8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

формы и методы работы с текстом при подготовке к олимпиаде по литературе

Автор: Михайлова Алла Александровна

Формы и методы работы с текстом при подготовке учащихся к олимпиадам по литературе

Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде. Чтобы научиться писать, надо писать!
                                                                   Д.С. Лихачев
Мы живем в эпоху, когда все слова уже сказаны.
                                                              С.С. Аверинцев
Настоящее произведение ничем не заканчивается.
                                                               А.А. Ахматова

Принципиальная организационная позиция – в олимпиадном движении должны участвовать все. Поэтому необходим не только школьный тур Всероссийской олимпиады, но и классный тур.

ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ К ОЛИМПИАДЕ

„      В разработке таких программ учтены принципы и структура олимпиадных заданий. В соответствии с этим обозначены этапы работы: вводный; изучение истории литературы; изучение теории литературы; изучение культурно-исторической обстановки; анализ и интерпретация прозаического произведения; анализ и интерпретация поэтического текста; заключительный.

„ Для каждого из этапов разработаны задания, направленные на знание текстов художественных произведений, знание биографического материала, совершенствование умений определять авторскую позицию и пр.

ПРОБЛЕМА: НО ВЕДЬ ЭТО ОБЫЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ литературы КАК ПРЕДМЕТА В ШКОЛЕ?! Что тогда должно отличать олимпиадную ПОДГОТОВКУ? Что это такое – выявить «лучшЕГО из лучших»?

Ряд нерешенных проблем теории развития связной речи учащихся:

1.     Зависимость/независимость развития письменной речи от развития устной речи.

2.     Учащийся не умеет писать сочинение по причинам мыслительным или по причинам чисто речевым?

3.     Возможность/невозможность обучения творчеству на основе образцов речи.

4.     Чем по жанру является школьное (в том числе олимпиадное) сочинение?

«ОЛИМПИАДНАЯ» СПЕЦИФИКА ЧТЕНИЯ ТЕКСТА – ШИРОКИЙ ВЗГЛЯД ЧИТАТЕЛЯ, ШИРОКИЙ «МАЗОК» ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТА (НЕ НА УРОВНЕ ИНФОРМАЦИИ, А НА УРОВНЕ СМЫСЛОВОГО ПОЛЯ, ШЛЕЙФА, КОНТЕКСТА).

      «Выгоды» для олимпиадного сочинения —  привлечения внутрипредметных и межпредметных связей.

      Внутрипредметные связи – начитанность, свободное цитирование, (от)ссылочность мышления, сопоставления.

      Межпредметные связи – диапазон общего социокультурного сознания. 

Реализация указанного подхода предъявляет дополнительные требования:

        Истинного внимания заслуживает та олимпиадная работа, в которой пишущий проявил умение гармонично соединить жизненный и литературоведческий подходы к осмыслению текстового материала. Термин «лирический анализ произведения» — при таком анализе открывается больше возможностей, подобный анализ создает максимальное творческое пространство.

        Такого плана сочинение, как правило, изобилует речевыми формулами вроде тех, которые приводятся ниже: «Секрет притягательности рассказа в том…», «Текст читается тяжело / на одном дыхании…» и др. А далее пишущий пытается объяснить свои эмоции – говоря образным языком, рождается «умная эмоция».

        Удача при выполнении творческого олимпиадного задания ждет того, кто «возьмет» одну линию анализа и интерпретации. Нельзя объять необъятное! 

С.А. ЗИНИН:
5 аспектов анализа и интерпретации

„ пошаговый комплексный анализ;

„ тезисная развертка;

„ теоретико-литературная парадигма;

„ сопоставительный анализ;

„ анализ по аналогии.

„ пошаговый комплексный анализ;

Для такого анализа в олимпиадном сочинении характерны следующие черты:

1) символическое «отношение» ко всем элементам и деталям художественного текста – в нем, по мнению пишущего, нет ничего случайного,

2) учет при анализе специфики рода, жанра, литературного направления,

3) рассмотрение персонажей по степени важности, но с обязательным обнаружением принципа деления и пояснением: «Не менее важными являются…», — «важность неважного»,

„ пошаговый комплексный анализ;

4) самые частотные и, как правило, оправданные с точки зрения эффективности заострения на них внимания компоненты анализа  («сильные позиции текста») – заглавие, эпиграф, начало, конец, имена персонажей, числа, время и пространство, мотив,

Текст В.Т. Шаламова: 6 лет тюрем и лагерей как 6 дней создания мира Богом, столяр – отец Христа Иосиф, Адам – сначала с Богом, потом предал его, Павел – сначала боролся против Христа, затем стал его последователем («Павел своего времени»), притча о Блудном сыне.

5) внимание к слову – систематическое цитирование

„ тезисная развертка;

Эффективный топ 1: «В произведении имеется несколько смысловых пластов. Что лежит на поверхности? На первый взгляд, может показаться, что это произведение о…»

Эффективный топ 2 – сочинение-открытие: в начале сочинения – «(звучит вопрос-интрига, парадокс, загадка). Остается неясным… Но попытаемся найти ответ…», в конце сочинения – «И все-таки любопытно было бы узнать и о том…»

„ тезисная развертка;

 принципиально важен этап выбора эпизодов по принципу «на малом показать многое», функция эпизода – аргументирующая. 

„ сопоставительный анализ;

         Большое затруднение при выполнении олимпиадных заданий по литературе вызывает задание на сопоставительный (сравнительный анализ) двух лирических произведений. При выполнении этого задания важно не просто перечислить особенности каждого произведения, а сравнить их, найти общие черты и различия. Эта часть и трудна в решении.

Возьмем для анализа стихотворения Анны Ахматовой «Сжала руки под тёмной вуалью…», «Песня последней встречи».

