«Физкультурный досуг в ДОУ»

Автор: Пудова Ольга Федоровна

«Физкультурный досуг в ДОУ»

                                                                                          Пудова Ольга Фёдоровна

                                                                                                   СП ГБОУ СОШ                   

                                                                                                   №8им.С.П.Алексеева

                                                                                                  детский сад №4

                                                                                                    г.о. Отрадный

 

 

 

 

 

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы »

 

                                                                                                                      

                                                                                                  В.А.Сухомлинский.

 

Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед детским садом.

В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Проблемы экологии, занятость родителей, низкий уровень двигательной активности семьи — все это не укрепляет здоровье ребенка, а наоборот.

Именно поэтому проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной. Подписанное  президентом В. Путиным Постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения» показало беспокойство государства за будущее страны. В связи с этим Правительством Российской Федерации своевременно принята целевая программа «Дети России».

 Актуальность данной проблемы определена и в Законе «Об образовании» (подраздел 2, ст.1, ч.1), Федеральной программе развития образования, Национальной доктрине образования, в Конвенции о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

 Исходя из того, что проблема формирования интереса к физической культуре актуальна, нами  было  проведено анкетирование по выявлению интереса к физической культуре и знаниям о здоровом образе жизни  у детей нашего детского сада. Анкетирование  показало, что не все дошкольники проявляют интерес к физической культуре и к  знаниям о здоровом образе жизни.

Перед нами встала педагогическая проблема: какими средствами повысить интерес детей к физической культуре и знаниям о здоровом образе жизни.

Исходя из важности этой проблемы, была поставлена

 Цель: сформировать у детей интерес к физической культуре и  к  знаниям о здоровом образе жизни    через физкультурные   досуги.

И поставили перед собой следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать педагогическую и психологическую  

    литературу по данной теме.

2. Составить план  мероприятий по данной теме (НОД, досуги, развлечения,  

   Дни  Здоровья).

 3. Познание детьми самих себя и осознание того, что им дано природой.

 4. Приобретение детьми знаний о человеке, способном счастливо жить в  

    широких   пределах изменения внешней среды.

 5. Освоение детьми природных навыков самооценки и самоуправления с  

     целью  развития   их собственного идеала здоровья и полноценной жизни.

Невозможно представить себе жизнь ребёнка в детском саду без весёлых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов.

Физкультурный досуг – одна из форм активного отдыха детей. Одни развивают сообразительность, другие — смекалку, третьи — воображение и творчество, но объединяет их общее — воспитание у ребёнка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни, восполняют дефицит двигательной активности.

Проводим  физкультурные досуги в дни каникул и ежемесячно в течение года, как в помещении, так и на свежем воздухе.

Физкультурные досуги позволяют нам, не снижая общего эмоционального состояния: стимулировать активность каждого ребёнка с учётом его индивидуальных     возможностей; дифференцированно подходить к оценке результатов его действий; не разочаровывать замечаниями и критикой, а дать возможность испытать приятное ощущение радости от выполненных им движений, радоваться успехам других.

В содержание досуга вводим знакомые детям физические упражнения, проводим их в игровой форме, в виде весёлых забав, аттракционов, что создаёт положительный эмоциональный фон, оказывающий благоприятное воздействие на организм ребёнка. Закрепляем двигательные умения и навыки детей, развиваю физические качества. Воспитываем чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи, целеустремлённости, смелости,  дисциплинированности, организованности.

