Автор: Кокшеева Динара Рашидовна
Normal
0
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE
MicrosoftInternetExplorer4
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-qformat:yes;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:»Times New Roman»,»serif»;}
Компетентностный подход в обучении
иностранному языку
Компетентность – готовность и способность человека действовать в какой-либо области.
Компетентность трансформирует «культурного» человека из носителя академичных знаний в человека «активного», «социально адаптивного», настроенного на социализацию в обществе и влияние на общество в целях его изменения.
Коммуникативная компетенция включает:
· лингвистический компонент,
· социолингвистический компонент,
· прагматический компонент.
Выделяются следующие компоненты коммуникативной компетенции:
Грамматическая/формальная или лингвистическая компетенция – систематическое знание грамматических правил, словарных единиц и фонологии, которые преобразуют лексические единицы в осмысленное высказывание.
Социолингвистическая компетенция – способность выбирать и использовать адекватные языковые формы и средства в зависимости от цели и ситуации общения, от социальных ролей участников коммуникации.
Дискурсивная компетенция – способность построения целостных, связных и логичных высказываний разных функциональных стилей в устной и письменной речи на основе понимания различных видов текстов при чтении и аудировании; предполагает выбор лингвистических средств в зависимости от типа высказывания.
Cоциокультурная компетенция – знание культурных особенностей носителя языка (привычек, традиций, норм поведения и этикета) и умение понимать и адекватно использовать их в процессе общения, оставаясь при этом носителем другой культуры; формирование социокультурной компетенции предполагает интеграцию личности в системе мировой и национальной культур.
В государственном образовательном стандарте в области иностранного языка рассматриваются следующие компетенции:
— языковая компетенция (графическая сторона речи и орфография, произносительная сторона речи, лексическая сторона речи, грамматическая сторона речи)
— речевая компетенция (говорение, письмо, аудирование, чтение)
— социокультурная компетенция (социокультурный портрет англоязычных стран, социокультурный портрет родной страны на ИЯ)
— компенсаторная компетенция
(умение при дефиците языковых средств выходить из трудного положения за счет, например, перифраза, использования синонима).
— учебно-познавательная компетенция (общие и специальные умения).
Формы и методы работы по овладению речевых компетенций
Обучение диалогической речи
Использование функциональных опор
Когда функциональные опоры применяются впервые, проводится следующая работа:
1) чтение диалога;
2) выяснение путем вопросов, какую функцию выполняет каждая реплика;
3) составление по функциям модели диалога;
4) воспроизведение по модели диалога;
5) изменение ситуации и показ, как изменится тактика говорящих;
6) высказывание по измененной модели.
Также используется такой прием работы, как драматизация.
Драматизация включает несколько этапов.
•Начальный этап, или актуализация, состоит в том, что учащиеся разыгрывают по ролям изучаемый текст.
•На следующем этапе можно предложить учащимся для разыгрывания ситуации, близкие к содержанию текста.
• На последнем этапе (импровизации) учащиеся полностью отклоняются от содержания текста, опираясь тем не менее на его активную лексику.
Развитию навыков диалогической речи способствуют различные игры.
Например английский вариант игры «Крокодил», когда учащийся загадывает слово, а другой должен с помощью наводящих вопросов отгадать его.
Такая игра одновременно способствует более легкому заучиванию лексики.
Обучение письму
При обучении письму также продуктивно использовать различные игровые задания, например:
— Кто составит больше слов из букв, которые есть в слове IDENTIFICATION.
— Кто напишет больше слов, которые ассоциируются со словом food (animal, flat) и т.д.