8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

«Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства»

Автор: Попова Ирина Александровна

«Художественно-эстетическое  воспитание  детей   дошкольного возраста  

средствами декоративно-прикладного искусства»

 

На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка.

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Именно в дошкольном возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Дошкольный возраст важнейший этап развития и воспитания личности. Этот период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.

Таким образом, актуальность педагогической теории и педагогической действительности, необходимость их решения определили тему исследования: «Художественно — эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства».

Цель данной  работы заключается в изучении и обобщении теоретического материала и педагогической деятельности по теме.

На сегодняшний день проблема гармонического развития ребенка как основа формирования будущей личности имеет всеохватывающий характер. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимает вопрос художественно — эстетического воспитания.

Последние два десятилетия психологи и педагоги активно ищут выход из ситуации, проводя исследования с целью поиска новых методологических подходов к проблеме становления индивида как личности и творческой индивидуальности в современных условиях.

Объектом  исследования является процесс художественно — эстетического воспитания детей дошкольного возраста, а предметом  — декоративно-прикладное искусство,  как средство художественно — эстетического воспитания дошкольников.

Исходя из актуальности темы, определяется цель  работы, заключающаяся в изучении теоретического материала и педагогической опыта, что в свою очередь определяет постановку следующих задач:

— Раскрыть понятие художественно — эстетическое воспитание;

— Изучить критерии художественно — эстетической воспитанности;

— Раскрыть формы и методы художественно — эстетического воспитания дошкольников.

Раскрыть понятие и классификацию ДПИ;

— Изучить педагогический опыт по художественно — эстетическому воспитанию

дошкольников средствами ДПИ;

Глава I. Теоретические подходы к проблеме художественно — эстетического воспитания детей дошкольного возраста

1.1 Художественно — эстетическое воспитание: понятие, критерии эстетической воспитанности

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении — везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает, трагическое учит сочувствию, комическое помогает бороться с недостатками.

Художественно — эстетическое воспитание — это целенаправленный процесс творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности (Б. Т. Лихачёв).

Эстетическое воспитание — это целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности.

Стимулируя интегральный способ общения с миром, эстетическое воспитание учит ребёнка на всех уровнях его природно-культурной организации и во всех формах поведения гармонизировать мир и продукты своей деятельности, себя и своё общение с другими людьми.

В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: «Эстетическое воспитание служит формированию… способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты»   Из определения видно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству. Искусство — это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности.

Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребёнок, так или иначе, эстетически или духовно развивается. Но при этом ребёнком не осознаётся эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, а без вмешательства извне у ребёнка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях и идеалах.

Важнейшей частью эстетического воспитания является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства, формирующие специальные способности и развивающее дарования в определённых его видах — изобразительном, декоративно-прикладном и др.

Условием и средством эстетического воспитания является и художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Известно, что воспитание ребенка в деятельности — одна из закономерностей воспитания. Художественной деятельность называется тогда, когда она непосредственно связана с видами искусств: театрализованные игры, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика, дизайн.

В художественной деятельности, как правило, присутствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. И следует отметить, что и тот, и другой необходимы и взаимосвязаны — ребенок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать.

Эстетическое воспитание — необходимое условие для формирования человека высокой культуры. Под эстетическим воспитанием педагогика понимает воспитание способности воспринимать, правильно понимать, оценивать и создавать прекрасное в жизни и искусстве. В дошкольный период происходит становление личности ребёнка.

Эстетическое воспитание имеет свои специальные задачи, которые делятся на две группы. Первая группа направленная на формирование эстетического отношения к окружающему миру. Предусматривается следующее: развивать умения видеть красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного. Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.

Названные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации. 

Для реализации задач художественно — эстетического воспитания детей дошкольного возраста необходимые следующие условия:

· Окружающая среда (игрушки, одежда, помещение);

· Насыщенность быта произведениями искусства;

· Самостоятельная активная деятельность детей;

· Осуществления индивидуального подхода к ребёнку.

Художественно — эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение их слова, взгляды, жесты, мимика — всё это впитывается, откладывается, фиксируется в его сознании.

Ребенок рождается в семье. Круг первоначального общения его ограничен родителями и ближайшими родственниками, ответственность которых за формирование мира эстетических чувств и представлений ребенка чрезвычайно велика. Хорошо известна сила детских впечатлений, их долговечность. Первые «кирпичики» в фундамент эстетической культуры будущей личности закладываются именно в семье, в самые ранние этапы становления, когда умственное развитие ребенка идет особенно бурно. А потому так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических запросов, культурный климат в семье.

Существенное значение в художественно — эстетическом воспитании ребенка играет организация детского быта — чистоты, порядка, удобства, красоты, где все соразмерно, согласовано по цвету, форме, величине и т.п. Уже с 2-3 — летнего возраста, детей следует приобщать к созданию мира красоты через наведения порядка в комнате, опрятность одежды, так утверждая их в понимании того, что красота — дела рук человеческих.

Эстетическое постижение предметов происходит через их форму, цвет, величину. Важно, чтобы игрушки отвечали требованию разнообразия и праздничности. Способность анализировать и схватывать форму развивается с помощью и посредством предметного моделирования, конструирование, по картинам.

