Автор: Винокурова Алевтина Юрьевна
Тревожность у детей.
Вопрос о причинах возникновения тревожности в настоящее время остается открытым. Однако одной из главных причин повышенного уровня тревожности дошкольников и младших школьников считают нарушение детско-родительских отношений. Как показывает практика, формирование детской тревожности является следствием неправильного воспитания ребенка.
В каждой семье существует свой стиль воспитания. Авторитарный стиль воспитания будет способствовать развитию высокой тревожности в семье. При авторитарном стиле воспитания ребенок не имеет права голоса, он беспрекословно должен подчиняться родителям, а иногда их требования не посильны для него. Высокая тревожность характерна для ребенка в семье, где отношения между родителями и детьми конфликтные и агрессивные. Это физические наказания, грубое обращение, нецензурная брань, истязания голодом. Противоречивое воспитание родителей тоже приводит к высокой тревожности ребенка. Мама требует одно, а папа другое. Один разрешает — другой запрещает. В школе за это ругают, а дома это норма. Так делают все. В таких ситуациях тревожность ребенка будет расти. Завышенные требования родителей к ребенку также могут привести к повышенной тревожности. Например, когда в силу индивидуальных психофизических особенностей ребенок не может выполнить эти требования, ему необходима помощь взрослого, а при этом ребенка наказывают, потому что он не оправдывает родительские ожидания. Это достаточно часто распространенная ситуация в семьях, казалась бы, благополучных. «Ты должен быть самым лучшим». Иногда это связано с неудовлетворенностью собственным положением, с желанием воплотить собственные нереализованные мечты в своем ребенке. Завышенные требования родителей могут быть связаны и с другими причинами. Так, добившись высокого положения в обществе или материального благополучия, родители, не желая видеть в своем ребенке «неудачника», заставляют того работать сверх меры. Также нередки случаи, когда родители сами являются высоко тревожными, вследствие чего они и не позволяют ему сделать ни малейшего промаха.
Некоторые родители, стремясь уберечь своего ребенка от любых реальных и мнимых угроз его жизни и безопасности, формируют у него тем самым ощущение собственной беззащитности перед опасностями мира. Все это отнюдь не способствует нормальному развитию ребенка, реализации его творческих способностей и мешает его общению с взрослыми и сверстниками.
Большинство родителей тревожных детей не осознают, как их собственное поведение влияет на характер ребенка. Так, иногда «неподготовленные» родители, узнав о возникновении у ребенка каких-либо страхов, принимают неправильную позицию. Они начинают либо уговаривать ребенка, чтобы он не боялся, либо высмеивать его. И то, и другое может только способствовать усилению страха. Нельзя сравнивать ребенка с кем-то. Это усиливает неуверенность в ребенке, унижает его и делает «слабым». Это установка на неудачу, при этом «слабого» не принимают даже собственные родители. Большое количество замечаний, окриков, одергиваний может вызвать в ребенке не только агрессию, но и тревогу, а иногда и то, и другое. Таким родителям можно посоветовать хотя бы в течение дня записывать все замечания, которые они сделали или хотели бы сделать ребенку. В конце дня можно отметить те из них, которые способствовали не улучшению, а даже ухудшению взаимоотношений с сыном или дочерью. Если среди этих замечаний были угрозы невыполнимых наказаний, то таким родителям необходимо научиться сдерживать себя и обдумывать то, что они говорят ребенку. В подростковом возрасте страхи характерны для детей. Но когда их много, это тоже говорит о тревожности в характере. В подростковом возрасте родители должны уделять особое внимание психологическому состоянию детей, быть к ним внимательнее, поддерживать их. Мальчиков в этом возрасте беспокоит насилие за наказание. Девочки тревожатся и беспокоятся, чтобы о них плохо не думали, боятся, что могут испортиться взаимоотношения. Тревожность ребенка часто зависит от людей, которые их окружают: родителей, педагогов, сверстников. Высокая тревожность, беспокойство может передаваться от родителей к детям. Плохо сказываются на характере детей, на их психике: разводы, семейные скандалы, неудовлетворенность родителей своими финансовыми доходами, жилищными условиями, материальным положением. Неблагоприятная обстановка в семье приводит к тревожности, даже к неврозам. Ласковые слова, ласковые прикосновения помогут тревожному ребенку обрести уверенность в себе, доверие к миру, избавят от страхов. Благоприятный психологический климат в семье способствует гармоничному развитию личности ребенка и снижению уровня тревожности.
Родителям следует как можно больше общаться со своими детьми, устраивать совместные праздники, походы в зоопарк, в театр, на выставки, выезжать на природу. Поскольку у тревожных детей часто появляется потребность кого-то любить и ласкать, то хорошо бы иметь дома собственных животных: кошку, собаку, хомячка или попугайчика. Совместный уход за любимым питомцем поможет выстроить партнерские отношения в форме сотрудничества между родителями и ребенком.
Родителям тревожных детей будут полезны релаксационные упражнения, выполнение которых совместно с детьми способствует не только физическому расслаблению организма, но и укреплению доверительных отношений между взрослым и ребенком.