Автор: Диваева Любовь Тахировна
Тема: Умножение 9 и на 9 и соответствующие случаи деления на 9.
Цель: закреплять таблицу умножения 9 и на 9, соответствующие случаи деления;
закреплять умение решать задачи и вычислительные навыки;
различными способами вычислять соответствующие случаи частного;
совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки.
Раздаточный материал: геометрические фигуры на всех детей (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники), карточки с индивидуальными заданиями, смайлики.
Ход урока:
1. Орг. момент.
Учитель: Начинаем наш урок
Надеюсь, он пойдет вам впрок.
Постарайтесь все понять
Ответы полные давать.
2. Запись числа.
Характеристика числа.
3. Математическая разминка.
1. Сколько ушей у 5 малышей?
2. На березе 5 веток. На каждой ветке по 8 яблок. Сколько всего яблок на березе?
3. Я еду к бабушке 1 час и 20 минут. А обратно еду всего 80 минут. Чем можно объяснить такую разницу?
4. Классная доска имеет 4 угла. Если отпилить правый нижний угол, сколько станет углов?
5. ( Учитель берет в руки резиновый мяч)
Ребята, проследите за мячом. Я передала его Идару, он – Алихану, он – Фатиме, а Фатиме обратно мне. Какую линию вам напомнил путь мяча. Почему? (Замкнутую, потому, что мяч вернулся в исходную точку.
Прошу вас ещё раз отследить путь мяча. Я передаю его Салиму, Салим Даяне, она — Дамиру. Мяч остался в руках Дамира. Какую линию вам напомнил путь мяча и почему?
(Разомкнутую, потому что мяч не вернулся в исходную точку).
4. Математический диктант.
Я буду диктовать числа, вы записываете только те, которые делятся на 8 без остатка. 9, 18, 19, 25, 32, 40, 45, 56, 80, 90.
Я диктую числа, вы записываете только те, которые не являются результатом умножения, т.е. те, которые мы не встретим в таблице умножения.
6, 17, 18, 20, 22, 30, 25, 41.
5. Работа с раздаточным материалом – геометрическими фигурами.
Я называю свойства фигур, вы поднимаете карточку с этой фигурой.
1. У него все стороны равны. (квадрат)
2. Он имеет три острых угла (треугольник)
3. Она состоит из нескольких отрезков. (ломаная)
4. Не имеет ни начала, ни конца прямая)
5. У них общие свойства. (квадрат и прямоугольник).
Назовите их общие свойства: 4 угла,4 стороны.
6. Как можно назвать все эти фигуры одним словом ? Геометрические.
7. Опрос домашнего задания.
Творческие задания:
Сообщения «Интересные факты об истории таблицы умножения».
Презентация «История таблицы умножения»
Презентация «Современные игры для закрепления таблицы умножения»
Стишки-потешки о табличных примерах.
Собираем книжку-малышку «Веселая таблица умножения» из стихотворений учеников 3 «А» и рисунков к ним.
Выборочный опрос таблицы умножения на 8.
7. Музыкальна физминутка «Если весело тебе, то делай так».
(Дети повторяют и слова, и движения за персонажами на интерактивной доске)
8. Новая тема.
Мы с восьмеркою в расчете,
Цифра 9 на подходе!
На доске учитель записал таблицу умножения на 9 без ответов.
9*1=
9*2=
9*3=
9*4=
9*5=
9*6=
9*7=
9*8=
9*9=
Ребята, несмотря на то, что это новая тема, вы уже давно встречались с примерами умножения на 9. И сейчас, чтобы вспомнить это мы воспользуемся одним свойством. Вот, к примеру, 9*2 можно записать по другому, поменяв числа местами 2*9. Вспомним, как называется это свойство, когда числа меняются местами?
Переместительное. Верно.
Вспомнили сколько будет 2*9? Значит, и 9*2 будет 18.
И таким образом, воспользовавшись переместительным свойством, решают все примеры до 9*9.
Чтобы решить этот пример, необходимо вернуться к примеру 9*8 = 72 и прибавить к 72 ещё одну – девятую 9. Ответ 81. Значит, 9*9=81.
9. Использование интерактивной доски.
Давайте, закрепим наши знания и прочитаем примеры умножения на 9 из учебник. Правда, вместо цифр, нам даются точки .
А сейчас, к нам на помощь придут наши любимый сказочные герои – фиксики.
На интерактивной доске демонстрируется мультфильм о таблице умножения на 9 из сериала «Фиксики».
Ну, что, запомнили все. С такими друзьями вы не пропадете и теперь с легкостью решите все задания из учебника. Начнем.
10. Работа по учебнику. «Математика» Моро, 1часть, стр. 64-65.
№1 устно. (В это время у доски 3 ученика решают уравнения)
№2 письменно.
№4 письменно.
№6 письменно.
Итоги.
Вопросы по содержанию урока.
Рефлексия. У вас на столах три смайлика с разным выражением лица: веселый, задумчивый и грустный. Поднимите тот, выражение лица и настроение которого соответствуют вашему. Если урок вам понравился и все было понятно, то зеленый смайлик, если не все было понятно и интересно, поднимите желтый, а если вам совсем было скучно и неинтересно – красный.
Кто хочет докончить фразу, у меня сейчас хорошее настроение потому, что на уроке ….
Кто продолжит предложение, мне сегодня на уроке было … , потому что….
И ещё одно предложение, я хотел бы чтобы у нас на уроках……