Эстетическая воспитанность предполагает прежде всего наличие эстетического идеала, представления о совершенном, совершенство в искусстве и действительности. Например, один человек может видеть эстетический идеал искусства в обобщенном и совершенном отражении самой жизни и человеческих отношений в ней, в изображении ее прогрессивных тенденций, направленных на совершенствование людей и общества. Другой может видеть его лишь в совершенстве форм, художественных приемов выражения художником своих субъективных переживаний. Эстетический идеал социально обусловлен и представляет собой общественное педагогическое явление. Эстетический идеал может также выражать представление о совершенстве красоты человека, человеческих отношений (этика), труда (техническая эстетика, дизайн).

С эстетическим идеалом, как части эстетической воспитанности, неразрывно связан художественный вкус. Он представляет собой также общественное явление и испытывает на себе влияние социально-классовых отношений. Художественный вкус есть развитая способность чувствования и оценки совершенства и несовершенства, единства или противоположности содержания и формы в искусстве и жизни. Как и эстетический идеал, художественный вкус может присутствовать у детей на разных уровнях, в значительной мере определяя тем самым уровень эстетической воспитанности.

Важным признаком эстетической воспитанности является развитая способность любования красотой, совершенством в искусстве и жизни.

С элементом любования тесно связана общая способность к глубокому переживанию чувств, порождаемых эстетическим объектом. Возникновение гаммы возвышенных чувств и глубокого духовного наслаждения от общения с прекрасным, чувства отвращения при встрече с безобразным, чувства юмора, сарказма в момент созерцания комического, чувства гнева, страха, сострадания, возникающих в результате переживания трагического,- все это признаки подлинной эстетической воспитанности.

Естественно, что глубокое переживание эстетического неразрывно связано со способностью эстетического суждения об эстетических явлениях в искусстве и жизни. Наконец, неразрывной частью общего понятия эстетической воспитанности является способность к художественно-эстетическому творчеству в искусстве и жизни, поведении, отношениях. В этой способности органично соединились, слились и эстетическая развитость, и эстетическая образованность, и главные элементы эстетической воспитанности: эстетический идеал, художественный вкус, способность к любованию, переживанию и суждению. Понятно, что у дошкольников все эти элементы находятся в зачаточном состоянии. Но они у детей уже существуют, их надо видеть и развивать. Они составляют реальную основу более поздней эстетической зрелости детей.

Уровень художественно — эстетической воспитанности у различных детей в зависимости от условий жизни и воспитания неодинаков. В общем процессе воспитания учителя стремятся к оптимальному уровню эстетической воспитанности. Другими словами, основную цель художественно — эстетического воспитания необходимо видеть в том, чтобы в ребенке органически соединилось наличие эстетического идеала и подлинного художественного вкуса с развитой способностью к воспроизведению, любованию, переживанию, суждению и художественно-эстетическому творчеству. Наиболее слабым местом эстетической воспитанности школьников является область эстетического идеала и художественного вкуса. Этот факт делает эстетическую воспитанность ребенка недостаточной, ограниченной.

Измерение эстетической воспитанности может осуществляться разными критериями: и психологическими, и педагогическими, и социальными. В область измерения психологическими критериями эстетической воспитанности попадают прежде всего способности ребенка адекватного воссоздания в воображении художественных образов, их воспроизведение, а также способность любования, переживания и суждения. Об этих психологических явлениях сравнительно легко судить по тому, как и сколько ребенок общается с эстетическими предметами искусства и действительности, насколько соответственно художественно-эстетической сущности произведения изменяется и развивается его настроение, как он оценивает это произведение и порожденное им свое собственное психическое состояние.

Для художественно — эстетической воспитанности характерно доведение исполнительских навыков до автоматизма и сосредоточение внимания на творчестве нового образа.

Наконец, к социальным критериям художественно — эстетической воспитанности необходимо отнести наличие широких интересов к искусству, выявить потребности в общении с эстетическими явлениями искусства и жизни. Но не только это. Эстетическая воспитанность в широком социальном смысле этого слова проявляется во всем комплексе поведения и отношений ребенка. Его поступки, трудовая деятельность, отношения с людьми в общественной и личной жизни, его отношение к своей одежде и внешнему виду — все это очевидные и убедительные свидетельства степени эстетической воспитанности человека.

Определение художественно — эстетической воспитанности помогает сделать работу по эстетическому формированию детской личности более определенной и целенаправленной.

 

1.2 Формы и методы художественно — эстетического воспитания дошкольников

Общим педагогическим условием развития художественных способностей детей в детском саду является предоставление всем равных и реальных практических возможностей для развития способностей в разных областях искусства. Развитие художественных способностей основывается на формировании высокой нравственной потребности — потребности к творческому труду у детей. Без усилий, без определенной доли затрачиваемого самим ребенком труда невозможно сформировать полноценную творческую личность, заложить в душу ребенка высокие нравственно-эстетические начала.

Общим педагогическим условием развития художественных способностей детей в детском саду является предоставление всем равных и реальных практических возможностей для развития способностей в разных областях искусства. Развитие художественных способностей основывается на формировании высокой нравственной потребности — потребности к творческому труду у детей. Без усилий, без определенной доли затрачиваемого самим ребенком труда невозможно сформировать полноценную творческую личность, заложить в душу ребенка высокие нравственно-эстетические начала.

Каждой группе задач художественно — эстетического воспитания соответствуют свои методы.

Как уже говорилось выше, первая группа задач направлена на приобщение детей к искусству, на развитие у дошкольников эстетического вкуса, понимание прекрасного. Ведущими методами для решения этих задач являются показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого.

Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности. Воспитателю важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточено на том, что им показывают, предлагают послушать.

При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел показывать детям свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств.

Вторая группа задач связана с формированием навыков художественной деятельности. Для решения этих задач в качестве ведущих требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. Подробно эти методы рассматриваются в методиках изобразительной деятельности и музыкального воспитания.

Здесь нужно указать общий принцип отбора методов — находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание создавать «произведения искусства» собственными руками (лепить, рисовать, мастерить, украшать), участвовать в художественной деятельности разных видов. Полезны творческие задания.

Формы организации художественно — эстетического воспитания в художественной деятельности могут быть различными: на занятиях, в самостоятельной деятельности, художественном труде, во время праздников, развлечений, экскурсии, прогулки и т. д. Среди сложившихся типов занятий, имеющих место в детском саду, особое внимание следует уделить комплексным занятиям, в которых воспитательные задачи реализуются средствами разных видов искусства.

Характерной особенностью комплексных занятий является объединение заданий по определенным темам. При этом ведущим может быть средство художественно-образной выразительности, свойственное разным видам художественной деятельности. Например, «ритм» можно передать и в танце, и в декоративном узоре, и в выразительном исполнении стихотворения.

Итак, художественно — эстетическое воспитание детей дошкольного возраста может быть организовано в разных формах и имеют свою классификацию.  

По принципу управления деятельностью детей

Под прямым руководством взрослого

Под косвенным руководством взрослого

По способу объединения детей

Совместная деятельность детей и взрослого:

a) фронтальная,

b) подгруппами,

c) с одним ребёнком

Индивидуальная

Подгруппами

По видам деятельности

Занятия, экскурсии, развлечения, игры, труд

Театрализованные игры, повторение занятий, праздников

 
       
       
       
       

Глава 2. Декоративно-прикладное искусство как средство художественно — эстетического воспитания

2.1 Содержание  и классификация декоративно-прикладного искусства

Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro — украшаю, а в определении «прикладное» содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности.

Декоративно-прикладное искусство — это вид изобразительного искусства отвечающий бытовым нуждам человека и одновременно удовлетворяющий его эстетические потребности несущие его красоту в жизнь.

Человек издавна старался украсить своё жилище и делал это он с помощью материала который находился с ним рядом, т. е. под руками — это дерево, глина, кость и т. д.

 

Также можно выделить несколько наиболее общих художественных принципов традиционных для декоративно-прикладного искусства:

1. Утилитарность. Практическая предназначенность была свойственна народному искусству с самого его происхождения, определяла соответствующие практической цели форму и содержание его предметов.

2. Тесное, всецелое срастание произведений народного искусства с окружающей жизнью, родной природой. Точность этого соединения декоративно-прикладного искусства, которое обуславливается их правдивостью, смысловой точностью, глубоким эстетическим содержанием, отображением в них существующих нравственных представлений о человеке, обществе и жизни.

3. Единство материала и технического приема.

4. Традиционность. Обязательная преемственная передача традиционных форм и опыта, которая помогала стать предмету как бы живым организмом со своим сложившимся характером.

5. Коллективная природа творчества. Преемственность традиций и коллективность труда избавляли мастеров от ошибок, заблуждений, пустой траты времени и сил, создавали условия для подлинного творчества, дальнейшего обогащения и совершенствования народного искусства.

6. Близость к детскому творчеству. Строгая каноничность народного искусства уравновешивается таким его свойство, как непосредственность и непроизвольность выражения, близкие к детскому творчеству и угадываемые по лёгкости, непринуждённости пластических форм.

7. Наглядная декоративность, праздничность впечатления. Нужно наделить вещь красотой, проявляющей себя в элементах декоративности и орнаментальности.

Народное декоративно-прикладное искусство не только плод умения, ремесла его создателей, но и неотъемлемая часть их жизни, повседневного быта.

Знакомство ребенка с русским народным декоративно-прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики — связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.

Декоративно-прикладное искусство делится на виды по технологиям обработки различных материалов.

 

 

Материал

Технология

Промыслы

 

Дерево

Резьба по дереву (домовая резьба, игрушка)

 Роспись по дереву

Богородская игрушка.  

Хохлома, Городец, Мезень, Полхов-Майдан.

 

Глина

 Посуда

 Игрушка

Гжель, Дымково и т. д.

Каргопольская игрушка и т. д.

 

Металл

 Ювелирные изделия

 Филигрань

 Финифть

 Скань

 Роспись по металлу

с. Красное Костромской обл.

Ростовская обл.

Д. Мстёра В. Устюг

Жостово.

 

Ткань

 Вышивка

 Кружевоплетение

 Золотое шитьё

Владимирская.

Вологодское, Елецкое,Михайловское и т. д.

г. Торжок.

 

Кость

 Резьба по кости (ларцы, гребешки)

 Скульптуры из кости

 Цевка

Тобольская, Архангельская обл.

Хотьково, Московская обл.

 

Бумага, картон

 Папье-маше(шкатулки, коробочки)

 Лаковая миниатюра

Федоскино,

Палех, Холуй ,Мстёра.

 
       

Ручной художественный труд является необходимым элементом нравственного и эстетического воспитания маленьких детей. Чтобы человек мог заполнить свободное время интересным и содержательным делом, нужно с раннего детства развивать у него стремление к прекрасному, воспитывать уважение к народным традициям, культурным ценностям. Понятие наследия, традиции в обучении искусству художественных ремесел всегда имело важное значение для преемственности всего лучшего и наиболее ценного.

