Психолого-педагогические принципы формирования организованности у детей младшего школьного возраста.

Автор: Кривочкина Ольга Вячеславовна

В настоящее время, в связи с существенными изменениями в социальной сфере, в том числе и в области образования, центральное внимание в процессе развития личности уделяется ее активности, которая уже понимается как способность человека к органическому проявлению инициативы и исполнительности в процессе социального взаимодействия. При этом большое значение приобретает организованность, выступающая в роли качественной характеристики активности. Особенно это актуально для младшего школьного возраста.

Организованность, как качественная характеристика социальной активности младшего школьника, проявляющаяся в различных видах деятельности, прежде всего в учении, недостаточно изучена на современном этапе. Имеющиеся данные отражают лишь некоторые общие моменты развития организованности в контексте формирования определенных умений и навыков, связанных с упорядочиванием деятельности. В меньшей степени оказались исследованными характеристики организованности, связанные с мотивационно-ценностным аспектом поведения, проявлениями инициативы.

Следует отметить, что организованность как качественная характеристика социальной активности младшего школьника, проявляющаяся в различных видах деятельности, прежде всего в учении, недостаточно изучена на современном этапе. Имеющиеся данные отражают лишь некоторые общие моменты развития организованности в контексте формирования определенных умений и навыков, связанных с упорядочиванием деятельности. В меньшей степени оказались исследованными характеристики организованности, связанные с мотивационно — ценностным аспектом поведения, проявлениями инициативы.

Существует большая востребованность в обществе такого качества личности, как организованность. Ставшая устойчивым, она позволяет ребенку успешно справляться с предъявляемыми к нему окружающей действительностью требованиями, согласовывать их с собственными потребностями и интересами, освобождая себя от внешнего контроля, принудительных проверок.

B связи с этим, в числе актуальных задач для практической психологии и педагогики является проблема поиска наиболее эффективных путей выявления условий формирования организованности у младших школьников.

Научные труды, посвященные использованию конкретно формированию организованности у младших школьников в качестве метода профилактики и коррекции качества личности в психолого-педагогической литературе встречаются, к сожалению, редко, что показывает на не разработанность данной тематики и важность ее дальнейшего изучения.

По утверждению В. А. Крутецкого, к базовым свойствам личности, относятся: любознательность, ответственность, трудолюбие, ответственность, инициативность, целеустремленность, общительность. Организованность — это базовое свойство личности, и именно оно составляет основание для развития остальных более частных свойств.

По мнению отечественных мыслителей: В.А. Гольневой, А.С. Чернышева, И.В. Дубровиной, под организованностью следует понимать способность личности критически мыслить, разбираться в окружающей жизни, воспитывать в себе твердые убеждения, высокие идеалы и, исходя из них, сознательно корректировать свое поведение. 

Определенный вклад в обоснование проблемы внесли К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой. В истории отечественной педагогики ХХ века развитие организованности учащихся рассматривалось в русле связи обучения с жизнью, использованием процессе исследовательского метода, как принципиального условия развития творческой самостоятельности учащихся. Организованность, как и другие базовые свойства личности — это целостное системное образование, имеющее индивидуальные и личностные характеристики. 

Фактором, способствующим развитию организованности, являются организаторские умения. Они отражают сущность процессуальной стороны феномена. Наряду с организаторскими умениями и развитием мотивов деятельности большое значение в структуре организованности имеет волевая целеустремленность. Анализ каждой из частей в структуре организованности показывает, что все они находятся во взаимосвязи, а само это качество в школьном возрасте опосредовано мировоззрением и мотивационной сферой. Это обстоятельство создает благоприятные условия для сознательного педагогического управления развитием самостоятельной деятельности в педагогическом процессе. Осуществленный комплексный анализ научно — теоретических данных позволяет определить творческую организованность младшего школьника как интегративный комплекс качеств, характеризующих его личность и деятельность и отражающих направленность на получение новых знаний об окружающей действительности.

Как считает А.Н. Леонтьев, организованность всегда проявляется там, где человек способен сам увидеть объективные основания для того, чтобы проявить активность. На неразрывную связь активности и организованности указывали многие ученые, но именно Алексей Николаевич утверждал, что субъектность ребенка позволяет ему успешно самостоятельно осуществлять ту или иную деятельность.

Применительно к младшему школьнику, исходя из концепции доминирующих (базовых) качеств личности и их целостного формирования, организованность можно определить, как интегративное нравственно — волевое качество. И.Ф.Харламов отмечает структурное единство всех нравственных качеств: «Любое качество как динамическое личностное образование в психологическом отношении включает в себя следующие структурные компоненты: во-первых, сформировавшиеся и ставшие устойчивыми потребности в той или иной деятельности или сфере поведения; во-вторых, понимания нравственного значения той или иной деятельности или поведения (сознание, мотивы, убеждения); в-третьих, закрепленные навыки, умения и привычки поведения; в-четвертых, волевую стойкость, помогающую преодолевать встречающиеся препятствия и обеспечивающую постоянство поведения в различных условиях. Указанные структурные компоненты присущи всякому нравственному качеству, будь это трудолюбие или коллективизм, дисциплинированность или товарищество, хотя конкретное содержание и проявление этих качеств будет, безусловно, специфическим».

