«Создание ситуации успеха на занятиях изобразительного искусства»

Автор: Голикова Елена Владимировна

                                                   

   МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

АРЗГИРСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему:

«Создание ситуации успеха на занятиях

изобразительного искусства»

 

 

 

 

 

 

                                              

                                                 

 

 

 

 

                                              

      педагог дополнительного образования

                                                                 Голикова Елена Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Арзгир

2018 г.

 

Успех в учении – единственный источник

внутренних сил, рождающий энергию для

преодоления трудностей, желания учиться.

В.А. Сухомлинский.

            Создание ситуации успеха – очень важная тема в образовании и особенно в дополнительном образовании. Чтобы в студию приходило больше детей, и они занимались с удовольствием, необходимо на занятиях создавать ситуацию успеха – стремление детей к успеху, к лучшим результатам, к победе в соревнованиях, выставках, олимпиадах, конкурсах.

         На занятиях  в студии я стараюсь создать все условия, необходимые для успешного обучения детей, создать ситуацию успеха. Дети должны с удовольствием ходить на занятия, испытывать радость от полученных результатов. Радость возникает, если есть успех, который окрыляет человека. Поэтому, я стремлюсь создать каждому воспитаннику ситуацию успеха,  которая не только стимулирует творческую деятельность, но и даёт ребёнку веру в себя, в его прекрасное будущее.

         Слово «успех» по толковому словарю С.И. Ожегова означает:

 — удача в достижении чего-нибудь;

 — общественное признание;

 — хорошие результаты в работе, учёбе.

         Создать ситуацию успеха невозможно без четырёх условий:

·        комфортности детей на занятиях,

·        интереса к изучаемой деятельности,

·        доступности материала

·        и контроля  деятельности учащихся.

1.     Комфортность.

     На занятиях в студии я создаю все условия, чтобы дети чувствовали себя комфортно. Для психологического и физического благополучия учащимся на занятии необходим кратковременный отдых – это переключение внимания с одного объекта на другой.  Обязательны физкультминутки для кистей рук, глаз. На переменах дети играют в подвижные развивающие игры на развитие зрительной памяти, творческого воображения и т.п.

         Иногда на занятиях разрешаю работать стоя, особенно в младших группах. Дети свободно общаются с товарищами. Если возникла необходимость, ребёнок может свободно взять книгу, журнал, образец или трафарет,  поменять воду в баночке, помыть палитру и кисти, делая всё это свободно. Единственное условие – не мешать работать другим детям.

         Стараюсь создать психологический комфорт обучающихся, меняю виды деятельности и темп работы. Применяю не только зрительный ряд (репродукции, иллюстрации, образцы, натуру), но литературный ряд и нередко – музыкальное сопровождение. Чаще это классическая или инструментальная музыка.

2.     Интерес.

         Интерес и удовольствие, сопровождающие занятия изобразительного искусства, рождают ситуацию успеха. Для этого применяю нетрадиционные формы и методы обучения  –  занятия по сказкам или рассказам с использованием стихов, загадок, пословиц, легенд, историй. Например, в младшей группе на занятии о животных используем загадки и стихи о животных. Ещё мы проводим занятия по сказкам: «Колобок», «Морозко», «Буратино», «Сказка о царе Салтане». Дети  с удовольствием рисуют или лепят сказочных персонажей.

                  Обстановка на занятиях изобразительного искусства позволяет широко применять игровые формы. Часто проводим игру-соревнование: «Запомни меня» на развитие зрительной памяти или «Весёлые кляксы»на развитие воображения. Можно провести соревнование: «кто больше диковинных животных или птиц найдёт» среди произвольно нарисованных линий.

          Так же чередую род занятий по рисованию, аппликации, лепке и декоративному рисованию. Дети  используют  различные  материалы –гуашь, акварель, цветные карандаши, тушь, мелки, пастель, пластилин, цветная бумага, картон, различные виды бумаги, природные материалы. И работают разными инструментами — кистями, ножницами, стеками и т.д. Всё это способствует разнообразить занятия, чтобы они не были скучными, а напротив, были интересны и познавательны.

