Автор: Должковая Светлана Александровна
В соответствии с концепцией профильного обучения после завершения основной ступени каждый ученик, желающий продолжать образование в школе, должен выбрать профиль обучения.
Для того чтобы этот выбор был обоснованным, осознанным и перспетивным в плане подготовки к поступлению в вуз, учащимся предлагается пройти курсы, задачами которых является:
- дать ученику возможность реализовать интерес к предмету;
- уточнить готовность и способность осваивать выбранный предмет на повышенном уровне;
- создать условия для подготовки ученика к экзаменам по выбору, то
есть по наиболее вероятным предметам будущего профилирования;
- создать базу для ориентации учеников в мире современных профессий, познакомить со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям.
Особенностями курсов по выбору являются:
- краткосрочность;
- отсутствие отметок;
- инициативность выбора курсов учеником;
- деятельностный подход.
Для реализации поставленной цели в основной школе помимо курсов
психолого-педагогического сопровождения можно выделить три типа элективных курсов:
- предметно-ориентированные курсы, направленные на развитие познавательного интереса к предметам выбранного профиля, расширение и углубление знаний учащихся по профильной дисциплине (например, курсы «История открытия и познания веществ», «Соединения в квадратных скобках», «Химические элементы: прошлое, настоящее, будущее», «Решение задач химических олимпиад» и др.);
- межпредметные (интегрированные) курсы, предназначенные для интеграции знаний смежных дисциплин как необходимого условия успешного обучения в старшей профильной школе (например, «Химия, история, искусство: перекрестки взаимодействия», «Моделирование химических объектов на компьютере», «Химия в сельском хозяйстве» и др.);
- курсы прикладного характера, которые показывают связь данного
учебного предмета с жизнью (такие, как «Химия и пища», «Химия и здоровье», «Вещества и материалы в автомобилестроении», «Химики строят дом» и т.д.).
Минимальный объем, отведенный Министерством образования и науки РФ на предпрофильную подготовку в основной школе, составляет 102 ч. Взависимости от продолжительности элективных курсов, которая может варьироваться от 8 до 34 ч, учащиеся имеют право посетить в год до 10 различных курсов по выбору, но не менее двух обязательно.
Курсы по выбору должны дать ученику возможность проявить творческую и интеллектуальную инициативу, реализовать свои способности.
Формы обучения на курсах могут быть как академическими, так и инновационными: коммуникативные, групповые, проектные, исследовательские.
Общие
требования к составлению программы
элективного курса
Программы
элективных курсов разрабатываются,
принимаются и реализуются образовательными
учреждениями самостоятельно.
Базовыми
требованиями к содержанию программ
элективных курсов являются следующие:
1)
ориентация на современные образовательные
технологии;
2)
соответствие учебной нагрузки учащихся
нормативам;
3)
соответствие принятым правилам оформления
программ;
4)
наличие пособия, содержащего необходимую
информацию;
5)
краткосрочность проведения курса (не
более 72 часов).
Правила
оформления программ
Программа
элективного курса должна включать
следующие структурные элементы:
—
титульный лист;
—
пояснительную
записку;
—
учебно-тематический
план;
—
содержание
изучаемого курса;
—
методические
рекомендации;
—
литературу.
Титульный
лист включает:
—
наименование образовательного учреждения;
—
сведения о том, где, когда и кем утверждена
программа;
—
название элективного курса;
—
класс, на который рассчитана программа;
-ФИО,
должность автора (авторов) программы;
—
название города, населенного пункта;
-год
разработки программы.
Пояснительная
записка включает следующие компоненты:
—
аннотация, обоснование необходимости
введения данного курса в школе;
—
указание на место
и роль курса в профильном обучении
(важно показать, каково место курса
в соотношении как с общеобразовательными,
так и с базовыми профильными предметами:
какие межпредметные связи реализуются
при изучении элективных курсов, какие
общеучебные и профильные умения и навыки
при этом развиваются, каким образом
создаются условия для активизации
познавательного интереса учащихся,
профессионального самоопределения;
—
цель и задачи
элективного курса (цель курса – для
чего он изучается, какие потребности
субъектов образовательного процесса
удовлетворяет: учащихся, учителей,
школьного сообщества, общества; задача
курса – что необходимо для достижения
целей );
—
сроки реализации программы (продолжительность
обучения, этапы);
—
основные принципы отбора и структурирования
материала;
—
методы, формы обучения, режим занятий
(результат изучения элективного курса
– это ответ на вопрос: какие знания,
умения, навыки, необходимые для построения
индивидуальной образовательной программы
в школе и успешной профессиональной
карьеры по ее окончании, будут получены,
какие виды деятельности будут освоены,
какие ценности будут предложены для
усвоения);
—
предполагаемые результаты;
—
инструментарий для оценивания результатов.
Учебно-тематический
план включает:
перечень
разделов, тем; количество часов на
изучение каждой темы; вид занятий.
Содержание
изучаемого курса включает
перечень тем и их реферативное описание
Методические
рекомендации включают:
-
основные
содержательные компоненты по каждому
разделу или теме; -
описание
приемов и средств организации
учебно-воспитательного процесса, форм
проведения занятий; -
дидактические
материалы.
Литература
включает список литературы, а также
других видов учебно-методических
материалов и пособий, необходимых для
изучения курса как для учителя, так и
для учащихся.