В последние годы в нашей стране стало традицией устраивать праздники народного искусства, участниками которых являются мастера-умельцы, исполнители фольклорных старинных песен, хороводов. С этой целью организуются ярмарки с самодельными товарами, народные гулянья. В таких праздниках принимают активное участие все  —  и стар и мал! Например, в Городце, что на Волге, в празднике города участвовали дошкольники. На празднично оформленной «улице мастеров» дети в присутствии взрослых вышивали, плели, рисовали и дарили свои сувениры прохожим. Радовались и дети и их родители, которые были признательны воспитателям за то, что они научили детей трудиться.

Когда говорят о декоративно-прикладном искусстве в детском саду, особое внимание обращают на предметы традиционных видов народного искусства. Действительно, изделия народных умельцев, такие, как резьба и роспись по дереву, лаковая миниатюра и чеканка, стекло и керамика, тканые, кружевные и вышитые изделия, народная игрушка,— это проявление таланта, мастерства и неиссякаемого оптимизма художников из народа. Прекрасные образцы декоративно-прикладного искусства помогают воспитывать у детей уважение и любовь к культуре своего народа, Родине, своему краю.

Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К.Д.Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.

Эстетическое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства требует развития в человеке умения правильно воспринимать явления красоты. Это не значит, что ребёнок должен стать художником-профессионалом или специалистом-искусствоведом. Помимо ряда знаний художественных произведений, он должен приобрести некоторый объём сведений из области теории и истории декоративно-прикладного искусства.

Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.П.Усова, Т.С.Комарова, Т.Я.Шпикалова, Н.Б.Халезова, Т.Н.Доронова, А.А.Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду.

На протяжении всего дошкольного периода происходят изменения восприятия, от простых попыток рассмотреть и ощупать, не отвечая на вопрос, каков предмет, до стремления более планомерно и последовательно обследовать и описать предмет, выделяя наиболее заметные особенности.

Усвоение детьми системы сенсорных эталонов существенно перестраивает их восприятие, поднимая его на более высокий уровень. В процессе познавательной деятельности дети овладевают систематизированными знаниями о чувственных качествах предметов, особую роль при этом играет формирование у них обобщенных способов обследования предметов. От способов обследования зависит структура формируемых образов.

Сенсорная культура имеет большое значение для художественно-эстетического воспитания. Умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов открывает возможность лучше понимать произведения искусства, получать потом от этого удовольствие. Ребенок учится создавать образ, овладевает способностью передавать присущие предметам свойства, форму, строение, цвет, положение в пространстве, свои впечатления, усваивает знания о материалах, используемых для передачи изображения, создания художественного образа. Овладение изобразительно-выразительными навыками приобщает детей к элементарной творческой деятельности, проходя сложный путь от простейших действий к процессам образного воспроизведения форм.

Следующая особенность художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника. Формирование художественных и эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, — сложный и длительный процесс. Это отмечают все педагоги и психологи, упомянутые выше. В ходе воспитания жизненные отношения, идеалы претерпевают изменения. В отдельных условиях под влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства, жизненных потрясений идеалы могут претерпевать коренные изменения. «Педагогическая суть процесса формирования художественных и эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления о прекрасном, об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме», — отмечает в своей работе Е.М. Торшилова  

К концу преддошкольного возраста ребенок может переживать элементарные эстетические чувства и состояния. Ребенок радуется красивому банту на голове, любуется игрушкой, поделкой и т.д. В этих переживаниях сначала отчетливо выступает прямая подражательность взрослому, в виде сопереживания. Ребенок повторяет за взрослым: «Как красиво!» Поэтому, общаясь с маленьким ребенком, взрослые должны подчеркивать эстетическую сторону предметов, явлений и их качеств словами: «какая красивая поделка», «как нарядно одета кукла» и так далее.

Поведение взрослых, их отношение к окружающему миру, к ребенку становится для малыша программой его поведения, поэтому очень важно, чтобы дети видели вокруг себя как можно больше доброго и красивого.

Подрастая, ребенок попадает в новый коллектив — детский сад, который берет на себя функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни. Вопросы художественно-эстетического воспитания в детском саду начинаются с тщательно продуманного оформления помещения. Все, что окружает ребят: парты, столы, пособия — должно воспитывать своей чистотой и аккуратностью.

Еще одним из главных условий является насыщенность здания произведениями искусства: картинами, художественной литературой, музыкальными произведениями. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства.

Большое значение в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста имеет народное декоративно-прикладное искусство. Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных мастеров, тем самым прививая ребенку любовь к Родине, к народному творчеству, уважение к труду.

Художественно-эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Обучение, которое целенаправленно осуществляется в детском саду, направлено также и на развитие художественных и эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие систематические занятия, как музыкальные, ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка и аппликация, особенно если воспитатель учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры, устанавливать пропорции и т.д.

2.2 Содержание педагогической деятельности по художественно — эстетическому воспитанию  средствами декоративно-прикладного искусства.

Передовой педагогический опыт — это эффективный опыт, позволяющий достигать хороших результатов в учебно-воспитательной работе при сравнительно невысоких затратах сил, средств и времени.

В ходе настоящего исследования мной был изучен педагогический опыт по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства Ермолаевой Нины Васильевны воспитателя высшей категории  детского сада «Ласточка» Советского района Тюменской области Ханты-Мансийского автономного округа – Югра.

