Автор: Тюркина Людмила Николаевна
В обучении детей «нужны особые меры,
необходим тонкий, деликатный
индивидуальный подход».
В.А.Сухомлинский
История развития технологии дифференцированного обучения
Впервые о дифференциации обучения мировая педагогика задумалась в 20-ых годах прошлого века. В это время в отечественной и зарубежной педагогике начались активные разработки в области индивидуализации и дифференциации обучения, поиск путей выхода из сложившейся критической ситуации в образовании, обусловленной политическими и экономическими реформами.
В начале 20-го века активные поиски способов индивидуализации учебного процесса велись в США, где децентрализованное управление школой давало возможность экспериментировать с формами организации обучения.
В советской школе преподавание проповедовало принцип демократизации, т.е. каждый обучаемый имел право на получение определенного базового компонента, что затрудняло экспериментаторскую работу с формами обучения, поскольку единые программы и учебные пособия предоставляли небогатый их выбор.
Несмотря на то, что разработки в области индивидуализации и дифференциации образования в России, Западной Европе и Америке начались приблизительно в одно и то же время, на сегодняшний день западная педагогика имеет несравненно больший практический и теоретический опыт работы в этом направлении.
Главная цель средней общеобразовательной школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать основанное на общечеловеческих ценностях мировоззрение, гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей. Всякое обучение по своей сущности есть создание условий для развития личности.
В советское время одна из первых попыток изменить систему обучения в целях повышения его развивающего эффекта для каждого ученика была предпринята под руководством Л.В. Занкова (1963г.). Главным параметром дифференциации обучения и основанием индивидуального подхода к ребенку в этой научной школе являлся уровень успешности овладения учебным материалом. Однако она ограничена лишь одним параметром различия детей и может в известной мере удовлетворить потребности ученика начальной школы в комфортном положении в классе и доступном ему темпе продвижения в учебном материале. Для учеников средних и старших классов, а также их преподавателя этого уже недостаточно.
Сущность и цели дифференцированного обучения
Дифференцированный процесс обучения – это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся. Использование этих форм и методов, одним из которых является уровневая дифференциация, основываясь на индивидуальных особенностях обучаемых, создает благоприятные условия для развития личности в личностно-ориентированном образовательном процессе. Отсюда следует:
построение дифференцированного процесса обучения невозможно без учета индивидуальности каждого ученика как личности и присущим только ему личностным особенностям;
обучение, основанное на уровневой дифференциации, не является целью, это средство развития личностей как индивидуальности;
только раскрывая индивидуальные особенности каждого ученика в развитии, т.е. в дифференцированном процессе обучения, можно обеспечить осуществление личностно-ориентированного процесса обучения.1
Личностно-ориентированное образование ориентировано на ученика, его личностные особенности, на культуру, на творчество, как способ самоопределения человека в культуре и жизни.
Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности – раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устоять, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к максимальному развитию задатков и способностей каждого учащегося. Важно, что при этом общий уровень образования в средней школе должен быть одинаков для всех.
Развитие личности школьника в условиях дифференцированного обучения в личностно-ориентированном образовании ставит своей целью обеспечить учащимся свободный выбор обучения на вариативной основе дифференцированного подхода с учетом индивидуальных особенностей личности на основе государственного образовательного стандарта образования, выведенного на смысловой уровень.
Применение дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков. Нормативными документами предусматривается стандартизируемая и нестандартизируемая часть содержания образовательного процесса.
Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны — во внимание принимаются индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы в конкретной образовательной области. При дифференцированной организации учебной деятельности эти две стороны пересекаются. Ее осуществление в личностно-ориентированном образовании потребует:
изучения индивидуальных особенностей и учебных возможностей обучающихся;
определения критериев деления обучающихся на группы;
умения совершенствовать способности и навыки обучающихся при индивидуальном руководстве;
умения анализировать их работу, подмечая сдвиги и трудности;
перспективного планирования деятельности учащихся (индивидуальное и групповое), направленного на руководство учебным процессом;
умения заменить малоэффективные приемы дифференциации руководства учением более рациональными.2
Каждый обучающийся как носитель собственного (субъективного) опыта уникален. Поэтому с самого начала обучения необходимо создать для каждого не изолированную, а более разностороннюю школьную среду, дающую возможность проявить себя.
