунки, стихи, опыты в прозе, фотоработы, совместные проекты с хоровым кружком и танцевальной студией «Вольта» принесли и приносят нашему корпусу призовые места в конкурсах и фестивалях различного уровня. Отдельного слова заслуживает киноклуб-студия «Бригантина». Работа ребят из студии не только приносит дипломы конкурсов от регионального и Всероссийского уровней до международного – такого как, фестиваль детско-юношеского кино «Бронзовый витязь», но и позволила создать огромную базу видеоматериалов из истории корпуса. На этом материале создан и работает канал в контенте YouTube, где размещено более 70 фильмов. Все события не только в работе инновационной площадки, но и в жизни всего корпуса снимаются нашими операторами, и так создаётся живая история.

 

 Конечно, в работе нашей инновационной площадки встречается много  объективных и субъективных трудностей, но иначе и быть не может, ведь она создавалась для того, чтобы эти трудности выявить и разработать пути и способы борьбы с ними. Но в целом за это время уже найдено так много нового и эффективного в воспитательной работе каждым подразделением площадки, что наш коллектив через год, после окончания Программы думает о продолжении работы в подобном формате.

 

 

 

Мальцев С.В. – офицер-воспитатель, куратор  инновационной площадки Томского кадетского корпуса

 

 31.03.2018 года.

 

 

 

Используемая литература:

 

Л.Ю.Гордин «Организация классного коллектива» Москва «Просвещение» 1984 год.

 

 

 

 

 

 

 

×
×