Автор: Степанцова Светлана Валерьевна
Normal
0
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-qformat:yes;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-bidi-font-family:»Times New Roman»;}
1. Введение
В настоящее время обсуждение вопроса о целях школьного исторического образования — особенно в контексте гражданского и патриотического воспитания — вызывает всеобщий интерес, как со стороны педагогов, так и общества в целом. Интерес к этому вопросу проявляют государственные и политические деятели. Причины этого определяются спецификой исторического образования, его влиянием на воспитание гражданских и нравственных качеств человека. Важное место в системе образования России занимает урок истории, который позволяет привить детям такие человеческие качества, как любовь к родине, патриотизм.
Существенной проблемой современного урока истории является организация познавательной деятельности учащихся. Эта проблема решается путём практических поисков таких методов обучения, которые побуждают учащихся воспринимать, осмысливать и умело применять преподаваемые учителем исторические знания.
Активные методы обучения — необходимое условие для создания интереса у учащихся к содержанию обучения и к самой учебной деятельности – возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению – использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной творческо-поисковой деятельности. Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал не вызывает интереса. Трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае интерес быстро падает.
Современный процесс образования требует от его участников совершенно иных подходов к планированию и организации деятельности. Должны применяться новые подходы к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Меняется роль преподавателя. В первую очередь необходимо учить детей самостоятельно добывать информацию из источников, ориентироваться в море информации, отделять главное от второстепенного. Значит, учителю нужно искать какие-то особые формы и методы преподавания, пересматривать способы преподнесения учебного материала.
Большую значимость сегодня приобретает поисковая деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме, формируются общекультурные компетенции:
· извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
· отделение основной информации от второстепенной;
· критическое оценивание достоверности полученной информации;
· передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
· перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.);
· выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации.
Целью данной работы является анализ методологических подходов к организации творческо-поисковой деятельности учащихся на уроке истории.
2. Основная часть.
2.1. Организация творческо-поисковой деятельности учащихся на уроках истории.
Использование системы заданий, ориентированных определенный уровень познавательной деятельности учащихся позволит учителю не только определить познавательные возможности учащегося, но и продуктивно работать со всем классом.
1 уровень – воспроизводящий: предполагает выписку основных понятий, определений, выводов, ответы на поставленные вопросы, требующие уточнения и пересказа текста; заполнение таблицы, схемы по образцу в ходе коллективного разбора документа, ориентированного на понимание текста; составление простого плана и т.д.
2 уровень – преобразующий: вопросы и задания могут включать рассказ ученика по документу, сопровождающийся анализом текста, выделением в нем основной идеи, вывода, синтезом положений источника с другим теоретическим материалом (самостоятельный отбор, группировка фактов, идей и привлечение их учеником для раскрытия изучаемой темы); составление развернутого плана, тезисов, конспекта, текстовых таблиц, схем; самостоятельную постановку вопросов к документу; подготовку рефератов, докладов и др.
3 уровень – творческо-поисковый: на данном уровне учащимся предлагаются познавательные задания, требующие осмысления и сопоставления точек зрения мыслителей, положений нескольких документов; выявления линий сравнения изучаемых явлений и составление сравнительных таблиц, логических цепочек; применения теоретических положений документа для доказательства, аргументирования своей точки зрения, обсуждения дискуссионных проблем; посильной поисковой деятельности по сбору материала, его анализу и систематизации по определенной теме, подготовки творческих сочинений, эссе и др.
На уроках истории задания должны быть ориентированные на творческо-поисковый уровень познавательной деятельности, на развитие у школьников умений анализировать, сопоставлять тексты документов, высказывать и обосновывать собственные оценки и суждения по рассматриваемой проблеме. Достижение этого немыслимо без изучения документов, исторических первоисточников, произведений выдающихся историков. Уроки истории, построенные на самостоятельной работе учащихся с информацией, являются более успешными, если в их основе лежит конкретная программа действий ученика, выстроенная в соответствии с определенной дидактической задачей и содержанием учебного материала, с учетом подготовленности ученика к работе с текстами. Это позволяет учащимся выработать свое собственное отношение к рассматриваемой проблеме. Учебный процесс приобретает исследовательский характер. Изменяется и функциональная деятельность учителя: он выступает преимущественно как организатор и координатор самостоятельной работы учащихся.
