Автор: Карамова Эльфиза Рифовна
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в младшей группе «Прогулка в весенний лес» .
Цель: Закрепить знания детей о сезонных изменениях весной.
Задачи:
Образовательные:
— Систематизировать знания детей о весне.
— Закреплять знания о жизни птиц и диких животных в весенний период.
— Закреплять навыки нетрадиционного рисования — пластилинографии.
Развивающие:
— Развивать творческую активность, познавательную мотивацию;
— Развивать связную речь; активизировать словарный запас;
— Развивать физиологическое дыхание;
— Развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
— Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.
— Приобщать детей к изобразительному искусству.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Инновационные технологии: ИКТ, элемент ТРИЗ технологии, здоровьесберегающая технология.
Виды деятельности: игровая, познавательная, двигательная, изобразительная.
Предполагаемый результат: дети имеют представление о характерных признаках весны.
Словарная работа: весна, солнечный, весенний, теплый, перелетные птицы, весенний день, солнечный, лужа, ручеек.
Методы: Словесный – ответы на вопросы.
Наглядный – рассматривание.
Игровой – игры.
Практический – рисование.
Оборудование: экран, проектор, ноутбук, презентация «Весна», тазик с водой, бумажные кораблики, картон по количеству детей, пластилин, салфетки.
Предварительная работа: беседы с детьми о весне, наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов о весне, заучивание стихотворений, разгадывание загадок, рассматривание картин и иллюстраций.
Региональный компонент: природа Башкортостана.
План ООД:
1. . Мотивационно – побудительный этап: 2 мин
Создание мотива для деятельности детей. Определение цели.
2. Основной этап: 12 мин
Беседа по вопросам.
Игра (ТРИЗ) «Хорошо-плохо».
Дыхательная гимнастика.
Эксперимент с бумагой (не тонет в воде).
Физкультурная минутка (подвижная игра).
Просмотр презентации.
Рисование солнца (пластилинография)
3 . Рефлексивный этап:1 мин
Оценка деятельности детей и самооценка.
Подведение итогов ООД.
Длительность ООД: 15 минут
Ход ОДД:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте с ними поздороваемся (Здравствуйте)
Мотивационно – побудительный этап:
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня ещё один гость. Кто это? (Пингвин). Вы, знаете, где он живет? (в Антарктиде). А как вы думаете, там бывает весна? (нет, только зима). Вот поэтому он ничего не знает о весне, но очень хочет узнать. Хотите помочь ему? (да). Тогда давайте сегодня ему, расскажем о весне.
Основная этап.
Воспитатель: Сейчас у нас какое время года?
Дети: Весна.
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: Потому что весной солнышко греет и снег тает и т.д.
Воспитатель: Ребята, а вы ждали весну? А почему? А как вы думаете, весна – это хорошо или плохо?
Игра «Хорошо – плохо» (ТРИЗ). Весна – это хорошо, потому, что…. Весна – это плохо, потому, что… и т. д.
Воспитатель: Посмотрите в окно, какой сегодня день?
Дети: Солнечный, теплый, весенний.
Воспитатель: В такой замечательный день так и хочется выйти на улицу. Предлагаю вам совершить прогулку в весенний лес. Вы хотите?
Дети: Да!
Воспитатель: А теперь закроем глазки и считаем – 1, 2, 3- и мы с вами в весеннем лесу. Посмотрите, как красиво в нашем краю весной (слайды Природа Башкортостана).
Беседа по вопросам
Воспитатель: А какие изменения происходят в природе весной?
Дети: Растаял снег, появились ручейки, набухли почки, появляется зелёная травка, солнышко стало греть теплее, прилетают птицы, дует теплый ветер, появляются зелёные листочки, появляются первые цветы и т. д.
Воспитатель: Ребята, с приходом весны все вокруг просыпается – оживает, тает снежок: появляются и бегут что?
Дети: Ручейки.
Воспитатель: А, что вы любите делать, когда бегут ручейки?
Дети: Пускать кораблики.
