8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Развитие и воспитание любознательности детей дошкольного возраста

Автор: Якунина Наталья Николаевна

Развитие и воспитание любознательности детей дошкольного возраста.

Ушакова Д.Н.: «Любознательность — живой интерес ко всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления».

Нельзя отказаться от определения любознательности, как «склонности к приобретению новых знаний, пытливости», которые дают нам Толковый словарь С.И. Ожегова.

Рассмотрев все эти понятия, мы пришли к следующему выводу, развивая у детей дошкольного возраста любознательность, мы будем развивать стремление к приобретению всё новых знаний.

Любознательность у детей — это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает. Каждый вопрос ребенка — это прекрасная возможность научить его самому находить ответ, пользоваться словарями и книгами, помочь ему полюбить сам процесс самостоятельного приобретения знаний и проведения маленьких исследовательских работ.

 Для развития любознательности у детей в условиях ДОУ необходимо создать соответствующую развивающую среду.

Формирование любознательности проводиться в пять этапов.

1 этап. Ознакомление детей с качеством – любознательность, его проявлениями и пользой.

2 этап. Вызвать у детей желание получать новые знания, показать способы получения новых знаний.

3 этап. Показать необходимости быть любознательным, как может пригодиться им это качество.

4 этап. Показать способы получения новых знания, с целью формирования любознательности.

5 этап. Создание условия для самостоятельного и осознанного получения новых знаний о предметах или явлениях.

Одним из средств формирования любознательности у детей является детская литература, она воздействует как на сознание ребёнка, так и на его чувства, помогает правильно воспринимать окружающий мир. Книга даёт детям представления об необычных взаимодействиях человека и окружающего мира. С целью формирования любознательности, активности через чтение художественной литературы в группе собрана большое количество книг на различную тематику, использую следующие формы работы с детьми: литературные викторины, вечера загадок, литературные игры, организация выставок детского творчества.

Для формирования такого качества как любознательность важно, чтобы оно проходило осознанно. Для этого необходимы знания, опираясь на которые у ребенка будет складываться представление о сущности такого качества как любознательность, о необходимости и преимуществах овладения им.

У ребенка должны возникнуть мотивы для приобретения этого качества — любознательность.

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства влияют на прочность складывающегося качества. Показатели выраженности познавательной мотивации:

1. эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность (сосредоточенность на задании; экспрессивно-мимические проявления интереса; положительный эмоциональный фон; эмоциональные «всплески»);

2. целенаправленность деятельности, ее завершенность (способность не отвлекаться на посторонние раздражители и доводить деятельность до конца);

3. степень инициативности ребенка (наличие вопросов, реплик относительно выполнения задания, собственных предложений, замечаний, просьб о помощи, а также диалога с партнером о содержании деятельности).

В своей работе по развитию познавательных интересов и любознательности мы используем различные методы и приемы, как традиционные, так и инновационные.

К традиционным методам мы относим методы принятой в дошкольной педагогике классификации, в основу которой положены основные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное).

Наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.).

Словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов).

Практические методы (игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования, настольно-печатные игры, игры-превращения, фокусы, занимательные опыты).

Результатом работы по развитию детской любознательности можно считать следующие показатели:

— большое количество детских вопросов направленных на познание явлений и объектов живой и неживой природы и элементарной их взаимосвязи;

— умение и желание рассматривать, наблюдать, выяснять свойства и особенности предметов и явлений;

— эмоциональная отзывчивость детей на познавательную деятельность.

Итак, сделаем вывод — как развивать любознательность у ребенка:

—   Относитесь к любым вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них, давайте краткие и доступные ответы.

— В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, перечитать книгу, рассмотреть вместе с вами иллюстративный материал.

— По формату книжки лучше выбирать небольшие, чтобы ребёнок сам мог справиться с переворачиванием страниц и был в состоянии переносить книгу с места на место.

— В библиотеке ребёнка должны быть книги разных жанров.

— Используйте загадки в развитии любознательности, они обогащают ребенка новыми знаниями, побуждают к дальнейшим размышлениям наблюдениям.

— Приобщая ребёнка к компьютеру, соблюдайте требования и правила, чтобы не нанести вред его здоровью

Помните замечательное стихотворение Самуила Яковлевича Маршака:

Он взрослых изводил вопросом «Почему?»
Его прозвали «Маленький философ».
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задает вопросов «Почему?».

 

 

 

×
×