Ермолаева Н.В. отмечает, что в их регионе  нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д.. Поэтому педагогом была поставлена  цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. Современная деятельность предъявляет новые требования к воспитанию: не подавляя авторитарно ребенка, его волю, воспитывать самостоятельную личность, учитывая и разумно направлять потребность и интересы ребенка, стремиться понимать его внутренний мир. Именно поэтому и видя, что ребятам интересно и нравится работать с народным творчеством, Ермолаевой Н.В. была выбрана  кружковую работу, куда дети ходят по желанию.

Для этого Ермолаевой Н.В. была  разработана программа  работы кружка «Художники-умельцы».

При разработке программы были учтены следующие принципы   построения: актуальность, реалистичность, систематичность, активность, воспитывающий характер обучения, доступность, построение программного материала от простого к сложному,  повторность материала, совместная деятельность, контролируемость.

Целью данной программы является: Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

Педагогом были  тщательно изучены материалы, касающиеся истории развития различных народных промыслов; уточнены методы и приемы, используемые при росписи. Работа началась с организации развивающей  среды.  Был изготовлен  практический материал: разработаны дидактические и развивающие игры, папки с силуэтным моделированием,  таблицы с элементами народных росписей, созданы условия для самостоятельной деятельности детей (доступный материал для творчества, наличие его разных видов, глина, краски, карандаши, бумага разных цветов, силуэты изделий из бумаги), различный иллюстрированный материал, были приобретены подлинные изделия декоративно-прикладного искусства, модели-плакаты для формирования умения планировать работу по реализации замысла. Для игровых и сюрпризных ситуаций, для мотивации детской деятельности и создания творческой активности изготовлены куклы – королева Кисточка, Карандаш, Пачкуля, девочка-неумелочка, Незнайка и др.).

Были поставлены задачи:

·               Вовлечь  ребят в художественно-творческую деятельность;

·               Приобщить к эстетической культуре;

·               Формировать духовные  качества, эстетический вкус  у детей;

·               Развивать  художественно-творческие  способностей у детей, привычки вносить элементы прекрасного в жизнь;

·               Пробуждать фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций росписи;

·               Развивать  мелкую  моторики рук детей;

·               Обогащать словарный запас детей.

Педагогом выбраны следующие направления в работе:

·               Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.

·               Знакомство с символикой русского декоративного искусства и её значением.

·               Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.

Для реализации поставленных задач были предопределены различные методы и приемы: одномоментности, метод обследования, наглядности, словесный, практический, эвристический, частично-поисковый, проблемно-мотивационный, метод «подмастерья», сотворчество; мотивационный, жест руки.

Работа строилась так, чтобы развитие ребенка было действительно гармоничным. Формы проведения занятий выбраны разные: путешествия (была изготовилена карту путешествия по городам России) по старинным русским городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами, экскурсии в сказку, превращение в мастеров-художников. На занятиях педагог решала познавательные, обучающие и творческие задачи. Использовалась различная  техника рисования. Знакомя детей с изделиями народных промыслов, Ермолаева  приобщала  детей к родной культуре, помогала  им войти в мир прекрасного, учила видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждала потребность любить и радоваться жизни, учила детей видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетание цветов и оттенков, ведь вглядываясь, присматриваясь, размышляя, дети учатся понимать, чувствовать, любить. Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях: в предварительном создании эскизов на бумаге; в продумывании элементов узора; в расположении их на объемах; в создании предметов декоративного характера; умения найти способ изображения и оформления предмета; в перенесении задуманного декоративного узора на изделие. Ермолаевой Н.В. был  разработан однодневный проект «Русская игрушка». В ходе проекта детей знакомили с образами, характерными для русской игрушки. В целях эмоционального воспитания рассматривание предметов   сопровождалось художественным словом, прибаутками, потешками, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием народной музыки, частушек, песен. Краткие образные характеристики помогали детям запомнить того или иного персонажа, формировали доброжелательное отношение к нему. Педагогом был использован «жест руки, то есть дети рассматривали предмет,  обводя рукой по контуру. Показывая элемент узора, ребенок дотрагивался до него пальцем, находил такой же или одинаковой формы, но другого цвета, с другими элементами. Узор рассматривали постепенно от более крупных элементов узора к более мелким. В геометрическом орнаменте детей учили выделять знакомые элементы и их украшения, чередование элементов, ритмичности. Показывались геометрические элементы, которые входят в изображение растительных элементов – ягод, цветов, листьев (Городецкая, хохломская росписи), а так же акцентировалось  внимание на то,  что сложный узор состоит из простейших, знакомых частей – точки, кружка, кольца, прямых и волнистых линий. Дошкольникам объяснялось и наглядно показывалось,  как нарисовать несложный узор, а затем предлагалось  самим его выполнить. Тем, у кого не получалось, педагог предлагала посмотреть таблицы с элементами и компоновку их в узоре. Деятельность детей приободрялась  пословицами, поговорками: «Терпение и труд – все перетрут», «Умелец да рукоделец и себе и людям славу приносит». На занятиях лепили отдельные предметы и создавали целые композиции. Дети вместе с педагогом любовались игрушкой.

На занятиях кружка у детей пробуждается вера в своих творческих способностях, индивидуальности, неповторимости, вера в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Разная организация занятий, использование наглядного материала, художественного слова, музыки – все это помогало  помочь попасть детям в необычный мир искусства, приобщения к художественной культуре. Это делало занятия живыми и интересными.

