Автор: Светопольская Татьяна Владимировна
СИСТЕМА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХИМИИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
Т. В. Светопольская, учитель химии БОУ «Чебоксарской общеобразовательной школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №2»
Изучена система внеурочной деятельности по химии, разработана модель ее использования в обучении химии.
Ключевые слова: внеклассная работа, внеурочная деятельность, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).
Учебно-воспитательный процесс в школе включает все организационные формы. Наряду с уроком внеклассные занятия по химии имеют большое значение для достижения целей образования, воспитания и развития учащихся.
Школа должна готовить своих учеников к будущей жизни. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие.
Ознакомление с историей и теорией вопроса позволило определиться с терминологией. [2; 5].
«Под внеурочной работой подразумевается такая учебно-воспитательная работа с учащимися, которую организуют сверх обязательного учебного плана и программ, вне обычных классных и факультативных занятий».
«Внеклассная работа – одна из важнейших форм организации учебно-воспитательного процесса в школе, осуществляемая во внеурочное время».
На уроках химии не представляется возможность удовлетворить интересы учащихся, выходящие далеко за пределы программы. Это удается сделать на внеклассных занятиях по предмету. Внеклассная работа углубляет знания учащихся, помогает установить связь химии с жизнью, выявляет склонности, способности, дарования учащихся, развивает их творческую самостоятельность, умение работать с книгой, ставить опыты, проводить наблюдения.
Задачи, поставленные ФГОС в области образования, решаются на разных уровнях: на уровне образовательных учреждений, отделов образования и региональных ассоциаций учителей. В качестве одной из основных задач ассоциация учителей и преподавателей химии Тверской области определила – формирование региональной системы внеурочной деятельности по химии в соответствии с ФГОС [4].
Значение внеклассной работы по предмету определяется многими факторами. В настоящее время как никогда возрос объем научной информации. Учитель химии должен регулярно знакомиться с содержанием журналов, в которых публикуются статьи с химическим содержанием. Знакомить учащихся с достижениями химической науки.
Формы и виды внеклассной работы постоянно развиваются и совершенствуются в соответствии с развитием отечественной школы, ростом познавательных потребностей учащихся. Важным является проектная деятельность, подразумевает смену функции учителя и учащихся при решении учебно-воспитательных задач.
Новые образовательные стандарты предусматривают включение в образовательную программу внеурочной деятельности учащихся.
Для ознакомления с опытом внеурочной деятельности по химии была изучена методическая литература, стать и из методических изданий «Химия в школе», «Химия. Первое сентября», «Администратор образования», «Народное образование», «Воспитание школьников», где учителя делятся своим опытом. В основном это разработки конкретных внеклассных мероприятий.
«Под внеурочной деятельностью в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения Программ» [1].
Образовательное учреждение выбирает формы сочетания учебной и внеучебной деятельности в рамках реализации Программы. Время, отводимое на внеурочное деятельность, самостоятельно устанавливает образовательное учреждение. Направление внеурочной деятельности определяет образовательное учреждение исходя из запросов учащихся, родителей, кадров и материально-технических условий.
Образовательное учреждение разрабатывает план внеурочной деятельности – нормативный документ, в котором определен общий объем внеурочной деятельности, направление по годам обучения.
В общеобразовательных организациях наблюдается стремление к организации целостного воспитательного процесса в урочной и внеурочной деятельности, также внедряются научные подходы и методики воспитания [3].
ФГОС предусмотрены следующее направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное.
Так как ФГОС кардинально меняет цели образования, то и внеурочная деятельность так же должна модернизироваться.