При проведении досугов приобщаем всех детей к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях. При этом дети ведут себя непосредственнее, чем на физкультурных занятиях, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. Более естественно использовать те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, проявлять  своеобразный артистизм, эстетичность в движениях, что имеет немаловажное значение для развития личности каждого ребёнка.  К каждому физкультурному досугу мы подбираем с помощью музыкальных руководителей музыкальное сопровождение (доступное для детского восприятия). Немаловажным считаем оформление зала (то арена цирка, то сказочная полянка или необитаемый остров). Вместе с воспитателями отбираем нужные по теме стихи, песни, загадки. Обязательно продумываю активизацию зрителей. Это может быть участие в разминке, общая подвижная игра, танец, выполнение определённых движений, сидя на месте. Важно не снизить эмоциональный подъём досуга до конца действия. Для этого придумываем сюрпризные моменты  (ввод персонажа, получение письма с заданием от сказочного героя, вручение маленьких призов, грамот, сувениров, сладкое угощение) —  ведь каждый ребёнок  рад небольшому подарку.

Самое главное  при проведении досугов – это умелое руководство педагога (разнообразно и правильно планировать вариативность игр, развлечений, аттракционов), творчество, настроение (которое влияет на эмоциональное состояние детей).

Параллельно с физическим развитием в досугах  идёт обучение детей основам культуры здоровья.        

При проведении досугов, индивидуальных бесед с детьми  перед нами встала проблема — недостаток у детей знаний о здоровом образе жизни. Учёными установлено: 40% заболеваний взрослых своими истоками уходят в дошкольный возраст. К сожалению, в последнее время увеличилось количество больных детей, посещающих дошкольные учреждения. Этому, конечно, есть объяснение – неблагоприятная экологическая обстановка,  низкий уровень знаний о физической  культуры.

Учитывая всё вышеизложенное, мы  пришли к выводу о необходимости формирования у детей  знаний о здоровом образе жизни, глубокий интерес к оздоровлению собственного организма, развитие навыков ведения здорового образа жизни, ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих, через физкультурные досуги.

По сути, маленький ребёнок должен стать для себя врачом, психологом, физиологом, психотерапевтом, тренером.

Цель таких досугов:

  • Дать детям знания о человеческом организме
  • Сформировать потребность в здоровом образе жизни
  • Развивать самосознание.

Исследовав уровень физического развития детей, и проанализировав знания детей о здоровом образе жизни, мною была разработана система валеологическогих досугов, которая позволяет в комплексе решать задачу оздоровления детей.

Система работы велась по трем основным направлениям:

  • Работа с детьми
  • Совместная работа с воспитателями
  • Взаимодействие с родителями

Для реализации этих направлений в своей работе использовали различные формы, методы и приемы:

  • Педагогическое обследование детей
  • Мониторинг педагогов 
  • Организация валеологического воспитания детей, через проведение досугов, бесед, игр, развлечений
  • Организация работы с родителями по направлению «Папа, мама и я – здоровая семья!»

При проведении мероприятий моя деятельность основывается на следующих

принципах:

  • Личностно-ориентированного взаимодействия
  • Доступности
  • От простого к сложному
  • Импровизации
  • Интеграции с ИЗО

На каждый возраст мы предусмотрели определённый минимум знаний, умений и навыков.

Формирование навыков  здорового  образа  жизни мы проводим поэтапно. Мы разработали серию досугов.

На 1этапе (в младшем дошкольном возрасте) формирую культурно-гигиенические знания и двигательные навыки детей:

Младшая группа – серия «Мир животных» — у животных можно многому научиться, как заботиться о себе, о своём здоровье, о своей гигиене.

На 2 этапе (средний дошкольный возраст) продолжаем формировать культурно-гигиенические навыки, закрепляем двигательные навыки детей, воспитываем дружеские взаимоотношения, учим работать сообща:

Средняя группа – серия «В гости к сказке»   — дети всегда тянутся к сказке. Они живут не в реальном мире, а в мистическом. Без сказки детство ребёнка тускло, лишено полёта и радости, а, следовательно, вредно для здоровья. Самое главное – это помочь ребёнку ощутить себя участником сказки, чтобы научиться делать жизнь и быть здоровым.

