Экологическое воспитание

Автор: Заря Жанна Сергеевна

Экологическое воспитание детей средствами

декоративно-прикладного творчества в

МБУ ДО «Детско-юношеский центр»

Индустриального района г. Барнаула

Экологическое    образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности  образовательных систем. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни,  характеризующегося гармонией в отношениях человека с окружающей средой.

  Обретение экологической культуры – экологического сознания – это единственный выход из сложившейся ситуации. Воспитание экологической культуры следует начинать с раннего детства. Это ответственный период в жизни человека, в нем закладываются основы отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям), ценностной ориентации в нем.  

 Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям. Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней. Но нужно обладать терпением, нужно иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц.

Экологическое образование изучает не объекты окружающего мира, а отношение к ним людей, вследствие чего оно влияет на этические, ценностные идеалы, стремится ограничить потребительский смысл жизни человека. Главное для устойчивого развития – переход к экологической культуре, а культуры вне воспитания не бывает.

Формы экологического воспитания

ü занятия;

ü ознакомление детей с природой в повседневной жизни;

ü поисковая деятельность детей; 

ü экологические праздники и досуги;

ü походы и экскурсии.

Все эти формы мы активно используем в работе с детьми в МБУ ДО «ДЮЦ» Индустриального района г. Барнаула. В нашем центре декоративно-прикладным творчеством занимаются около 900 детей. Практически все коллективы используют в той или иной мере природные материалы – это дерево, глина, шерсть, хлопчатобумажные ткани и так далее.

Ежегодно дети и  педагоги принимают участие в конкурсах различного уровня. В этом учебном году уже во второй раз приняли участие во Всероссийском  конкурсе дизайнерских валенок и художественного войлока «Тёплое дело», который проводит  Государственный художественный музей Алтайского края. Участвовали  и педагоги и учащиеся, присутствовали на открытии, получили награды. Посещение подобных мероприятий дает толчок к творческому развитию ребенка,  ведь наглядность и подражание —  составляющие элементы обучения детей творчеству.

Войлоком у нас занимаются объединения «Чудеса своими руками» и «Карамель»

Еще одно направление – глиняная игрушка. Объединение «Дымковская игрушка» существует с 1995 года. Педагогическая ценность программы «Удивительный мир глиняной игрушки» в том, что она эффективно содействует  духовному и интеллектуальному развитию, направлена  на приобщение детей к лучшим традициям декоративно-прикладного искусства, развитие творческих способностей детей, знакомство с историей народного творчества. Ведь именно народное искусство пробуждает первые яркие, образные представления детей о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, прививает  любовь к природе. Ребенок знакомится шире и глубже  с жизнью и бытом  русского народа, а это несет в себе неиссякаемые возможности развития у обучающихся  художественному творчеству.

 Ребенок, по природе, существо любопытное и любознательное, он творец, он деятель. Занятия в объединениях декоративно-прикладного направления помогают ребятам раскрыть свои возможности, проявить  свой талант. На занятиях у детей улучшается   настроение, развивается  воображение, трудолюбие, ответственность, учащиеся приобщаются  к совместному коллективному творчеству, где создавая совместную работу, каждый может проявить свою индивидуальность, а так же  развиваются умения доводить все до конца, любовь к красоте и традициям своей страны. А где есть традиции, где они живы и прочны, там имеется благоприятная почва для расцвета нового и профессионального декоративно-прикладного искусства.

Для того чтобы  народные промыслы не угасали в условиях  городской современной жизни,  очень важно просвещать детей  и прививать любовь  к народному искусству. Именно в этом нам очень помогают различные программы музеев нашего города. На экскурсиях дети знакомятся с памятниками культуры и это, естественно, дает им мотивацию к творчеству, к изучению данного вида творчества.

     Ознакомление детей с природой в повседневной жизни – одна из форм экологического воспитания.

Наиболее подходящей формой ознакомления учащихся с природой у нас являются занятия на пленере в шаговой доступности от места занятий. Образцовый коллектив Алтая изостудия  «Колорит» посещает Барнаульский зоопарк, дети рисуют животных, делают пейзажные наброски, наблюдают и рисуют природные явления. Изостудия «Ультрамарин» выходит на пленер на  поляну рядом с ОУ. Дети изучают объекты природы и явления. Учатся бережному отношению к природе.

Занятия на пленере дают возможность воспитать у учащихся наблюдательность, представления о различных явлениях природы и т.д.

Поисковая деятельность учащихся — следующая форма.

В нашем случае это чаще всего — проектирование и организация исследовательской деятельности учащихся. Ребята изучают историю народной игрушки, выясняют, какие игрушки делали в местности их проживания.

Походы и экскурсии также относят к формам экологического воспитания, пожалуй,  одна из наиболее интересных форм для детей.

Походы в нашем центре совершают учащиеся туристического клуба «Баскон». Во время походов одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические.

В отделе декоративно-прикладного и технического творчества наиболее подходящей формой экологического воспитания является экскурсия.

Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по ознакомлению детей с миром природы, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне образовательного учреждения. Это своего рода занятие под открытым небом.

Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.  Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.

Экскурсии провести значительно труднее, чем занятие в объединении, поэтому успех ее зависит от тщательной подготовки педагога.

На этой форме экологического воспитания хочется остановиться подробнее, так как именно здесь и начинается взаимодействие дополнительного образования с музеем. Музеи – это хранители нашего прошлого, нашей истории, наших традиций. В музее дети могут почерпнуть знания по направлению своего обучения. Наблюдение – это один из самых эффективных методов воспитания и обучения.

В октябре 2016 года педагоги отдела организовали обзорную экскурсию для детей объединений прикладного и изобразительного творчества. Ребята узнали много нового для себя из экскурсии, посетили старые улицы города, нагорный парк. После воспитанники изостудии «Ультрамарин» создали целую серию творческих работ «Мой Барнаул». На детских работах изображен как  современный, быстро растущий и развивающийся город, так и старый, милый сердцу каждого горожанина.

 

     В заключении хочу сказать: Дети любознательные и восприимчивые от природы стараются попасть в обширный мир рукоделий и ремесел, стоит лишь нам, взрослым, слегка приоткрыть в него дверь. Педагогам дополнительного образования в этом нелегком труде помогают научные сотрудники, интересно выстраивая экспозиции музеев и предлагая увлекательны экскурсионные программы.

×
×