Параллельно велась работа с педагогами. Ермолаева Н.В. знакомила педагогический коллектив с историей развития народных промыслов, а так же закрепление умений и навыков педагогов в лепке и декоративном рисовании. Являясь руководителем семинаров-практикумов для педагогов, где педагоги получают практические и теоретические знания о народных промыслах, с удовольствием сами лепят игрушки, расписывают их, создают свои изделия, Нина Васильевна для педагогов разработала листки-памятки по руководству самостоятельной изобразительной деятельностью детей. Ею были проведены  консультации-диалоги  на тему: «Устное народное творчество в становлении традиционных видов художественного труда», консультация: «Место народного искусства в педагогическом процессе детского сада и его воспитательное значение», «Мастер-класс» на тему: «Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей».

В ходе реализации своей программы большое внимание было уделено  работе с родителями. Информацию родители получали на собраниях, в индивидуальных беседах и консультациях. На родительском собрании «Развитие творческих способностей детей» родителей познакомили с целью и содержанием планируемой работы с детьми в данном направлении. Было организовано проведение «круглого стола» с целью распространения семейного опыта художественно-эстетического воспитания дошкольников.  Педагогом проведены  ряд индивидуальных и групповых консультаций по темам: «Учить понимать прекрасное», «Праздничный батик», «Знакомство с различными техниками рисования» и др. Проведен практикум по нетрадиционному рисованию. Регулярно проводился  выпуск папок-раскладок: «Миниатюры на яйце», «Ханты-Мансийские орнаменты», «золотая Хохлома», «Русские художественные лаки», «Плат узорный», «Русский праздничный костюм», «Каргопольские легенды» и др. Вместе с родителями была выпущена стен-газета «Русские глиняные игрушки» и вкладыши «Сделаем вместе» в газету «Ласточкины вести». Плодотворно проводились  Дни открытых дверей: «Ребенок – скульптор», «Ребенок – художник» и «Недели Красоты», где родители трудились вместе с детьми. Результатом таких дней стали выставки совместного творчества, где все любовались на творение своих рук. Кроме изложенного, велась совместная работа  в сотрудничестве с библиотекой, домом культуры и школой, куда  с детьми были организованы  экскурсии,   проводились  выставки детских работ для пенсионеров, ветеранов, школьников, жителей поселка.

Опыт   работы Ермолаевой Нины Васильевны одобрен и распространен в Советском районе Тюменской области Ханты-Мансийского автономного округа – Югра и используется педагогами детских садов района. За участие в районном фестивале методических идей Ермолаева Н.В. награждена грамотой лауреата в номинации «Мир творчества» и грамотой лауреата конкурса «Педагогические инновации». В 2007 году она стала победителем конкурса «Лучший педагог года Советского района». Разработанная ею программа вошла в пакет документов на всероссийский конкурс «Имидж дошкольного образовательного учреждения».

В настоящем исследовании содержание программы кружка по декоративно-прикладному искусству «УМЕЛЬЦЫ-ХУДОЖНИКИ»(для детей старшего дошкольного возраста) представлено в электронном приложении (см.CDR  pril1)

Как одним из примеров  передового педагогического опыта  по эстетическому воспитанию дошкольников была изучена и авторская программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой (формирование эстетического отношения и художественно-творческое развитие в изобразительной деятельности) представляет оригинальный вариант реализации базисного содержания и специфических задач художественно-эстетического образования детей в изобразительной деятельности.

Программа «Цветные ладошки» содержит систему занятий по лепке, аппликации и рисованию для всех возрастных групп ДОУ (задачи, планирование, конспекты занятий). Полная структура программы представлена на цветной вкладке. Программа обеспечена современными наглядно-методическими и практическими пособиями.

Программа «Цветные ладошки» адресована старшим воспитателям и заведующим ГОУ, воспитателям дошкольных учреждений, преподавателям изостудий, гувернёрам, студентам педагогических колледжей и вузов, а также всем, кто интересуется вопросами художественного развития детей дошкольного возраста, — родителям, бабушкам и дедушкам.

Цель и задачи Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»

Цель программы — формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Основные задачи:

1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (и произведениях искусства) и предмет (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.

2. 2.Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства — средствами художественно-образной выразительности.

4. Амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта (эстетической апперцепции): «осмысленное чтение» — распредмечивание и опредмечивание -художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии (носителем и выразителем эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория); интерпретация художественного образа и содержания, заключённого в художественную форму.

5. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

7. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.

8. Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я-концепции-творца».

В настоящем исследовании содержание программы И.А.Лыковой «Цветные ладошки» представлено в электронном приложении (см.CDR 324392_FE82B_lykova_i_a_cvetnye_ladoshki.)

В народном творчестве заложены понятия «историческая память поколений» и неразрывная связь времен», народное видение мира, взгляд на место человека в этом мире. Вот и в нашем детском саду № 83 г. Комсомольска-на-Амуре отводится важная роль  народному творчеству. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свои истоки, историю и культуру своего народа в дошкольном учреждении был создан проект «Приобщение к истокам русской народной культуры».

Основной целью проекта являлось воспитание у дошкольников высоких духовных ценностей и культурных традиций, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине. Наряду с другими задачами, были поставлены и такие, как формирование у детей чувства причастности к духовному наследию прошлого, чувства соприкасания с ним, знакомство детей с народно-декоративным искусством.

