Автор: ЕрмаковаЛилия Алексеевна
Изменение сущности образовательного процесса в условиях информатизации
Роль информационно-компьютерных технологий в системе обучения, в художественном образовании и практике очевидна, и дискуссии в рамках соотношения явлений «компьютер» и «творчество» безусловно, имеют огромный спектр вопросов и стали достаточно актуальными.
Процесс обучения может представлять некое единство учебной, художественно-творческой и поисково-исследовательской деятельности.
Оптимальным современным средством в такой концепции обучения становится компьютер. Компьютер — перспективный инструмент художественного творчества, доступного современному ребёнку. Благодаря владению богатыми музыкально-компьютерными средствами, возможности творческого самовыражения значительно повышаются — повышается и качество образования, растёт заинтересованность обучением.
Творчество может рассматриваться и как цель и как форма обучения, а компьютерные технологии — это, безусловно, лишь средство обучения, весьма оптимальное и соответствующее объективному состоянию технического прогресса.
Действительно, медики подчёркивают неоднозначность влияния компьютера на здоровье, ухудшение его показателей. В значительной степени, таким показателем является острота зрения. На фоне увеличения числа близоруких один из наиболее распространённых видов нарушения зрения в настоящее время — так называемый «компьютерный зрительный синдром». Существуют и альтернативные подходы к проблеме коррекции зрения, связанные с использованием некоторых психотерапевтических методик, в том числе терапии творчеством. Специалисты утверждают, что ввиду существования определённых связей зрительных механизмов и специфических особенностей мозговой деятельности в процессе творчества создаются особые условия, предотвращающие ухудшение зрения. Известно, что при работе с компьютером создаётся односторонняя нагрузка на мозг. Если ребёнок с раннего возраста общается с компьютером, в его мозгу, как доказано, будет преобладать левосторонняя функциональная направленность. Эта асимметрия может быть уравновешена при условии активизации правополушарных функций мозга, которая и осуществляется в ходе художественно-творческой деятельности. И равновесие в работе полушарий нейтрализует некоторые симптомы близорукости. Итак, электронный инструментарий прочно входит в арсенал обучающих возможностей, как в системе общего, так и дополнительного образования. В практике преподавания изобразительного искусства применяю компьютерные технологии в художественно-творческой деятельности детей.
Таким образом, художественная деятельность с помощью компьютерных технологий содержит огромный потенциал для синтеза различных языковых средств искусства. Полихудожественный аспект в ходе использования компьютерных технологий позволяет рассматривать возможность создания самостоятельных электронных композиций как уникальную форму рефлексии в учебной и исследовательской практике.