Автор: Дынту Елена Ивановна
Формирование учебно-познавательного интереса на уроках математики с использованием современных образовательных технологий
Формирование учебно-познавательного интереса на уроках – одна из актуальных задач современной педагогики. Необходимо готовить к творчеству каждого растущего человека. Очевидно, что математика не в состоянии обеспечить ученика отдельными знаниями на всю жизнь: как оформить кредит, как вычислить налоговые отчисления, как рассчитать коммунальные платежи, но она должна и обязана вооружить его методами познания, сформировать познавательную деятельность.
Необходимо создать условия для формирования интеллектуальных умений и познавательных навыков, лежащих в основе мышления, развития творческих способностей и самостоятельной активности учащихся, формирования ключевых компетентностей, сохранения здоровья через внедрение современных образовательных технологий: деятельностных, проблемно-поисковых, согласно изучаемой теме и возрастным особенностям; компетентностно-ориентированных; информационно-коммуникативных; здоровьесберегающих.
Неоспорим тот факт, что весь процесс образования и воспитания должен строиться и на принципах здоровьесбережения. Сохранять и укреплять здоровье учащихся мне помогают здоровьесберегающие технологии. Как учитель, я должна создать условия для сохранения здоровья, сформировать у ученика необходимые знания в повседневной жизни. Поэтому:
— на уроках соблюдаю требования САНПиНа;
— создаю обстановку доброжелательности, положительного эмоционального настроя, ситуации успеха и эмоциональной разрядки, так как любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата;
— использую динамические паузы, минуты для здоровья (профилактические упражнения для глаз, упражнения на релаксацию, упражнения для формирования правильной осанки);
— на уроках рассматриваю задачи, которые непосредственно связаны с понятиями «здоровый образ жизни», «правильное питание», «экология»;
— осуществляю индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
— провожу тренинговые мини-занятия для уменьшения степени тревожности учащихся, такие как «Учитесь поддерживать друг друга», «Приветствия бывают разными», «Работа в группах», «Мы и успех».
Также я широко применяю следующие современные методы работы:
— игровые;
— проблемно-поисковые ситуации;
— метод проектов;
— групповые работы;
— исследовательские методы
— компьютерные презентации.
Тему «Формулы сокращенного умножения» я начинаю с проблемной ситуации: возвести число сто один в квадрат без современной техники и через несколько минут показываю на мультимедийной доске красочно и ярко как это можно выполнить.
Закрепление темы «Координатная плоскость» в шестом классе закрепляю так: предлагаю игру «Морской бой». На магнитной доске рисую систему координат. Магнитиками к доске крепятся точки (фигурки самолетов, танков и подводных лодок). Правила игры: чтобы снаряд попал в цель, орудийный наводчик должен назвать координаты цели. Первая команда уничтожает вражеские самолеты, вторая – танки. Указкой показывается фигурка, выбранный «наводчик» называет ее координаты, а «орудийный» расчет – остальные ученики данной команды – «стреляют». Тот, кто согласен с «наводчиком», координатами поднимает зеленую карточку, а кто нет – красную. Цель считается пораженная, если все члены команды дадут правильный ответ )фигурка снимается с доски). Если хотя бы один ученик не согласен с координатами «наводчика», фигурка остается на доске до выяснения. Побеждает та команда, у которой лучшие «наводчики» и «стрелки».
На своих уроках стараюсь на 5-7 минут провести математическую викторину, рассмотреть применение тем по математике в жизни и быту, рассказать биографию математика, предложить занимательные задачи, ребусы, математические лабиринты.
Таким образом, я поддерживаю познавательный интерес учащихся к изучаемому материалу, а также их активность на уроках. Известно, что большой эффект в обучении дает слово учителя в сочетании с наглядностью, поэтому часто использую на уроках компьютерные презентации. Они помогают активизировать познавательную деятельность учеников, развивать их логическое мышление, а также совершенствовать умственную работу.
На уроках-презентациях я решаю следующие задачи:
— дидактическую (подбор учебного материала);
— методическую (определение методов применения ИКТ, анализ результатов урока, постановка учебной цели);
— организационную (избегать перегрузки учеников и нерациональную трату времени);
— учебную (закрепление у учеников знаний по теме, умений и навыков).
При создании презентаций я эффективно использую программу PowerPoint:
— при изучении нового материала (PowerPoint позволяет иллюстрировать разнообразные наглядные средства);
— при проведении устных упражнений (PowerPoint дает возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения);
— при проверке фронтальных самостоятельных работ;
— при проверке домашнего задания;
— при решении задач обучающего характера.
Программное обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно: программы-учебники, программы-тренажеры, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки. Круг методических и педагогических задач, решаемых с помощью компьютера, разнообразен. Компьютер – универсальное средство, которое можно применить в качестве калькулятора, тренажера, средства контроля и оценки знаний и средств моделирования, а также – это идеальная электронная доска. Применение цвета, графики, мультипликации, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности. Я применяю компьютерные программы на любом этапе урока: при изучении нового материала, при закреплении материала, при обобщении и систематизации знаний, при повторении материала.
Основной источник повышения интереса у учеников учебной деятельности – создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке и технике. Поэтому ученики гораздо ярче осознают важность изучаемых вопросов, и поэтому относятся к ним с большим интересом, что позволяет их использовать для повышения активизации познавательного интереса. Основным результатом своей деятельности я считаю не только повышение уровня качества знаний учеников, но и формирование у них личностных качеств, развитие творческого мышления, необходимого образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе.
Учитель – это тонкая работа, Он – скульптор, он – художник, он – творец. Не должен ошибаться ни на йоту, Ведь, человек – труда его венец.
Любить работу в наше время сложно, И труд подобный увлечет немногих. Но отказаться просто невозможно От выбранной судьбою нам дороги.
А у работы нашей, без сомнения, Поверьте, не изменится название, И это – главное, пожалуй, увлечение, Всё потому, что наше в нём призвание.