В рамках данного проекта  в течении 2010-2011 учебного года воспитателями в старшей группе № 9 осуществлялась работа по художественно-эстетическому воспитанию детей средствами декоративно-прикладного искусства. Мы поставили перед собой несколько основных задач:

— формировать умение различать изделия народных промыслов;

— формировать представления у детей о народных игрушках, как части культуры русского народа, связанной с окружающим миром, природой, традициями в изготовлении игрушек;

— формировать представление о декоративно-прикладном искусстве, его значении в жизни людей;

— развивать умение украшать изделия по мотивам дымковской, гжельской, хохломской, Городецкой росписей(знать и изображать элементы, использовать определенные цвета и цветосочетания, характерные для данной росписи, подбирать цвета в зависимости от фона изделия);

— развивать умение использовать при лепке игрушек разные способы: конструктивный, ленточный, скульптурный;

— обогащать словарный запас за счет слов, обозначающих предметы, элементы и изделия народных промыслов, применять их в речи;

-предоставить детям возможность прикоснуться к культуре с помощью создания в группе мини-музея народного творчества;

-воспитать уважение и положительное отношение к духовно-нравственным ценностям через ознакомление дошкольников с декоративно-прикладным искусством;

Первоначально были созданы условия работы по  художественно-эстетическому воспитанию детей средствами декоративно-прикладного искусства. В группе был создан минимузей, в котором собраны предметы старинной утвари, образцов декоративно-прикладного искусства. В оформлении интерьера группы и оснащении минимузея приняли участие не только педагоги, но и родители. (см.CDR  слайд 31)         

В уголке изобразительного искусства были размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Уголок творчества был дополнен и обновлен материалом и оборудованием, необходимым для детской изобразительной деятельности, ручного труда и художественного конструирования.

Для реализации поставленных задач нами использовались разные формы работы с детьми. Это организованная совместная деятельность детей и взрослого – занятия (фронтальные и подгруппами), трудовая деятельность, экскурсии в другие группы, где   были созданы минимузеи  ДПИ, игры, викторины и самостоятельная деятельность детей.  Так же были предопределены различные методы и приемы: метод обследования, наглядности, словесный, практический, эвристический, частично-поисковый, проблемно-мотивационный, метод «подмастерья», сотворчество; мотивационный. Использовались различные средства: акварельные и гуашевые краски, цветной пластилин, скульптурный пластилин, глина, соленое тесто, кисти разной фактуры, цветная бумага и цветной картон, пуговицы, проволоку,  бросовый материал, газету и др.

Особое внимание было уделено организованной совместной деятельности. За основу было взято    методическое пособие под редакцией Парамоновой Л.А. «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет», которое  представляет собой новую систему в работе с детьми старшего дошкольного возраста и направлена на решение базисных задач развития  детей 5-6 лет.  Ее основу  составляют постепенно усложняющиеся задачи развития ребенка, их реализация на деятельностном подходе и нтегративных принципах. Содержание базисного образования представлено по основным направлениям развития дошкольников, при этом все компоненты взаимосвязаны между собой и позволяют реализовывать системный подход  к воспитанию, обучению и развитию детей, формированию основных физиологических и психических функций, обеспечивающих успешный переход детей к школьному обучению. В предлагаемой системе наряду с  развитием наглядно-образного мышления и воображения особое значение придается развитию эстетического восприятия и детского творчества, которые в данном случае рождаются естественно в процессе взаимообогащения органически взаимосвязанного содержания. Методика занятий опирается, с одной стороны,  на задачи развития ребенка, а с другой, на многоаспектный контекст жизни детей.

Предложенная методическая система образовательной работы с детьми строится на следующих принципах:

— от общего к частному, где каждое частное выступает перед ребенком, как часть чего-то общего;

— наглядное моделирование, демонстрирующее детям некоторые скрытые зависимости;

— продуктивное взаимодействие детей между собой и со взрослыми;

— связь содержания обучающих занятий с опытом детей, полученном в разных видах детской деятельности (вне занятий)

— использование проблемных ситуаций, инициирующих детскую поисковую активность.

Наше внимание обращено на содержание занятий художественного цикла, которое построено в соответствии  с принципом внутренней интеграции видов детской изобразительной деятельности. Рисование, лепка, аппликация, а так же не исключаем и конструирование, выступают для ребенка не как разрозненные виды занятий, а как увлекательная творческая деятельность, в которой единое образное начало реализуется разными изобразительно-выразительными средствами. Обогащение содержания осуществлялось за счет реализации  парциальных программ: программы художественного воспитания «Цветные ладошки» И.А. Лыковой  и программы кружка по декоративно-прикладному искусству «УМЕЛЬЦЫ-ХУДОЖНИКИ» (для детей старшего дошкольного возраста) Н.В.Ермолаевой.

Примеры некоторых занятий в настоящей работе представлены в электронном приложении (см.CDR конспекты занятий).

 

Параллельно велась работа с родителями.  Были проведены беседы и консультации о значимости декоративно-прикладного искусства  в художественно-эстетическом воспитания детей. Созданы выставки детских работ по различным видам декоративно-прикладного искусства, где каждый родитель мог увидеть достижения своего ребенка. Организованы экскурсии родителей по минимузеям в детском саду. К концу учебного года планируется организация выставки декоративно-прикладного искусства  совместного творчества взрослых и детей.

