Автор: Пудова Ольга Федоровна
«Физкультурный досуг в ДОУ»
Пудова Ольга Фёдоровна
СП ГБОУ СОШ
№8им.С.П.Алексеева
детский сад №4
г.о. Отрадный
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы »
В.А.Сухомлинский.
Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед детским садом.
В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Проблемы экологии, занятость родителей, низкий уровень двигательной активности семьи — все это не укрепляет здоровье ребенка, а наоборот.
Именно поэтому проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной. Подписанное президентом В. Путиным Постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения» показало беспокойство государства за будущее страны. В связи с этим Правительством Российской Федерации своевременно принята целевая программа «Дети России».
Актуальность данной проблемы определена и в Законе «Об образовании» (подраздел 2, ст.1, ч.1), Федеральной программе развития образования, Национальной доктрине образования, в Конвенции о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
Исходя из того, что проблема формирования интереса к физической культуре актуальна, нами было проведено анкетирование по выявлению интереса к физической культуре и знаниям о здоровом образе жизни у детей нашего детского сада. Анкетирование показало, что не все дошкольники проявляют интерес к физической культуре и к знаниям о здоровом образе жизни.
Перед нами встала педагогическая проблема: какими средствами повысить интерес детей к физической культуре и знаниям о здоровом образе жизни.
Исходя из важности этой проблемы, была поставлена
Цель: сформировать у детей интерес к физической культуре и к знаниям о здоровом образе жизни через физкультурные досуги.
И поставили перед собой следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать педагогическую и психологическую
литературу по данной теме.
2. Составить план мероприятий по данной теме (НОД, досуги, развлечения,
Дни Здоровья).
3. Познание детьми самих себя и осознание того, что им дано природой.
4. Приобретение детьми знаний о человеке, способном счастливо жить в
широких пределах изменения внешней среды.
5. Освоение детьми природных навыков самооценки и самоуправления с
целью развития их собственного идеала здоровья и полноценной жизни.
Невозможно представить себе жизнь ребёнка в детском саду без весёлых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов.
Физкультурный досуг – одна из форм активного отдыха детей. Одни развивают сообразительность, другие — смекалку, третьи — воображение и творчество, но объединяет их общее — воспитание у ребёнка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни, восполняют дефицит двигательной активности.
Проводим физкультурные досуги в дни каникул и ежемесячно в течение года, как в помещении, так и на свежем воздухе.
Физкультурные досуги позволяют нам, не снижая общего эмоционального состояния: стимулировать активность каждого ребёнка с учётом его индивидуальных возможностей; дифференцированно подходить к оценке результатов его действий; не разочаровывать замечаниями и критикой, а дать возможность испытать приятное ощущение радости от выполненных им движений, радоваться успехам других.
В содержание досуга вводим знакомые детям физические упражнения, проводим их в игровой форме, в виде весёлых забав, аттракционов, что создаёт положительный эмоциональный фон, оказывающий благоприятное воздействие на организм ребёнка. Закрепляем двигательные умения и навыки детей, развиваю физические качества. Воспитываем чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи, целеустремлённости, смелости, дисциплинированности, организованности.
При проведении досугов приобщаем всех детей к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях. При этом дети ведут себя непосредственнее, чем на физкультурных занятиях, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. Более естественно использовать те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, проявлять своеобразный артистизм, эстетичность в движениях, что имеет немаловажное значение для развития личности каждого ребёнка. К каждому физкультурному досугу мы подбираем с помощью музыкальных руководителей музыкальное сопровождение (доступное для детского восприятия). Немаловажным считаем оформление зала (то арена цирка, то сказочная полянка или необитаемый остров). Вместе с воспитателями отбираем нужные по теме стихи, песни, загадки. Обязательно продумываю активизацию зрителей. Это может быть участие в разминке, общая подвижная игра, танец, выполнение определённых движений, сидя на месте. Важно не снизить эмоциональный подъём досуга до конца действия. Для этого придумываем сюрпризные моменты (ввод персонажа, получение письма с заданием от сказочного героя, вручение маленьких призов, грамот, сувениров, сладкое угощение) — ведь каждый ребёнок рад небольшому подарку.
Самое главное при проведении досугов – это умелое руководство педагога (разнообразно и правильно планировать вариативность игр, развлечений, аттракционов), творчество, настроение (которое влияет на эмоциональное состояние детей).
Параллельно с физическим развитием в досугах идёт обучение детей основам культуры здоровья.
При проведении досугов, индивидуальных бесед с детьми перед нами встала проблема — недостаток у детей знаний о здоровом образе жизни. Учёными установлено: 40% заболеваний взрослых своими истоками уходят в дошкольный возраст. К сожалению, в последнее время увеличилось количество больных детей, посещающих дошкольные учреждения. Этому, конечно, есть объяснение – неблагоприятная экологическая обстановка, низкий уровень знаний о физической культуры.
Учитывая всё вышеизложенное, мы пришли к выводу о необходимости формирования у детей знаний о здоровом образе жизни, глубокий интерес к оздоровлению собственного организма, развитие навыков ведения здорового образа жизни, ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих, через физкультурные досуги.
По сути, маленький ребёнок должен стать для себя врачом, психологом, физиологом, психотерапевтом, тренером.
Цель таких досугов:
- Дать детям знания о человеческом организме
- Сформировать потребность в здоровом образе жизни
- Развивать самосознание.
Исследовав уровень физического развития детей, и проанализировав знания детей о здоровом образе жизни, мною была разработана система валеологическогих досугов, которая позволяет в комплексе решать задачу оздоровления детей.