2.3. Активизация познавательной деятельности учащихся, как необходимое условие организации творческо-поискового уровня обучения.
При выборе тех или иных методов обучения необходимо, прежде всего, стремится к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося.
Если необходимо не только понять и запомнить, но и практически овладеть знаниями, то естественно, что познавательная деятельность учащегося не может не сводится только к слушанию, восприятию и фиксации учебного материала. Вновь полученные знания он пробует тут же мысленно применить, прикладывая к собственной практике и формируя, таким образом, новый образ профессиональной деятельности. И чем активнее протекает этот мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее его результат. Вот почему очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы должны по всем признакам носить исследовательский характер. Это является еще одним важным принципом активизации учебно-познавательной деятельности: принцип исследования изучаемых проблем и явлений.
Существуют разные подходы к понятию познавательной активности учащихся. Б.П. Есипов считает, что активизация познавательной деятельности — сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями, навыками. Г.М. Лебедев указывает, что «познавательная активность — это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении». В перовом случае идет речь о самостоятельной деятельности преподавателя и учащихся, а во втором — о деятельности учащихся. Во втором случае в понятие познавательной активности автор включает интерес, самостоятельность и волевые усилия учащихся.
В обучении активную роль играют учебные проблемы, сущность которых состоит в преодолении практических и теоретических препятствий в сознании таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые приводят учащихся к индивидуальной поисково-исследовательской деятельности.
Таким образом, можно выделить несколько приемов активизации познавательной деятельности:
· метод проблемного обучения составляет органическую часть системы проблемного обучения. Основой метода проблемного обучения является создание ситуаций, формировка проблем, подведение учащихся к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача — направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней.
· метод алгоритмизированного обучения. Деятельность человека всегда можно рассматривать как определенную последовательность его действий и операций, т. е. она может быть представлена в виде некоторого алгоритма с начальными и конечными действиями. Для построения алгоритма решений той или иной проблемы нужно знать наиболее рациональный способ ее решения. Рациональным способом решения владеют самые способные учащиеся. Поэтому для описания алгоритма решения проблемы учитывается путь его получения этими учащимися. Для остальных учащихся такой алгоритм будет служить образцом деятельности.
· контроль знаний, базирующийся на тестировании, может использовать и результаты работы над проектом, отслеживанием промежуточных результатов. Компьютер может оказать помощь учителю для наблюдения динамики процесса овладения каждым учеником определенной темы.
· соревновательный подход заменяется кооперированием, сотрудничеством. Такое обучение существенно повышает положительный настрой учащихся, их мотивацию.
· обучение в творческой деятельности: развитие через творчество, обучение через открытие. Вовлечение детей в творческую деятельность в процессе обучения: дискуссия, самостоятельное создание продуктов труда, воображения, письменной и устной речи, работа над учебно-исследовательскими проектами и др. Учитель может помочь – вооружить средствами поиска или бросить «яблоко» (намек, подсказку).
· поворот от традиционного урока к нетрадиционным формам и методам урока. Это может быть урок: аукцион, сочинение по истории, деловая игра, пресс-конференция, диспут, общественный смотр знаний, турнир, эстафета, семинар, диспут, путешествие, зачет, игра и др.. Особый интерес представляют формы работы с учебником: репродуктивно-поисковая (составление плана, схемы, конспекта по тексту), сравнительно-аналитическая (таблиц, схем, рисунков) и творческая (тексты с ошибками, тесты, кроссворды).
2.4. Приемы организации творческо-поисковой деятельности учащихся.