На 3 этапе (старший, подготовительный дошкольный возраст) формируем представления детей об Олимпийском движении; знакомим с видами спорта; знакомим со строением организма человека, его внутренними органами; закладываем основы ЗОЖ:

Старшая группа – серия «Хочу всё знать!» — в этом возрасте у детей появляется стремление узнать новое, многому научиться. Здесь мы начинаем знакомиться с первобытным миром, с происхождением Олимпийских игр, со своим организмом.

Подготовительная группа – серия «Вот мы какие!» — продолжаем обогащать представления детей о здоровье, об организме, его потребностях, о способах

предупреждения травматизма, закаливания, продолжаем знакомить с историей развития Олимпийского движения.

.

Подводя итоги нашей  работы, считаем, что цель и задачи выполнены. Чрезмерно подвижные дети стали проявлять внимательность, стали добиваться точности выполнения заданий, а малоподвижные научились хорошо и свободно ориентироваться в пространстве, с интересом принимать участие  в коллективных играх, и проявлять такие качества, как быстрота, ловкость, гибкость. У детей сформировано элементарное представление о здоровом образе жизни.

Результат.

Дети знают:

— части тела (руки, ноги, голова, пальцы, стопа, живот, спина)

— органы чувств (глаза, уши, нос, язык)

— зачем нужны органы чувств и части тела

— зачем нужен рот и зубы

— как надо следить за чистотой своего тела

— для чего надо выполнять оздоровительные упражнения, пальчиковую гимнастику

— почему надо следить за осанкой

— название некоторых внутренних органов (сердце, лёгкие)

— элементарные способы оказания первой помощи и т.д.

Хочется подчеркнуть, что для реализации этапов обучения детей ЗОЖ принимают участие все специалисты детского сада: 

-медик, с которым мы консультируемся о состоянии здоровья детей 

-старший воспитатель – дает   рекомендации, мы анализируем работу, строим перспективы дальнейшего развития детей

-музыкальный руководитель, который, помогает подобрать музыкальное сопровождение; разучивает вовремя музыкальных занятий ритмические движения, которые мы закрепляем с детьми; оказывает помощь в подборе костюмов  

-воспитатели участвуют в обсуждении  содержания мероприятий, готовят атрибуты, активно принимают участие  в анкетировании, играют роли, помогают создавать развивающую среду, оказывают помощь в работе  с родителями и детьми.

И, конечно, первые наши  помощники – это родители.  Они первые воспитатели ребёнка, первые помощники детского сада  в развитии детей. С родителями работать сложно: одни ссылаются на то, что нет времени, другие не задумываются над тем, что дети берут пример в первую очередь с горячо любимых ими людей. Если ребёнок не делает зарядку, значит, его не приучили к этому, и гимнастика не стала для него потребностью.

Мы  приглашаем родителей на спортивные праздники и развлечения. Ведь именно совместная деятельность помогает родителям в деле воспитания ребёнка, в повышении авторитета (собственной компетенции), а также способствуют созданию эмоционального благополучия ребёнка дома и в группе и сближают дошкольное учреждение с семьёй. А также проводится наглядная работа: ширмы-раскладки, консультации, анкетирование, выступления на родительских собраниях, индивидуальные рекомендации, стенды, фотографии детей.        

 Положительных результатов можно достигнуть только при тесном сотрудничестве коллектива детского сада  и семьи.

Вывод: данная методика работы  помогает  в полной мере решению поставленных нами  целей и задач, повышает интерес и знания детей о физической  культуре, способствует формированию навыков ЗОЖ.

В дальнейшем мы планируем продолжать проводить подобные мероприятия (праздники, досуги, развлечения, походы и т.п.), и будем  закреплять у детей  знания и воспитывать привычку к здоровому образу жизни.

Здоровье не всё, но всё без здоровья — ничто!!!

Хочешь быть здоровым — будь им!

 

Список литературы:

1.Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства//Дошкольное воспитание. -2004.-N1.-С.114-117.

2.Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист. -2005.-N4.-С.61-65.

3.Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей. С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности. -N2.-С.171-187.



×
×