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сжала руки под тёмной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»
— Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Всё, что было. Уйдешь, я умру.»
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру«

1911

ПЕСНЯ ПОСЛЕДНЕЙ ВСТРЕЧИ

Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала – их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: «Со мною умри!
Я обманут моей унылой,
Переменчивой, злой судьбой».
Я ответила: «Милый, милый!
И я тоже. Умру с тобой…»
Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.

1911

Заранее подготовленные учащиеся.

1. Прочитайте стихотворения А. Ахматовой «Сжала руки под тёмной вуалью…» и «Песня последней встречи». Когда они были написаны? К какому периоду ахматовской лирики относятся? В каком сборнике впервые были напечатаны? (1911 год, ранний период творчества, сборник «Вечер».)

Фронтальная работа.

2. Определите темы обоих стихотворений максимально широко (любовь) и более конкретно. (Переживания девушки по поводу ссоры (расставания) с любимым человеком.)

3. От чьего лица (имени) изображены переживания? (От лица лирического героя (героини), что подтверждается местоимениями “я”, “мне”, “мои”, формой глаголов: “сжала”, “напоила”, “сбежала”, “надела”, “взглянула”.)

4. Попробуйте представить каждое из стихотворений как эпизод некой жизненной истории. Почему это становится возможным? (Наличие сюжета.)

Групповая работа.

Группа № 1.

5. Найдите в сюжетном рисунке обоих стихотворений общее. (Обозначение места действия, появление мотива смерти в момент кульминации, равнодушие, отстранённость объекта переживаний от лирической героини в момент развязки.)

6. Отметьте сходства в указании автора на чувства и переживания, которые прямо не называются. ( Внешнее проявление чувства: “сжала руки”, перепутала перчатки, “сбежала, перил не касаясь”, “показалось, что много ступеней…”.)

Группа № 2.

7. Какую роль играет в обоих стихотворениях диалог? (Элемент “прозаизации”, усиливает психологическую напряжённость.)

8. Какие особенности поэтического языка указывают на близость Ахматовой акмеистической установке на “прекрасную ясность”, логическую мотивировку сочетания слов? (“Тёмная вуаль”, “тёмный дом” — имеется в виду буквальное значение определения; “терпкой печалью напоила его допьяна”, “беспомощно грудь холодела” — романтические штампы благодаря точным эпитетам приобретают новизну.)

Группа № 3.

9. Что общего в интонации обоих стихотворений? (Взволнованность, искренность, высокий накал чувств.)

10. Какой тип интонации преобладает в обоих стихотворениях: напевный или говорной? (Акмеисты читали вслух свои стихи напевая, но тип интонации, по мнению некоторых специалистов, всё-таки говорной, так как очевидна близость бытовой, разговорной речи.)

Так, учащиеся постепенно выходят на индивидуальную работу, которая выполняется в классе или дома.

Сравнивая стихотворения А.А. Ахматовой из первого её сборника «Вечер», написанные в один и тот же год, мы ясно видим некоторые черты сходства. В этих и других стихотворениях ранней Ахматовой часто присутствуют “зачатки сюжета”, как правило, это любовная драма, драма расставания, переживаемая болезненно и в то же время очень ярко. О чувствах говорится не прямо, они не называются, а изображаются, часто при помощи разнообразных деталей. Важную роль играет диалог или указание на адресата, обращение (“Ты знаешь, я томлюсь в неволе…”, “И если в дверь ко мне ты постучишь…”). Эти и другие особенности придают стихам эффект живой, взволнованной речи. Жизненность, узнаваемость изображаемых ситуаций приближает их к читателю, вызывая ответное чувство. 

„ анализ по аналогии.

         Интересно провести параллели:

         внутри произведения (двойники, антиподы),

         с другими произведениями на основании того или иного признака,

         с другими видами искусства,

         с биографией писателя,

         с историческими событиями,

         с личными переживаниями и т.д.

         анализ по аналогии.

                Речевая формула типа: «К числу произведений, в которых…, относится…»       

                Текст В.Т. Шаламова: кроме христианских аналогий, ребята вспомнили Павла Власова, произведения о тюрьмах (Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, А.И. Солженицын), нашли «пересекающиеся» сцены – Раскольников и Соня, Платон Каратаев и Пьер, герои повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма» и др.   

         При этом, какой бы аспект анализа ни выбрал учащийся, желательно идти по смешанной модели № 3:

         Модель № 1         Модель № 2       Модель № 3

        

      форма               содержание            форма   

          

         содержание                 форма           содержание

         Хорошим творческим «ходом», «поворотом» олимпиадного сочинения считается и так называемое «ролевое» сочинение, построенное в форме прогнозирования того, как данное произведение может быть интерпретировано теми или иными людьми. В подобного рода сочинении предлагаются различные точки зрения на объект. Сочинение представляет собой рассмотрение текста с разных сторон и позиций.

         Несколько замечаний относительно критериев проверки. Для проведения Олимпиад нет образовательных Стандартов качества, составление олимпиадных заданий практически не подчинено никаким более или менее устойчивым нормативам.

                 Поэтому критерии не могут быть столь точны и универсальны, как, например, в ГИА и ЕГЭ. ГИА и ЕГЭ в основном проверяет то, что легко проверяется, — память экзаменуемого, а не то, что необходимо проверить, — понимание художественного произведения, его интерпретацию. Каждая олимпиадная работа требует своих критериев оценки!

         Научить (в истинном смысле этого слова!) выполнять олимпиадные задания  по литературе невозможно, но в процессе подготовки к такой олимпиаде можно и нужно давать советы, предлагать альтернативные (!) решения, проводить обучающие тренинги, задачей которых является раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, претендующего на победу в олимпиаде.

 

 

×
×