Ряд авторов, таких как представители русской передовой педагогической мысли В.С. Мухина, Н.И. Пирогов, В.Г. Маралов, Л.Н. Толстой, уделяли много внимания вопросам воспитания организованности как свойства личности. Несомненный интерес в плане исследуемой проблемы представляют теоретические и практические советы Л.Н.Толстого по вопросу образования детей. С целью всемерного усовершенствования процесса обучения, усиления самостоятельности учащихся в Яснополянской школе им было внесено много нововведений и предложений.

В конце XIX — начале XX века виднейшие представители педагогической и психологической науки Э. Торндайк и Д. Дьюи уделяли особое внимание осуществлению принципа развития творческих способностей учащихся, их самостоятельности. Определенный вклад в дальнейшее развитие проблемы внесен К.Д.Ушинским, который развитие «самодеятельности» ребенка выдвинул в качестве основного дидактического принципа и условия влияния на формирование личности.

Организованность как свойство личности, черта характера — уникальная способность человека противостоять давлению извне, сохранять свою индивидуальность. В современной справочной литературе по педагогике организованность определена как: одно из ведущих качеств личности, выражающейся в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться ее выполнения собственными силами, ответственно относится к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.

В работах Н.К. Крупской находится развернутая постановка этих вопросов, где она не только выдвигает требование предоставить детям самостоятельность, но и указывает различные пути ее воспитания у учащихся.

Ее идеи о задачах и значимости организованности и развитии ее у школьников разделялись и во многом схожи с виднейшими педагогами и психологами такими, как Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и другими.  Изучение и анализ литературы позволяет отметить, что проблема организованности учащихся в отечественной педагогике XX века является одной из важнейших и последовательно разрабатывается на всех этапах развития школы. В частности, в педагогической и психологической литературе XX века 20-30-х годов, она связывается с общими задачами формирования подрастающего поколения, в результате чего акценты заметно смещаются с собственно дидактических позиций в сторону проблемы организованности как идеологически необходимого качества личности.

Таким образом, на основе анализа и обобщения определений, предлагаемых А.Н. Леонтьевым, Н.К. Крупской, Д. Дьюи, Ж-Ж. Руссо мы рассматриваем организованность как качество личности, выражающееся в умении ставить перед собой определённые цели, добиваться их достижения собственными силами. А также независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, возможность существовать без посторонней помощи или поддержки. Характеристиками организованности могут быть: независимость, решительность, инициативность. Организованность означает ответственное отношение человека к своим поступкам, способность действовать сознательно в любых условиях, принимать нетрадиционные решения. 

Одним из принципов формирования организованности младших школьников является самостоятельная работа.

По мнению П.И. Пидкасистого, самостоятельная работа — это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации.

Реконструктивные самостоятельные работы учат анализировать события, явления, факты, формируют приёмы и методы познавательной деятельности, способствуют развитию внутренних мотивов к познанию, создают условия для развития мыслительной активности школьников. Самостоятельные работы этого типа формируют основания для дальнейшей творческой деятельности ученика.

Самостоятельные работы по образцу необходимы для формирования умений и навыков и их прочного закрепления. Они формируют фундамент для подлинно организованной деятельности ученика.

Вариативные самостоятельные работы формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации делают знания ученика более гибкими, формируют творческую личность.

Творческие самостоятельные работы являются венцом системы организованной деятельности школьников. Эти работы закрепляют навыки самостоятельного поиска знаний, являются одним из самых эффективных средств формирования творческой личности.

По мнению В.С. Мухиной важный принцип в формирование организованности младшего школьника имеет взаимодействие педагога и ученика. Ребенок может самостоятельно налаживать совместную деятельность, если что-то не в состоянии выполнить индивидуально. Примером такого вида детской организованности служат вопросы ребенка взрослому. В этом случае стоит вести речь об организованности как проявлении инициативы ребенка в построении учебных отношений с учителем. Организованность выступает инициативным действием ребенка навстречу педагогическому воздействию.

Представлены как минимум три основных принципа совместной деятельности учителя и учащихся.

Первый принцип построен на инструктивно-исполнительских началах. Взрослый предстает перед ребенком как носитель социально заданной суммы знаний, умений, навыков, которые ребенок должен усвоить путем копирования и подражания при строгом контроле со стороны педагога. В этом типе совместной деятельности едва ли можно разглядеть источники самостоятельности ребенка.

