Автор: Михайлова Алла Александровна
Формы и методы работы с текстом при подготовке учащихся к олимпиадам по литературе
Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде. Чтобы научиться писать, надо писать!
Д.С. Лихачев
Мы живем в эпоху, когда все слова уже сказаны.
С.С. Аверинцев
Настоящее произведение ничем не заканчивается.
А.А. Ахматова
Принципиальная организационная позиция – в олимпиадном движении должны участвовать все. Поэтому необходим не только школьный тур Всероссийской олимпиады, но и классный тур.
ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ К ОЛИМПИАДЕ
В разработке таких программ учтены принципы и структура олимпиадных заданий. В соответствии с этим обозначены этапы работы: вводный; изучение истории литературы; изучение теории литературы; изучение культурно-исторической обстановки; анализ и интерпретация прозаического произведения; анализ и интерпретация поэтического текста; заключительный.
Для каждого из этапов разработаны задания, направленные на знание текстов художественных произведений, знание биографического материала, совершенствование умений определять авторскую позицию и пр.
ПРОБЛЕМА: НО ВЕДЬ ЭТО ОБЫЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ литературы КАК ПРЕДМЕТА В ШКОЛЕ?! Что тогда должно отличать олимпиадную ПОДГОТОВКУ? Что это такое – выявить «лучшЕГО из лучших»?
Ряд нерешенных проблем теории развития связной речи учащихся:
1. Зависимость/независимость развития письменной речи от развития устной речи.
2. Учащийся не умеет писать сочинение по причинам мыслительным или по причинам чисто речевым?
3. Возможность/невозможность обучения творчеству на основе образцов речи.
4. Чем по жанру является школьное (в том числе олимпиадное) сочинение?
«ОЛИМПИАДНАЯ» СПЕЦИФИКА ЧТЕНИЯ ТЕКСТА – ШИРОКИЙ ВЗГЛЯД ЧИТАТЕЛЯ, ШИРОКИЙ «МАЗОК» ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТА (НЕ НА УРОВНЕ ИНФОРМАЦИИ, А НА УРОВНЕ СМЫСЛОВОГО ПОЛЯ, ШЛЕЙФА, КОНТЕКСТА).
«Выгоды» для олимпиадного сочинения — привлечения внутрипредметных и межпредметных связей.
Внутрипредметные связи – начитанность, свободное цитирование, (от)ссылочность мышления, сопоставления.
Межпредметные связи – диапазон общего социокультурного сознания.
Реализация указанного подхода предъявляет дополнительные требования:
Истинного внимания заслуживает та олимпиадная работа, в которой пишущий проявил умение гармонично соединить жизненный и литературоведческий подходы к осмыслению текстового материала. Термин «лирический анализ произведения» — при таком анализе открывается больше возможностей, подобный анализ создает максимальное творческое пространство.
Такого плана сочинение, как правило, изобилует речевыми формулами вроде тех, которые приводятся ниже: «Секрет притягательности рассказа в том…», «Текст читается тяжело / на одном дыхании…» и др. А далее пишущий пытается объяснить свои эмоции – говоря образным языком, рождается «умная эмоция».
Удача при выполнении творческого олимпиадного задания ждет того, кто «возьмет» одну линию анализа и интерпретации. Нельзя объять необъятное!
С.А. ЗИНИН:
5 аспектов анализа и интерпретации
пошаговый комплексный анализ;
тезисная развертка;
теоретико-литературная парадигма;
сопоставительный анализ;
анализ по аналогии.
пошаговый комплексный анализ;
Для такого анализа в олимпиадном сочинении характерны следующие черты:
1) символическое «отношение» ко всем элементам и деталям художественного текста – в нем, по мнению пишущего, нет ничего случайного,
2) учет при анализе специфики рода, жанра, литературного направления,
3) рассмотрение персонажей по степени важности, но с обязательным обнаружением принципа деления и пояснением: «Не менее важными являются…», — «важность неважного»,
пошаговый комплексный анализ;
4) самые частотные и, как правило, оправданные с точки зрения эффективности заострения на них внимания компоненты анализа («сильные позиции текста») – заглавие, эпиграф, начало, конец, имена персонажей, числа, время и пространство, мотив,
Текст В.Т. Шаламова: 6 лет тюрем и лагерей как 6 дней создания мира Богом, столяр – отец Христа Иосиф, Адам – сначала с Богом, потом предал его, Павел – сначала боролся против Христа, затем стал его последователем («Павел своего времени»), притча о Блудном сыне.
5) внимание к слову – систематическое цитирование
тезисная развертка;
Эффективный топ 1: «В произведении имеется несколько смысловых пластов. Что лежит на поверхности? На первый взгляд, может показаться, что это произведение о…»
Эффективный топ 2 – сочинение-открытие: в начале сочинения – «(звучит вопрос-интрига, парадокс, загадка). Остается неясным… Но попытаемся найти ответ…», в конце сочинения – «И все-таки любопытно было бы узнать и о том…»
тезисная развертка;
принципиально важен этап выбора эпизодов по принципу «на малом показать многое», функция эпизода – аргументирующая.
сопоставительный анализ;
Большое затруднение при выполнении олимпиадных заданий по литературе вызывает задание на сопоставительный (сравнительный анализ) двух лирических произведений. При выполнении этого задания важно не просто перечислить особенности каждого произведения, а сравнить их, найти общие черты и различия. Эта часть и трудна в решении.
Возьмем для анализа стихотворения Анны Ахматовой «Сжала руки под тёмной вуалью…», «Песня последней встречи».
Сжала руки под тёмной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»
— Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Всё, что было. Уйдешь, я умру.»
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру«
1911
ПЕСНЯ ПОСЛЕДНЕЙ ВСТРЕЧИ
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала – их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: «Со мною умри!
Я обманут моей унылой,
Переменчивой, злой судьбой».
Я ответила: «Милый, милый!
И я тоже. Умру с тобой…»
Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.
1911
Заранее подготовленные учащиеся.
1. Прочитайте стихотворения А. Ахматовой «Сжала руки под тёмной вуалью…» и «Песня последней встречи». Когда они были написаны? К какому периоду ахматовской лирики относятся? В каком сборнике впервые были напечатаны? (1911 год, ранний период творчества, сборник «Вечер».)
Фронтальная работа.
2. Определите темы обоих стихотворений максимально широко (любовь) и более конкретно. (Переживания девушки по поводу ссоры (расставания) с любимым человеком.)
3. От чьего лица (имени) изображены переживания? (От лица лирического героя (героини), что подтверждается местоимениями “я”, “мне”, “мои”, формой глаголов: “сжала”, “напоила”, “сбежала”, “надела”, “взглянула”.)
4. Попробуйте представить каждое из стихотворений как эпизод некой жизненной истории. Почему это становится возможным? (Наличие сюжета.)
Групповая работа.
Группа № 1.
5. Найдите в сюжетном рисунке обоих стихотворений общее. (Обозначение места действия, появление мотива смерти в момент кульминации, равнодушие, отстранённость объекта переживаний от лирической героини в момент развязки.)
6. Отметьте сходства в указании автора на чувства и переживания, которые прямо не называются. ( Внешнее проявление чувства: “сжала руки”, перепутала перчатки, “сбежала, перил не касаясь”, “показалось, что много ступеней…”.)
Группа № 2.
7. Какую роль играет в обоих стихотворениях диалог? (Элемент “прозаизации”, усиливает психологическую напряжённость.)
8. Какие особенности поэтического языка указывают на близость Ахматовой акмеистической установке на “прекрасную ясность”, логическую мотивировку сочетания слов? (“Тёмная вуаль”, “тёмный дом” — имеется в виду буквальное значение определения; “терпкой печалью напоила его допьяна”, “беспомощно грудь холодела” — романтические штампы благодаря точным эпитетам приобретают новизну.)
Группа № 3.
9. Что общего в интонации обоих стихотворений? (Взволнованность, искренность, высокий накал чувств.)
10. Какой тип интонации преобладает в обоих стихотворениях: напевный или говорной? (Акмеисты читали вслух свои стихи напевая, но тип интонации, по мнению некоторых специалистов, всё-таки говорной, так как очевидна близость бытовой, разговорной речи.)
Так, учащиеся постепенно выходят на индивидуальную работу, которая выполняется в классе или дома.
Сравнивая стихотворения А.А. Ахматовой из первого её сборника «Вечер», написанные в один и тот же год, мы ясно видим некоторые черты сходства. В этих и других стихотворениях ранней Ахматовой часто присутствуют “зачатки сюжета”, как правило, это любовная драма, драма расставания, переживаемая болезненно и в то же время очень ярко. О чувствах говорится не прямо, они не называются, а изображаются, часто при помощи разнообразных деталей. Важную роль играет диалог или указание на адресата, обращение (“Ты знаешь, я томлюсь в неволе…”, “И если в дверь ко мне ты постучишь…”). Эти и другие особенности придают стихам эффект живой, взволнованной речи. Жизненность, узнаваемость изображаемых ситуаций приближает их к читателю, вызывая ответное чувство.
анализ по аналогии.
Интересно провести параллели:
— внутри произведения (двойники, антиподы),
— с другими произведениями на основании того или иного признака,
— с другими видами искусства,
— с биографией писателя,
— с историческими событиями,
— с личными переживаниями и т.д.
— анализ по аналогии.
— Речевая формула типа: «К числу произведений, в которых…, относится…»
— Текст В.Т. Шаламова: кроме христианских аналогий, ребята вспомнили Павла Власова, произведения о тюрьмах (Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, А.И. Солженицын), нашли «пересекающиеся» сцены – Раскольников и Соня, Платон Каратаев и Пьер, герои повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма» и др.
— При этом, какой бы аспект анализа ни выбрал учащийся, желательно идти по смешанной модели № 3:
— Модель № 1 Модель № 2 Модель № 3
—
форма содержание форма
—
— содержание форма содержание
— Хорошим творческим «ходом», «поворотом» олимпиадного сочинения считается и так называемое «ролевое» сочинение, построенное в форме прогнозирования того, как данное произведение может быть интерпретировано теми или иными людьми. В подобного рода сочинении предлагаются различные точки зрения на объект. Сочинение представляет собой рассмотрение текста с разных сторон и позиций.
— Несколько замечаний относительно критериев проверки. Для проведения Олимпиад нет образовательных Стандартов качества, составление олимпиадных заданий практически не подчинено никаким более или менее устойчивым нормативам.
— Поэтому критерии не могут быть столь точны и универсальны, как, например, в ГИА и ЕГЭ. ГИА и ЕГЭ в основном проверяет то, что легко проверяется, — память экзаменуемого, а не то, что необходимо проверить, — понимание художественного произведения, его интерпретацию. Каждая олимпиадная работа требует своих критериев оценки!
— Научить (в истинном смысле этого слова!) выполнять олимпиадные задания по литературе невозможно, но в процессе подготовки к такой олимпиаде можно и нужно давать советы, предлагать альтернативные (!) решения, проводить обучающие тренинги, задачей которых является раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, претендующего на победу в олимпиаде.