Автор: Зарипова Лилия Ирековна
Методические рекомендации по созданию и развитию сайта организации
Сайт является важнейшим элементом информационной политики современного образовательного учреждения и инструментом решения ряда образовательных задач, связанных с формированием информационной культуры участников образовательного процесса.
В настоящих рекомендациях сайт рассматривается с различных точек зрения:
ü как организационно-управленческая проблема (проектирование сайта, создание «сайтовой команды», ресурсы для создания и поддержки);
ü как информационно-технологическая проблема (определение круга потенциальных пользователей и их информационных запросов, информационная структура, сервисы, дизайн, техническое решение, хостинг);
ü как инструмент взаимодействия и самопозиционирования (размещаемые материалы, язык, представление уникальности, неповторимости школы, ее опыта в различных областях деятельности);
ü как педагогический инструмент (возможности организации творческой деятельности учеников, взаимодействие педагогов и учащихся, представление продуктов деятельности и достижений, создание летописи организации);
ü как инструмент формирования информационной культуры участников образовательного процесса (точка входа в мировое информационное пространство).
1. Проектирование сайта. Потенциальные пользователи и их информационные запросы. Работа над сайтом должна начинаться с проектирования. Сайт организации, как и любой другой, — это сложная информационная система. При его создании необходимо учесть и проанализировать целый комплекс факторов: кто будет потребителем информации, что целесообразно размещать на сайте, какова будет его структура и т. д.
Важно понимать, что проектируется не школьный сайт вообще, а сайт конкретной школы со своей спецификой: целями и ценностями, направленностью и организацией образования, укладом жизни и т.д. Хорошо спроектированный сайт отражает особенности ОУ, имеет четкую, понятную для пользователя структуру, достаточно гибкую для того, чтобы в перспективе все изменения и дополнения в структуре сайта выглядели бы органично.
Первым этапом проектирования является проведение сетевого мониторинга существующих школьных сайтов, осуществляемого командой администраторов директор,
заместитель по УВР (ВР), заместитель по ИТ (если есть), учитель информатики). В результате его проведения и последующего обмена мнениями у школы должен быть четкий ответ на следующие вопросы: «Зачем нашей школе нужен сайт?» и «Что может наша школа получить благодаря наличию хорошего сайта?»
Вторым этапом является работа с информационными пользователями школьного сайта. Успешно работающим будет лишь ресурс, удовлетворяющий информационные запросы тех, для кого он создан. Адекватное понимание специфики информационных запросов адресатов системы — это уже выход на структуру будущего сайта.
Структура информационных пользователей может быть представлена следующим
образом:
ü Родители
o переходящих со ступени на ступень
o обучающихся
o будущих учеников
ü Ученики
o учащиеся школы
o готовящиеся к поступлению
o выпускники
ü Руководство
o администрация других школ
o органы управления образованием
ü Учителя
o педколлектив ОУ
o профессиональное сообщество
o учителя в поисках вакансий
ü Потенциальные партнеры
o культурно-образовательные
o деловые
Кратко охарактеризуем примерный перечень информационных запросов потенциальных школьного сайта.
Родитель:
o содержание образования в школе;
o особенности, «изюминки» образовательной программы;
o условия обучения (безопасность, организация досуга, работа столовой, медицинское обслуживание, состояние библиотеки и медиатеки, обеспеченность учебного процесса техникой и пр.)
o работа службы сопровождения
Ученик:
o события школьной жизни;
o система дополнительного образования – в рамках школы и вне ее (на уровне района и города);
o достижения учеников;
o информация об аттестации (экзамены, взаимодействие с вузами, ссылки на информационные источники по вопросам ЕГЭ);
o профконсультация (информация о возможностях продолжения
образования).
Руководство:
o документация, регламентирующая деятельность ОУ (образовательная программа, учебный план, авторские и экспериментальные программы, программа развития, разнообразные положения, планы, анализ работы, локальные акты и пр.);
o организация школьной жизни (службы, структуры, формы организации учебного процесса, содержание опытно-экспериментальной работы и пр.)
Учитель:
o точка входа в информационное пространство Сети (ссылки на образовательные ресурсы, словари, энциклопедии, справочники, конкурсы, в которых учитель может участвовать самостоятельно или со своими учениками)
o библиотека результатов учебно-исследовательской и проектной
деятельности
o сайт как отражение научно-методического опыта школы (методические разработки, программы, сценарии, методы и результаты мониторинга и пр.)
Партнеры:
o достижения школы, ее статус, имидж;
o площадка для представления своих услуг.
Данный список не претендует на законченность и призван лишь определить некоторое направление при выработке структуры. Выявив перечень тех, на кого будет ориентирована информация сайта, целесообразно выйти за пределы круга команды разработчиков и организовать деловую игру. Сформировав команды по числу групп-адресатов (родители, ученики, руководство, учителя, партнеры), нужно предложить им, войдя в предложенную роль, сформулировать потенциальные информационные запросы конкретных пользователей. Целесообразно проводить такую игру, когда абрис структуры уже вырисовывается и необходимо уточнение, доводка, проверка тех идей, которые выдвинула группа разработчиков. Возможен и другой путь: сначала провести такую масштабную игру и собрать идеи от большого количества людей, а потом уже обрабатывать, уточнять, корректировать полученное.
Независимо от этапа проведения деловой игры сценарий ее видится следующим образом. Каждая малая группа — это тот или иной адресат сайта. Участники должны, войдя в роль, предположить, что им может и должно быть интересно узнать о школе и какая именно информация (из всего, что интересно) адекватна сайту. Эти запросы нужно организовать, структурировать и на их основе попытаться создать рубрики сайта по каждой из групп потребителей информации. Рабочие группы представляют команде разработчиков свои версии информационных запросов и предполагаемую структуру меню. Та структура, которая получается в итоге этой работы, — наиболее полный перечень пунктов меню сайта. Из него уже можно формулировать перечень необходимых к включению в структуру компонентов сайта.
Третьим этапом является формирование структуры школьного сайта.
После определения круга пользователей и прогнозирования их информационных запросов формируются элементы структуры сайта — перечень необходимых к включению
компонентов, которые нужно структурировать в единую систему, адекватно отражающую
специфику школы и одновременно понятную пользователю.
2. Структура школьного сайта. Хороший сайт всегда имеет ясную и понятную
структуру, на нем легко ориентироваться, легко искать нужное. Чаще всего используют двух- или трех-уровневую структуру: главный пункт дробится на несколько субпунктов, каждый субпункт также имеет свою структуру. Например: