Автор: Туркин Д. В.
Проблема дуального обучения — это актуальная проблема российского образования. Под влиянием моды дуальное обучение стали использовать при подготовке специалистов среднего звена во многих областях и специальностях. При этом абсолютно забывая про то, что дуальная форма обучения — одна из возможных форм организации образовательного процесса ориентированного на практику, и она подходит не для всех специальностей и требует определенных условий.
Старооскольский медицинский колледж осваивает дуальное обучение не первый год. И первые выводы такой практики уже обретают определенные черты. Разные специальности по-разному отреагировали на инновации. Но несмотря на различии имеются и общие черты и проблемы свойственный дуальному обучению в целом. Так дуальная модель образования подразумевает вовлечение работодателя в систему профессионального образования организации в качестве провайдера образовательных услуг. То есть субъекта с правом приёма на обучение по программам среднего профессионального образования.
В России, как и во многих странах мира, невозможно внедрение дуальной модели в таком формате по экономическим и законодательным причинам. Поскольку экономика и социальное устройство в Российской Федерации построены на других принципах, то использование системы дуального образования у нас требует значительной адаптации. И если брать бюджетные медицинские учреждения, то ситуацию с ними решается и можно сказать с уверенностью что с этими работодателя возможно полноценного построения дуальной системы обучения. То работа с частными аптечными структурами возникают недопонимание и невозможность вести разговор в одной плоскости. В большинстве своем это связано, так или иначе, с финансовой стороной вопроса. Невозможность выделить отдельного работника для наставничества, экономия площадей и трудности в принятии студентов связанные с этим. Это только часть из возникающих вопросов. В широком смысле дуальное образование — это региональная инфраструктурная модель, обеспечивающая взаимодействие систем: профессионального образования, оценки профессиональных квалификаций, прогнозирования потребностей в кадрах, профессионального самоопределения, подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, включая наставников на производстве. И что бы данная система взаимодействовала, необходим инструмент согласования и управления всеми частями процесса. На данный момент подобного инструмента нет.
Дуальное обучение называется самым перспективным направлением в России в подготовке специалистов для крупного бизнеса. Использование его в бюджетных структурах вызывает трудности экономического характера. Исходя из этого можно сделать вывод, что высокоэффективное дуальное обучение медицинских специалистов будет возможно тогда, когда медицинские учреждения смогут финансово потянуть данный проект, а в условиях, когда они не могут потянуть достойную заработную плату говорить про эффективность обучения очень трудно.
И если при подготовке студентов специальности « сестринское дело» или «фельдшер», это может быть оправдано подготовкой кадров для работодателя с нужными именно работодателю навыками и компетенциями. То подготовка фармацевтов выглядит еще более проблемной, так как основными работодателями здесь выступают малые частные структуры. И эти структуры не могут экономически поддерживать долгосрочные кадровые перспективы рынка. Несмотря на имеющиеся положительные примеры, остается ряд нерешенных вопросов. Для эффективного внедрения дуальной технологии обучения требуется законодательное и нормативно-правовое обеспечение, введение системы мотиваций для предприятий, создание института наставничества и эффективной системы профессиональной ориентации.
Работодатели сами должны понимать выгоду от ведения обучения. А когда работодатель не способен прогнозировать потребность в кадрах на ближайшие 3-5 лет, если он понимает, что ему потом даст квалификация человека, в обучении которого он активно участвует сейчас, то затрудняется и вовлечение его в этот процесс.
Дуальное обучение в современном образовательном мире нашей страны стало модным. Но помимо моды должна быть целесообразность. Поэтому начинать стоит с анализа условий образовательного процесса, необходимых в колледже. Требуется проанализировать цель, потребности и возможности, условия работы, потому что организовать дуальную форму обучения или хотя бы внедрить её элементы это колоссальный труд, и так же стоит помнить, что отказаться от дуального обучения вовсе не означает то, что улучшить качество профессиональной квалификации выпускника невозможно.
В образовательной традиции нашей страны давать достаточно широкую профессиональную подготовку, сохраняя высокий процент общих дисциплин. Для дуального обучения важна фокусировка на профессиональной квалификации, потому что гарантируется рабочее место с определённой заработной платой. Далеко не всегда общество — студенты, родители, предприниматели — чётко понимает, на какое рабочее место попадёт тот или иной выпускник. Видимо, пока в нашей реалии существует рынок дипломов, а не рынок квалификаций.