Система работы велась по трем основным направлениям:
- Работа с детьми
- Совместная работа с воспитателями
- Взаимодействие с родителями
Для реализации этих направлений в своей работе использовали различные формы, методы и приемы:
- Педагогическое обследование детей
- Мониторинг педагогов
- Организация валеологического воспитания детей, через проведение досугов, бесед, игр, развлечений
- Организация работы с родителями по направлению «Папа, мама и я – здоровая семья!»
При проведении мероприятий моя деятельность основывается на следующих
принципах:
- Личностно-ориентированного взаимодействия
- Доступности
- От простого к сложному
- Импровизации
- Интеграции с ИЗО
На каждый возраст мы предусмотрели определённый минимум знаний, умений и навыков.
Формирование навыков здорового образа жизни мы проводим поэтапно. Мы разработали серию досугов.
На 1этапе (в младшем дошкольном возрасте) формирую культурно-гигиенические знания и двигательные навыки детей:
Младшая группа – серия «Мир животных» — у животных можно многому научиться, как заботиться о себе, о своём здоровье, о своей гигиене.
На 2 этапе (средний дошкольный возраст) продолжаем формировать культурно-гигиенические навыки, закрепляем двигательные навыки детей, воспитываем дружеские взаимоотношения, учим работать сообща:
Средняя группа – серия «В гости к сказке» — дети всегда тянутся к сказке. Они живут не в реальном мире, а в мистическом. Без сказки детство ребёнка тускло, лишено полёта и радости, а, следовательно, вредно для здоровья. Самое главное – это помочь ребёнку ощутить себя участником сказки, чтобы научиться делать жизнь и быть здоровым.
На 3 этапе (старший, подготовительный дошкольный возраст) формируем представления детей об Олимпийском движении; знакомим с видами спорта; знакомим со строением организма человека, его внутренними органами; закладываем основы ЗОЖ:
Старшая группа – серия «Хочу всё знать!» — в этом возрасте у детей появляется стремление узнать новое, многому научиться. Здесь мы начинаем знакомиться с первобытным миром, с происхождением Олимпийских игр, со своим организмом.
Подготовительная группа – серия «Вот мы какие!» — продолжаем обогащать представления детей о здоровье, об организме, его потребностях, о способах
предупреждения травматизма, закаливания, продолжаем знакомить с историей развития Олимпийского движения.
.
Подводя итоги нашей работы, считаем, что цель и задачи выполнены. Чрезмерно подвижные дети стали проявлять внимательность, стали добиваться точности выполнения заданий, а малоподвижные научились хорошо и свободно ориентироваться в пространстве, с интересом принимать участие в коллективных играх, и проявлять такие качества, как быстрота, ловкость, гибкость. У детей сформировано элементарное представление о здоровом образе жизни.
Результат.
Дети знают:
— части тела (руки, ноги, голова, пальцы, стопа, живот, спина)
— органы чувств (глаза, уши, нос, язык)
— зачем нужны органы чувств и части тела
— зачем нужен рот и зубы
— как надо следить за чистотой своего тела
— для чего надо выполнять оздоровительные упражнения, пальчиковую гимнастику
— почему надо следить за осанкой
— название некоторых внутренних органов (сердце, лёгкие)
— элементарные способы оказания первой помощи и т.д.
Хочется подчеркнуть, что для реализации этапов обучения детей ЗОЖ принимают участие все специалисты детского сада:
-медик, с которым мы консультируемся о состоянии здоровья детей
-старший воспитатель – дает рекомендации, мы анализируем работу, строим перспективы дальнейшего развития детей
-музыкальный руководитель, который, помогает подобрать музыкальное сопровождение; разучивает вовремя музыкальных занятий ритмические движения, которые мы закрепляем с детьми; оказывает помощь в подборе костюмов
-воспитатели участвуют в обсуждении содержания мероприятий, готовят атрибуты, активно принимают участие в анкетировании, играют роли, помогают создавать развивающую среду, оказывают помощь в работе с родителями и детьми.
И, конечно, первые наши помощники – это родители. Они первые воспитатели ребёнка, первые помощники детского сада в развитии детей. С родителями работать сложно: одни ссылаются на то, что нет времени, другие не задумываются над тем, что дети берут пример в первую очередь с горячо любимых ими людей. Если ребёнок не делает зарядку, значит, его не приучили к этому, и гимнастика не стала для него потребностью.
Мы приглашаем родителей на спортивные праздники и развлечения. Ведь именно совместная деятельность помогает родителям в деле воспитания ребёнка, в повышении авторитета (собственной компетенции), а также способствуют созданию эмоционального благополучия ребёнка дома и в группе и сближают дошкольное учреждение с семьёй. А также проводится наглядная работа: ширмы-раскладки, консультации, анкетирование, выступления на родительских собраниях, индивидуальные рекомендации, стенды, фотографии детей.
Положительных результатов можно достигнуть только при тесном сотрудничестве коллектива детского сада и семьи.
Вывод: данная методика работы помогает в полной мере решению поставленных нами целей и задач, повышает интерес и знания детей о физической культуре, способствует формированию навыков ЗОЖ.
В дальнейшем мы планируем продолжать проводить подобные мероприятия (праздники, досуги, развлечения, походы и т.п.), и будем закреплять у детей знания и воспитывать привычку к здоровому образу жизни.
Здоровье не всё, но всё без здоровья — ничто!!!
Хочешь быть здоровым — будь им!
Список литературы:
1.Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства//Дошкольное воспитание. -2004.-N1.-С.114-117.
2.Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист. -2005.-N4.-С.61-65.
3.Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей. С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности. -N2.-С.171-187.