Внеурочная деятельность по предмету должна иметь характер системы. Какой должна быть программа внеурочной деятельности по химии, чтобы она охватывала все запланированные общешкольной программой мероприятия и давала возможность подготовить учеников к участию в различных видах внеурочной работы начиная от школьного и заканчивая всероссийским? Оптимальной моделью, на наш взгляд, может быть школьное химическое общество. Групповая форма сводится в основном к работе секций и лекторской группы. Индивидуальная работа проводится в ходе выполнения исследований. Школьное химическое общество состоит из секций, в которые объединяются школьники, интересующиеся различными направлениями химической науки. Секций может быть от двух до шести. Одна секция может объединять учащихся 8–9-х, 9–10-х классов. Секции могут быть определены исходя из направлений работы. Руководит работой правление общества. Его членами являются руководители секций. Выделенные нами три секции: «Олимпийская». «Исследователи-экспериментаторы», «За страницами учебника» позволяют организовать работу по важнейшим направлениям внеклассной работы по химии и удовлетворить творческие потребности учащихся.
В ходе исследования обобщен опыт реализации внеурочной деятельности по химии на основе анализа статей из методической литературы, а также опыт работы учителя химии высшей категории МАОУ «Лицея № 4» г. Чебоксары Лаптевой Е. П.
Учитель имеет большой стаж работы. Высокий уровень профессионализма подтвержден наградами и званиями, она также была участником съезда учителей химии в Московском государственном университете. Учащиеся лицея хорошо знают химию, имеют достижения также во внеурочной деятельности – являются призерами и победителями олимпиад и научных конференций. Ученики принимают участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах. Большое внимание Е. П. Лаптева уделяет исследовательской деятельности, которая является одним из видов формирования учебно-познавательной компетенции и развития творческих, умственных способностей учащихся.
Было проведено анкетирование учащихся, по результатам которого можно сделать выводы, что учащимся 8 «М» класса нравится химия, преподавание ее учителем, они заинтересованы в изучении предмета и у большинства учащихся изучение химии, не вызывает трудностей. Большинство опрошенных, участвуют в химических олимпиадах, дистанционных олимпиадах и конкурсах. Двое учащихся отметили, что не занимаются внеклассной работой по химии, но имеют желание.
Из восемнадцати учащихся, которые участвуют во внеурочной деятельности, у девяти – нет никаких результатов. У 50% учащихся имеются следующие результаты: четыре диплома и пять сертификатов участника.
Одной из основных форм внеурочной деятельности является химический кружок. С введением ФГОС основного общего образования с 2015 года, в рамках организации внеурочной деятельности, Евгения Павловна, руководит работой химического кружка. Ею разработана рабочая программа химического кружка «Домашняя аптечка». Программа реализована на основании ФГОС ООО в 2015–2016, 2016–2017 уч. гг.
Занятия кружка проводятся в пятом классе один раз в неделю в кабинете химии. Дети изучают правила безопасности при использовании лекарственных средств, условия их хранения, правила оказания первой медицинской помощи, знакомятся с веществами, проводят химический эксперимент. Эта программа направлена на формирование универсальных учебных действий (УУД). В ходе педагогической практики были проведены занятия химического кружка.
Ученики, изучающие химию, занимаются внеурочной деятельностью систематически. Внеклассная работа создает мотивацию к изучению предмета, способствует повышению интереса, улучшению показателей успеваемости, о чем свидетельствуют результаты контрольных срезов. Внеурочная деятельность позволяет также решать профориетационные задачи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Боровик, В. Г. О взаимодействии образовательных учреждений общего и дополнительного образования в организации внеурочной деятельности обучающихся / В. Г. Боровик // Администратор образования. – 2011. – № 21. – С. 68–77.
2. Методика преподавания химии : учеб. пособие для пед. институтов по хим. и биол. спец. / Н. Е. Кузнецова, В. П. Гаркунов, Д. П. Ерыгин и др. – Москва : Просвещение, 1984. – 415с.
3. Нечаев, М. П. Управленческие технологии организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС / М. П. Нечаев // Воспитание школьников. – 2013. – № 9. – С. 16–21.
4. Соболев, А. Е. Региональная ассоциация учителей и преподавателей химии: опыт, проблемы, перспективы / А. Е. Соболев // Химия в школе. – 2016. – № 9. – С. 33–37.
5. Чернобельская, Г. М. Методика обучения химии в средней школе : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Г. М. Чернобельская. – Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 336 с.