Песочная терапия как метод коррекции эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Шестакова Анна Дмитриевна

В современном мире уделяется огромное внимание эмоциональной сфере человека. Негативное влияние стресса на здоровье человека очень велико, напряжение разных систем организма становится причиной многих заболеваний как  физических, так и  душевных. Психика ребенка более ранима, и сталкиваясь на своем пути с серьезными трудностями  в общении с детьми и взрослыми, получает травмирующие переживания. Накопление эмоционального напряжения  у ребенка проявляется как в дефектах социально – эмоционально развития, так и  в психосоматических проявлениях. Психологические особенности детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы давно стали предметом психологического анализа (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, И.И. Селецкий и др.) [1].

В январе 2015 года проводилось обследование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста по методикам «Дом – Дерево – Человек»; «Цветовой тест». Как показали результаты диагностики,   87% детей имеют те или  иные эмоциональные нарушения. В связи с этими данными возникла необходимость оказания психолого-педагогической помощи детям с эмоциональным неблагополучием.  Для коррекции эмоциональных нарушений использовался увлекательный и эффективный метод — песочная терапия.  

Основной целью коррекционной работы являлось выявление внутренних конфликтов у ребенка через наблюдение за его действиями и высказываниями во время игры, и создание комфортных условий для  снижения нервно – психического напряжения. Игры с песком  активизируют бессознательное ребенка, усиливая понимание и чувствование своего внутреннего эмоционального мира, а так же раскрывают механизмы решения проблемы [2].

В творческих занятиях с детьми использовался кинетический песок. Кинетический песок имеет ряд особых свойств, которые не маловажны в работе с детьми – он не липнет к рукам, одновременно и подвижный и сохраняет форму, похож на мокрый песок, но на ощупь сухой. Перед организацией ведения цикла занятий песочной терапии проводилась предварительная работа, которая была направлена на привлечение внимания детей к эмоциональному миру людей; обучение распознавания и выражения  некоторых базовых эмоций, определение  негативных и позитивных эмоций. В ходе предварительной работы  дети смогли  идентифицировать  свое эмоциональное состояние и обсудить, какие эмоции дети испытывают, какие им нравятся, а какие нет. После предварительной работы начался основной этап работы с детьми – творческие игры с кинетическим песком. Коррекционные занятия проводились в разных формах: индивидуальной, групповой  [3].   

Игровой процесс начинался с ритуала, в котором обговаривались правила игры с песком. Через знакомство с необычными свойствами песка развивалась тактильно —  кинестетическая чувствительность. В последующей работе на занятиях использовались различные формочки для выпечки, и предлагалось детям устроить чаепитие для своих кукол. Играя с песком, дети ненавязчиво и непринужденно повторяли математические навыки, такие как, устный счет, знание геометрических фигур, понятия «больше», «меньше»; развивали мелкую моторику рук. В совместной работе с кинетическим песком дети проработали свои подавленные негативные эмоции и смогли направить свои эмоции в нужное «русло», развили способность управлять и владеть собой. Играя с песком в воображаемом сказочном мире, ребенок изменял сюжет, события, взаимоотношения и получал бесценный опыт символического разрешения личностной жизненной ситуации [2]. Получая конечный продукт своей деятельности, у детей возникало чувство удовлетворения, т. к. проявлялись его скрытые умения, а это в свою очередь вызывало ощущение собственной личностной ценности, и повышало самооценку. Групповая форма работы позволила детям отреагировать свои эмоциональные проблемы в общении со сверстниками, позволила удовлетворить потребность во взаимодействии с детьми, научила учитывать мнение других и отстаивать свое, проявлять активность, сдерживаться и пр. Индивидуальная работа эффективно решила такие задачи как снятие эмоционального внутреннего напряжения, коррекция страхов, а также вызвало у ребенка эмоционально позитивное состояние, чувство удовольствия, радости и раскрепощения.

После проведения цикла занятий было проведено повторное  обследование детей старшего дошкольного возраста, выявилось снижение количества детей имеющих нарушения  в эмоциональной сфере с 87% до 45%.

Таким образом, можно сделать вывод, что используемая песочная терапия явилась эффективным способом психологической помощи детям имеющие проблемы в эмоционально — волевой сфере. Контакт детей с кинетическим песком дает возможность раскрыть и реализовать весь их творческий потенциал, а так же разрешить внутреннее напряжение и гармонизировать общее состояние.

Список литературы:

1.                       Большебратская Э.Э. Песочная терапия. — Петропавловск, 2010. – 74с.

2.                        Воробьева Ю. В., Гордиенко Е. В. Технология проведения игр на песке в процессе психологического консультирования детей // Молодой ученый. — 2015. — №1. — С. 364-367. 

 

3.                       Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб: Речь, 2006. – 160 с. 


×
×