В феврале 2011 года была проведена промежуточная диагностика детей нашей группы по данному направлению. Диагностировалось знание названий видов и технологий обработки декоративно-прикладного искусства, умение ориентироваться на практике в разных видах декоративно-прикладного искусства, умение воспроизводить элементы различных росписей, называть отличительные признаки. В качестве методики диагностики использовались дидактические игры «Народные узоры», «Что изменилось?» «Народные промыслы», «Чудесный сундучок», «Ремесла на Руси» загадки, оценивалась продуктивная   деятельность детей. В качестве оценки применялась балловая система,   каждый правильный ответ оценивался в 1 балл. В ходе проведенной работы по художественно-эстетическому воспитанию средствами декоративно-прикладного искусства ожидаемые результаты были достигнуты. Первоначальные знания детей в данной области значительно повысились, если в начали года 7 из 24 (29.1%) детей имели поверхностные знания о видах и технологиях обработки декоративно-прикладного искусства, то на  момент промежуточного диагностирования 79.1% детей (19 чел) давали правильные ответы на вопросы о  видах и технологиях  обработки декоративно-прикладного искусства,  свободно ориентировались  на практике в разных видах декоративно-прикладного искусства, знали и называли элементы различных росписей и воспроизводили их как в ходе организованной совместной деятельности, так и в самостоятельной.

В настоящее время в рамках общесадовского проекта работа по художественно-эстетическому воспитанию  средствами декоративно-прикладного искусства с детьми нашей группы продолжается.

Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива. В результате знакомства  с изделиями народных промыслов,  дети приобщаются   к родной культуре, входят в мир   прекрасного, видят и чувствуют  неповторимые сочетания красок природы, в них пробуждаются  потребность любить и радоваться жизни.

 

 

Заключение

В ходе исследования по намеченной теме   мы пришли к следующим выводам:

 Воспитание — это социокультурный феномен, который связан с определенным уровнем экономического, политического, художественно-эстетического развития личности.

 Художественно-эстетическое воспитание — одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, эстетическое осознание прекрасного, формирование художественного вкуса, умение творчески создавать продукты ручного творчества.

 Дошкольный возраст — важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности.

 Приобщение ребенка к культуре носит воспитательный характер: развивает творческие способности, формирует художественный вкус, приобщает подрастающее поколение к эстетическим взглядам.

 Азы художественно-эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление долгие годы, поэтому родителям и воспитателям надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство прекрасного, художественный вкус, творческие умения.

  В процессе работы были раскрыты  понятие эстетического воспитания, критерии эстетической воспитанности, формы и методы эстетического воспитания дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства, содержание  и классификация  декоративно-прикладного искусства, изучен передовой  педагогический опыт по эстетическому воспитанию, описана собственная педагогическая деятельность по данному направлению,  тем самым поставленная  цель -изучить и проанализировать теоретический материал по теме, была достигнута.

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Балакина Т. И. История русской культуры.- М.:1996 г.

2. Божович Л.М. личность и её формирование в детском возрасте. — М.: 1963 г.

3. Богатеева З. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. Книга для воспитателей детского сада — 2-е изд. переработка и дополнение . М.: Просвещение, 1986

4. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество. Учебно-методическое пособие/ под. ред. Шпикаловой Т. Я., Поровской Г. А.- М.: Гумонит, Владос, 2000 г.

5. Дубровская Е. А., Козлова С. А. эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста.

6. Ермолаева Н.В. программа кружка по декоративно-прикладному искусству «УМЕЛЬЦЫ-ХУДОЖНИКИ» (для детей старшего дошкольного возраста)

7. Искусство // Детская энциклопедия.- М.: 1964 г.

8. Казанова Т. Г. ИЗО младших школьников.

9. Косминская В. Б. Теория и методика ИЗО в детском саду.

10. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. — М.: Академия, 2002 г.

11. Козакова Т. Г. Развитие у дошкольников творчества. — М.: 1985 г.

12. Лихачёв Б.Т. Методологические основы педагогики. — Самара.: Бахрат, 1998 г.

13. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». — М.: «Карапуз-дидактика», 2007 г.

14.Молодчая Т.В и другие «Вперед в прошлое: музейные интерактивные экспозиции в детском саду// «Воспитатель ДОУ» —  № 6/2010(36)

15. Нефедова И.В. «Воспитание патриотических чувств у детей в процессе приобщния к истории и культуре родного края» // «Воспитатель ДОУ» —  № 5/2010(35)

16. Развивающие занятия с детьми 5-6 лет: методическое пособие под редакцией Парамоновой Л.А. –М.: Издательство: ОЛМА Медиа Групп, 2007г.

17. Рондели Л. Д. Народное декоративно-прикладное искусство. Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1984 г.

18. Сакулина Н. П. Методика обучения рисованию и лепке в детском саду.

19. Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве.

20. Торшилова Е. М., Морозова Т. В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет.

21. Торшилова Е.М. Шалун, или мир дому твоему: Эстетическое воспитание дошкольников / Е.М. Торшилова // Дошкольное воспитание. — 2001.-№9.

22. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Основы народного декоративно-прикладного искусства. — М.: 1996 г.

23. Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет.сада / Под ред. Н.А.Ветлугиной. — М.: Просвещение, 1995.

25. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для ВУЗов / Е.А.Дубровская, Т.Г.Казакова, Н.Н.Юрина и др.; Под ред.Е.А. Дубровской, С.А.Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.-256с

 

 

×
×