При втором принципе совместной деятельности образовательное содержание внешне облекается взрослым в проблемную форму, приобретает вид разного рода задач, которые предлагаются ребенку. При этом происходит имитация поиска и принятия решений. При такой совместной деятельности задача полноценного усвоения культуры, обеспечивающего духовный рост ребенка не поддается решению: хотя форма представления образовательного содержания и претерпевает известное изменение, между ребенком и взрослым не складываются развернутые отношения.

Третий принцип совместной деятельности радикально отличается от первых двух: ребенку не известен принцип решения поставленной перед ним задачи, взрослого интересует путь поиска и открытия этого принципа детьми. В контексте третьего типа совместной деятельности становиться возможным творческое приобщение ребенка к культуре, его самостоятельное действие.

Как считает В.А. Гольнева, П.Г. Бугаков, В.А. Морозова, действенным принципом при развитии организованности у учащихся начальных классов является групповая форма обучения. Использование групповых форм ведет к тому, что у учеников возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность; меняется способ общения между детьми; учащиеся более точно оценивают свои возможности; дети приобретают навыки, которые помогут им в дальнейшей жизни: ответственность, такт, уверенность. Надо так организовать учебный процесс, чтобы каждый ученик мог реализовать свои возможности, видеть процесс своего продвижения, оценить результат своей и коллективной (групповой) работы, при этом развить в себе организованность, как одно из главных качеств личности.

Ряд авторов, таких как Н.В. Бекузарова, Т.А. Егорова, В.Г. Маралов, В.Г. Степанова отмечали, что особое значение в формировании творческой организованной активности младшего школьника играет прикладная деятельность, характеризующаяся свободой реализации замыслов через использование разнообразных материалов, технологий в создании оригинальных изделий. Художественно — конструкторская деятельность позволяет расширить представления ребенка об окружающей действительности, обогатить его жизненный опыт, ориентирует на преобразующее отношение к миру. Системный подход в освоении детьми художественно-конструкторской деятельности дает им возможность накопить эстетический, технологический, социальный, трудовой опыт, тем самым обеспечивает развитие творческой активности ребенка на самом высоком уровне.

У ребенка младшего школьного возраста происходит формирование эмоциональной и мотивационно — ценностных сфер личности, для которых характерны познавательная активность, любознательность, потребность в принятии организованных решений и их практической реализации. В детском творчестве различают два типа конструирования: техническое и художественное, которые дают возможность детям выразить свое отношение к изображаемому объекту, проявить свою фантазию и тем самым самостоятельность. Усвоение данного комплекса знаний формирует чувство стиля, эстетического отношения к миру вещей, особую манеру мышления.

Такой вид мышления называется продуктивным. Продуктивность мышления обеспечивает самостоятельное решение новых проблем, глубокое усвоение знаний, т.е. успешность выполнения учебной деятельности. Решая конструктивные задачи, дети учатся анализировать их условия и находить самостоятельные решения.

В работах Н.К. Крупской в статье «Методика задавания уроков на дом!» было сказано: «Уроки на дом имеют большое значение. Правильно организованные они приучают к самостоятельной работе, воспитывают чувство ответственности, помогают овладевать знаниями, навыками». Домашняя учебная работа — это форма организации самостоятельного, индивидуального изучения школьниками учебного материала во внеучебное время. Значение домашней учебной работы, особенно в начальных классах, состоит в следующем. Выполнение домашних заданий помогает глубже понять учебный материал, способствует закреплению знаний, умений и навыков благодаря тому, что учащийся организованно воспроизводит изученный на уроке материал и ему становится более ясно, что он знает, а чего не понимает.

Педагог, формирующий организованность младших школьников, способствует благоприятной ситуации развития ребенка, выстраиванию его жизненных перспектив, то есть реализует цель воспитания, ибо результатом его педагогической деятельности предстает личность ученика как «активное творческое начало, порождающее мир, проектирующее действительность и собственное будущее, выходящее в своих поступках и деяниях за пределы самого себя».

Таким образом, применение на практике психолого — педагогических принципов способствует совершенствованию умений работать организованно и развитию самостоятельности ученика. Однако любая работа должна начинаться с осознания учащимися цели действий и способов действий. Все принципы деятельности младших школьников имеют большое значение. Выполнение письменных упражнений, написание сочинений, рассказов, стихов и тому подобное, это творческие работы, требующие большей активности, работоспособности.

В завершении можно сказать, что, все вышеперечисленные принципы, средства и формы воспитания организованности, при их систематичном, правильном использовании формируют у учащихся изучаемое нами качество.

 

Список литературы

1.Вардянян А.У., Варданян Г.А. Сущность учебной деятельности при формировании творческого мышления учащихся // Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности. Уфа, 2010г.

2.Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 2008г.

3.Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М., 2004г.

4.Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 2003г..

5.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 2006г..

6.Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2001.

7.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.

8.Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 2009г..

 

9.Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.

×
×