 А также изучаем разнообразные  художественные техники: аппликация и коллаж, монотипия, лепка, пластилиновая живопись и многое другое. В последнее время мы изучали нетрадиционные техники рисования: рисование по сырой бумаге, сжатой бумагой, губкой, ватными палочками, монотипия, набрызг, печатание различными поверхностями.  Эти техники не только просты в освоении, но являются также и арт-терапевтическими. Использование нетрадиционных техник даёт выход энергии и агрессивным  импульсам, раскрепощает излишне скованных детей. Благодаря им снижается тревожность, улучшается настроение детей, они чувствуют себя более комфортно. Помогают сформировать способность нестандартного видения мира людей и мира вещей и творческого воплощения его в любом материале. Арт-терапия на занятиях в изо студии развивает эмоционально-чувственный мир детей, их воображение, способствует эстетическому развитию личности и более успешному усвоению материала.

         Формы работы могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Обычно это корзина с плодами к празднику «Золотая осень», панно ко Дню учителя, к 9 мая или тематический  коллаж.

Также улучшению психологического климата в коллективе и взаимопонимания детей способствует совместное проведение мероприятий и экскурсий , что содействует достижению успеха обучающихся.

         Доступность.

         Задание для детей должно быть посильным. Поэтому, планируя, занятия я учитываю возрастные особенности учащихся. Дети могут  выполнять разноуровневые задания. Предоставляю право выбора самим детям. Задания стараюсь давать интересные и довольно сложные для самых способных детей в группе. А для детей с меньшими способностями даю задания менее сложные, чтобы они могли их выполнить и тоже чувствовали себя успешными наравне с другими.

         Для лучшего усвоения материала очень важен рисунок, выполненный на занятии самим педагогом. Поэтому почти всегда демонстрирую  поэтапное выполнение рисунка. Тогда дети лучше усваивают, как нарисовать тот или иной предмет. Например, в группе 3 года обучения  при изображении фигуры человека на первом занятии я рисую, а ученики за мною повторяют каждый этап, начиная с проведения осевой линии и заканчивая проработкой изображения пальцев рук. А на следующем занятии раздаю шаблоны  фигуры человека в движении, затем выполняем лепку человека. Так мы осваиваем рисунок – от простого к сложному. Самостоятельное задание по изображению человека даю только тогда, когда обучающиеся будут уверенно передавать пропорции фигуры человека. А иногда, для поддержания интереса создаю проблемную ситуацию: даю творческое  самостоятельное задание и, когда у детей возникает   вопрос как это сделать, направляю их на пути решения.

          На занятиях даю ребёнку возможность выбора. Выбора тем, техники выполнения задания, художественного материала, способа, которым может быть выполнена работа.         Мало объяснить и показать тот или иной приём работы – надо добиться того, чтобы этот приём был хорошо усвоен. Для этого часто прошу детей повторить моё объяснение, особенно, если это трудная тема и мы разбираем сложные вопросы. Повторение материала несколькими детьми дает более прочное усвоение материала и показывает, кто лучше освоил задание, а кто хуже. Ещё на занятиях в студии более способные дети помогают и объясняют менее- способным. Благодаря этому  лучше усваивается материал, способные дети здесь выступают в роли учителя, повышается их самооценка, это также способствует созданию ситуации успеха.

         Контроль.

         Изобразительную деятельность учащихся необходимо постоянно контролировать, оказывать своевременную помощь, указывать на ошибки, давать практические советы по их устранению. В конце занятия постоянно выделяю время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

         Осуществляю промежуточный контроль на занятиях. Т.е. проверяю выполнение учащимися каждого этапа. Если их своевременно не исправить, то в конце работы это сделать гораздо труднее или совершенно невозможно.    Систематически организую выставки, что даёт возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Ребёнок должен знать, что его успех зависит только от результатов проделанной работы. На заключительном занятии по теме обязательно провожу выставку и отмечаю положительные стороны работ детей: за  оригинальный рисунок, за необычное сочетание красок, за хорошо прописанные детали.         Потом можно ожидать большего.

         Участие в конкурсах и выставках даёт каждому обучающемуся возможность пережить радость достижения успеха, осознать свои возможности, поверить в себя.

 

                  Подводя итог, хочу сказать, что достижение успеха невозможно без обеспечения комфортности детей на занятиях, поддержания интереса к изучаемой деятельности, доступности материала и контроля  деятельности обучающихся.

×
×