Согласно теории дифференцированного обучения, дифференцированная организация учебной деятельности обучающихся создает благоприятные условия взаимодействия и взаимообогащения ее различных, порой противоположных направлений, выведения на качество новый уровень понимания процесса интеграции содержания образовательного процесса, в рамках которой возможна сама дифференциация.
Технология уровневой дифференциации на уроках математики
В обучении математике дифференциация имеет особое значение, что объясняется спецификой этого учебного предмета. Математика объективно является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает субъективные трудности у многих школьников. В тоже время имеется большое число учащихся с явно выраженными способностями к этому предмету. Разрыв в возможностях восприятия курса учащимися, находящимися на двух «полюсах», весьма велик.
В преподавании математики накоплен опыт дифференцированного обучения. Он относится в основном к обучению сильных школьников. Однако дифференциацию обучения нельзя рассматривать исключительно с позиции интересующихся математикой учащихся. Ориентация на личность ученика требует, чтобы дифференциация обучения математике учитывала потребности всех школьников- не только сильных, но тех, кому этот предмет дается с трудом или чьи интересы лежат в других областях.
Дифференциация затрагивает все компоненты методической системы обучения и все ступени школы. Она может проявляться в двух основных видах. Первый выражается в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, школьники могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки. Его достижение свидетельствует о выполнении учеником минимально необходимых требований к усвоению содержания. На его основе формируются более высокие уровни овладения материалом. По отношению к этому виду дифференциации получил распространение термин « уровневая дифференциация».
Второй вид дифференциации — это дифференциация по содержанию. Она предполагает обучение разных групп школьников по программам, отличающимися глубиной изложения материала и объёмом сведений. Этот вид дифференциации называют профильной дифференциацией. Профильную дифференциацию отличает достаточно продвинутый уровень математической подготовки, что позволяет добиваться высоких результатов.
Оба вида дифференциации – уровневая и профильная – сосуществуют и взаимно дополняют друг друга на всех ступенях школьного математического образования. В основной школе ведущем направлением дифференциации является уровневая, хотя она не теряет своего значения и в старших классах. Вместе с тем дифференциация по содержанию может проявляться и в основной школе через кружки (во всех классах) и факультативные занятия (в 8-9классах). Эти формы предназначены для школьников, проявляющих повышенный интерес к математике.
Личный опыт дифференцированного подхода к обучению
В последнее время многое изменилось в образовании. Мне кажется, что сегодня нет такого преподавателя, который не задумывался бы над вопросами: Как сделать урок интересным, ярким?
В обучении математике эта проблема занимает особенное место, что объясняется спецификой этого учебного предмета. Следовательно, необходима такая организация учебного процесса, которая позволила бы учитывать индивидуальные особенности студентов. И подходом, который учитывает эти особенности, является дифференциация. Исходя из этого, мною была выбрана методическая тема «Дифференцированный подход в обучении математике».
Учитывая вышеизложенное, я организовала обучение следующим образом:
1. выявление суммы остаточных знаний за курс начальной школы
2. определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий
3. реализация дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах урока
4. диагностический контроль за результатами
В сентябре месяце я провожу срез знаний для выявления суммы остаточных явлений за предыдущий класс
С учетом диагностики выявляю пробелы по темам. И в течении 1 четверти обращаю внимание на данные пробелы, которые стараюсь ликвидировать
В конце изучения раздела провожу контрольные работы с дифференцированными заданиями, а в конце года итоговое контрольное тестирование по трем уровням.
2. Объяснение нового материала
При объяснении нового материала ставлю проблемные вопросы, стараюсь, чтобы на них отвечали сильные учащиеся, а более слабым предлагаю ответить на вопросы известные из раннее изученного, при чем слабых прошу повторить за сильными.
3. Закрепление нового материала
При закреплении нового материала дифференцирую вопросы на закрепление. Детям сразу же предлагаю выполнить практическое задание. Со слабыми детьми повторяю основные моменты, останавливаясь подробно на каждом. Часто при закреплении нового материала провожу самостоятельные работы. Количество заданий, а также время для их выполнения для школьников даю различное. Сильным детям сообщаю цель задания, а средним и слабым – задания описываю более
Осуществляю дифференциацию и при проведении практических работ. Использую взаимопомощь,
4. Домашнее задание
При определении объема работы следует исходить из средней нормы времени, затрачиваемого на приготовление задания, дня недели, загруженность школьников другими предметами. Я всегда интересуюсь какие заданы уроки на следующий день и с учетом этого могу поменять домашнее задание в сторону как увеличения, так и уменьшения.