Формирование основ личности школьников через изучение истоков народной культуры на уроках музыки

Автор: Шеншина Галина Владимировна

Normal
0

false
false
false

MicrosoftInternetExplorer4

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:»Times New Roman»;
mso-ansi-language:#0400;
mso-fareast-language:#0400;
mso-bidi-language:#0400;}

Формирование основ личности школьников через изучение истоков народной культуры на уроках музыки

Г.В. Шеншина

Давайте детям больше и больше созерцания

                                                        общего человеческого, мирового. Но

                                                   преимущественно старайтесь знакомить

                                                        их с этим через родные и национальные 

                                                        явления.

В.Г. Белинский

Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами. Но в наше время, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные  условия народа, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков.

Жаль, что многие школьники, стараясь подражать чужой «массовой культуре» (поп — и рок – кумирам, различным вокальным группам Запада), всё чаще включая в свою лексику инородные слова, имеют смутное представление о культуре своего народа. А ведь русский фольклор – песни, былины, сказки, а так же православные праздники: Покрова, Пасха, Рождество, Крещение, Троица, проводимые с таким размахом и весельем – это и есть наша культура, наши традиции, наше наследие. Они представляют  неиссякаемый источник красоты, творчества, доброты и мудрости народной (1; 14). И в повседневной жизни каждого школьника, активно осваивающего современные знания, новые компьютерные технологии, народное творчество должно занимать достойное место.

На уроках музыки и во внеклассной работе решаются задачи развития музыкальных способностей школьников не только на материале классической и современной музыки, но и на фольклорном материале. Он  уникален тем, что способствует развитию творческой деятельности, раскрытию основ духовных и нравственных качеств  личности, ведёт к самой сути фольклорной традиции – к импровизации. И само обучение носит характер неформальный, живой, идущий от сердца. Суть освоения народной культуры не сводится к накоплению обширного песенного и другого репертуара, а к созданию такой атмосферы, в которой школьники проживают всё эмоционально и глубоко.

Произведения народного искусства (народные и обрядовые песни, частушки и др.) всегда были близки природе ребёнка. Простота этих произведений, многократная повторяемость элементов, лёгкость запоминания, возможность обыгрывания привлекают детей. На своих занятиях со школьниками  всегда стараюсь создать атмосферу доверительных отношений, эмоциональной радости от встречи с музыкой, удовольствия от исполнения и прослушивания произведений.

Знакомство с календарным фольклором осуществляется через изучение обрядов, народных традиций, проведение православных праздников.

Такие занятия всегда проходят необычно и интересно, потому что дети сами  принимают непосредственное участие в их подготовке и проведении, являются непосредственными участниками многих фольклорных экспедиций.

 Так, например, ребята младших классов с увлечением собирают частушки, народные, православные и обрядовые песни (услышанные в своей семье от старших), рождественские колядки и щедровки в свои «Музыкальные сборники», создают рисунки к музыке и музыкальным произведениям. Старшие школьники выполняют исследовательские работы о различных праздниках, собирают краеведческие материалы о родной Алексеевке, народной и православной культуре Белгородской области, приобщаясь к истокам своего края. Ведь наша область, её музыкальная культура по-своему уникальны (песни сёл Иловки, Афанасьевки и Подсереднего изучают музыковеды не только России, но и зарубежья). На этих ярких примерах народного творчества строю знакомство с народной музыкой, использую записанный аудио- и видеоматериалы лучших фольклорных коллективов нашего района и области.

Очень важно на уроках музыки при первых знакомствах с народной песней использовать доступные по содержанию и возрастным особенностям школьников репертуар, а саму работу с учащимися приблизить максимально к традициям исполнения, опираясь на импровизацию и живое «проживание» и «обыгрывание» народной песни, активно используя в исполнении музыкально – ритмические движения и музыкальные инструменты.

Ни один обрядовый праздник не обходится, конечно же, без игры на русских музыкальных инструментах, знакомство с которыми происходит как  на уроках музыки, так и на занятиях кружка (свистулька, колокольчик, деревянные ложки, дудка, гусли, балалайка, несколько видов русской гармоники: саратовская с колокольчиками, шуйская, баян).

В Алексеевской средней школе № 1 создан и долгие годы успешно работает вокальный ансамбль «Горлица», который является постоянным участником школьных и городских мероприятий, а так же неоднократный победитель многих городских, областных и Всероссийских  конкурсов. Участники ансамбля с удовольствием выступают в различных праздниках и концертах (нередко с народными инструментами, под собственный аккомпанемент). Каждое такое выступление тщательно подготавливается и приносит огромную радость его участникам и слушателям.

В песенной традиции нужно знать, что недостаточно правильно петь мелодию песни, нужно ещё слушать «соседа», стараясь, чтобы песня «сладилась», а в народе говорили: давайте «сыграем песню». Как это здорово! Главное, чтобы сердце ребёнка открылось музыке, чтобы, повзрослев, вся его душа трепетала при звуках русской песни. Когда мы поём, мы становимся народом. Недаром русский мыслитель И. Ильин прообраз России будущего видит через призму русской песни, он пишет: «Личная духовность в России… может быть, нигде не выразилась так самобытно и совершенно, как в русском национальном хоровом пении… русский хор, никем не обученный, как бы «от природы», без подготовки, исполняет песню на много голосов, причём каждый голос гармонически ведёт свою мелодическую линию, свободно варьируя подголоски и двигаясь в самобытных тональностях, доселе не определённых музыкальными теоретиками. Русский поющий хор есть истинное чудо природы и культуры, в котором индивидуализированный инстинкт свободно находит себе индивидуальную и верную духовную форму и свободно слагается в социальную симфонию. Этим и предначертываются пути грядущей России» (2; 18).

Приобщение детей к народной музыке через изучение народных традиций способствует формированию основ личности школьников, их духовных и нравственных качеств. Встреча с музыкой поражает воображение детей, сердца их становятся доверчивыми, открытыми. От учителя музыки зависит, какими станут его ученики, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой.

Литература:

1.     Ширяева Н.С. Праздники народного творчества в школе. — М.: Просвещение, 2007.

2.     Ильин И. К истокам народных традиций. – М.: Просвещение, 1985.

×
×