Воспитатель: Хотите сейчас пустить кораблики? (да). Идемте к столу возьмите кораблики, опустите их в воду, и подуем на них.
Игровой момент. Дыхательная гимнастика.
Дети опускают кораблики в воду и дуют.
Воспитатель: Ребята кораблики, что делают? (плывут). А почему они не тонут? (они сделаны из бумаги). Значит бумага в воде, что делает? (плавает, не тонет)
Вывод: бумага не тонет в воде.
Воспитатель: на деревьях появляются что? (почки) (слайд).
Воспитатель: затем из почек появятся что? (листочки) (слайд).
Воспитатель: В весеннем лесу, как только растаял снег, сразу же появились цветы.
-А какой самый первый цветок появляется весной в лесу?
Дети: Подснежники (слайд).
Воспитатель: Молодцы, а какие еще первые цветы вы знаете?
Дети: Одуванчик, мать-и-мачеха.
Воспитатель: В весеннем лесу происходят изменения и в жизни животных. Каких диких животных вы знаете?
Дети: лиса, белка, медведь, волк, заяц …
Воспитатель: А почему они называются дикими?
Воспитатель: Что с животными происходит весной?
Дети: Поменяли зимние шубки на летние.
Воспитатель: Заяц был зимой, какой?
Дети: Белый (слайд).
Воспитатель: А весной?
Дети: Серый (слайд).
Воспитатель: Медведь зимой что делал?
Дети: Спал.
Воспитатель: А весной?
Дети: Проснулся (слайд).
Воспитатель: Весной почти у всех зверей появляются?
Дети: Детёныши.
Воспитатель: А с птицами, что весной происходит?
Дети: Возвращаются перелётные птицы (слайд).
Воспитатель: Каких перелетных птиц вы знаете? (скворец, гуси, ласточка).
Воспитатель: Чем занимаются птицы весной?
Дети: Строят гнёзда.
Воспитатель: Правильно, ребята. А давайте с вами поиграем в «птичек».
Подвижная игра «Солнышко и дождик».
Воспитатель: На доске стоит домик для кого?
Дети: Для птиц.
Воспитатель: Как он называется?
Дети: Скворечник.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на скворечник и скажите из каких геометрических фигур он состоит? Назовите?
Дети: квадрат, круг, прямоугольник.
Воспитатель: Правильно, молодцы!
Воспитатель: С приходом весны солнышко что делает? (пригревает, становится теплее, радостнее). Ребята, давайте посмотрим на солнышко. Какое оно? (слайд).
Дети: Доброе, красивое, тёплое, ласковое, яркое, по форме – круглое, по цвету – жёлтое.
Воспитатель: А вот у нашего Пингвина в Антарктиде солнышко совсем не такое: оно не тёплое, не веселое и совсем не греет. Давайте мы с вами нарисуем солнышко и подарим Пингвину, чтоб у них тоже было весело и чуть-чуть теплее. А чем мы с вами можем нарисовать солнышко? (красками. карандашами). Я предлагаю рисовать пластилином.
Показ способа изображения (пластилинография).
Нужно взять кусочек пластилина, ладонями скатать шар, немного сплющивать его пальчиками, чтобы получился диск, этот диск кладем на середину картона и указательным пальчиком нажимая оттягиваем лучики в разные стороны. Работа детей.
Дети создают солнышко с помощью размазывания пластилина на листе бумаги пальчиками.
Воспитатель: Какие красивые солнышки у вас получились. Давайте посмотрим на них.
— Сколько у нас солнышек получилось? (Много).
— А на небе сколько? (Одно).
— Какого цвета солнышко? (Жёлтое).
— Мне очень понравились ваши солнышки. Молодцы ребята!
Рефлексивный этап.
Воспитатель:
-Кто был у нас в гостях?
-О чем мы с вами ему рассказали?
-Весна, какая?
— Что происходит весной?
— Что вам сегодня понравилось? Что не понравилось?
— Благодаря вам Пингвин узнал много интересного о весне. Молодцы!