Зачастую к определению познавательных возможностей учителя подходят интуитивно и не всегда знают, каков реальный уровень познавательных возможностей класса, особенно его отдельных учеников. Между тем они очень разные, и не только в параллелях, но и в одном и том же классе. Главное преимущество использования творческо-поисковой деятельности на уроках истории – это возможность от заучивания учебного материала перейти к его пониманию. В первую очередь, речь идет о широком применении метода проектов, обучения в сотрудничестве, исследовательских, проблемных методов. Все они помогают раскрыть внутренние резервы каждого ученика и одновременно способствовать формированию социальных качеств личности (умению работать в коллективе, выполняя различные социальные роли, помогая друг другу в совместной деятельности, решая подчас совместными усилиями сложные познавательные задачи). Примером такой работы может послужить выполнение учащимися компьютерных презентаций.
При большом объеме информации очень эффективным может стать составление схем и знаковых моделей. Известно, что 85-90% информации человек усваивает через визуальные каналы. Наиболее результативно постепенное заполнение схемы в процессе диалогов, дискуссий, практических работ при объяснении и обобщении материала. Схемы можно использовать как на уроке, так и для самостоятельной работы дома, когда учащиеся могут в своей работе использовать различные источники информации. Использование схем и знаковых моделей, алгоритмов — конспектов способствует формированию у учащихся навыков анализа, синтеза, структурирования информации. Схемы служат хорошим наглядным пособием для повторения и подготовки к зачетам, экзаменам.
Дидактическая игра. Общеизвестно, что в истории по сей день, остается определенный круг вопросов, «правильных» ответов на которые не существует. Это можно использовать при проведении дидактических игр, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся как на творческо-поисковом уровне, так и работу по изучению исторического материала, осуществляемые в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности — усвоение фактов, дат, имен и др.
Занимательность игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной дидактической игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Актуальной задачей школы становится развитие у учащихся умений самостоятельно отбирать и оценивать получаемую информацию. Дидактическая игра способствует активизации познавательной деятельности учащихся и ведёт к осмысленному усвоению знаний. Применение дидактических игр повысит прочность и качество усвоения знаний учащихся, если: игры отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков, используются в сочетании с другими формами, методами и приемами, эффективными при изучении нового материала, четко организуются; соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся.
Метод проектов. В основе метода лежит развитие познавательных, творческих навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и ориентирован на самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся на отрезок времени.
Работа с текстом. Направлена на формирование навыка самостоятельного анализа предложенного текста. Работа с текстом позволяет использовать достаточно большой спектр форм и методик. Применяя тот или иной приём учебной работы, учитель и ученики одновременно выполняют и связанные с ними приёмы умственной деятельности – анализ, синтез, сравнение, обобщение и т. д. И чем сложнее приём работы, тем большее количество приёмов умственной деятельности скрывается за ними. И, наоборот, за простым приёмом учебной работы стоит наименьшее количество приёмов умственной деятельности. Задача педагога в данной ситуации – выбрать оптимальный вариант соотношения приёмов учебной и умственной деятельности. Цели урока – образовательные и развивающие – приходят к одному знаменателю.
3. Заключение.
Использование нестандартных подходов, методов активного и творческо-поискового обучения имеют большое значение для развития учащихся. Одна из основных целей изучения истории – создание у учащихся целостного представления о прошлом. Учителю важно определить для себя первоочередные задачи: как сделать урок интересным, как активизировать деятельность учащихся на уроке, как не только передать ребятам определённые знания, но и дать им возможность ощутить радость открытий, воспитать потребность узнавать всё больше и больше. Важнейшая задача – дать учащимся глубокие и прочные знания по истории, вырабатывать навыки и умения применять их на практике.
Увеличение объёма информации (в том числе учебной), обрушивающейся на современных детей и подростков – хорошо известное явление. Вступая в жизнь, ученик радуется новому, ему интересно. Но проходит время, и наступает «перенасыщение» знаниями, которые начинают отягощать сознание ребёнка. В результате теряется интерес к учёбе и рождается обычный троечник. Чтобы этого не произошло, нужно повышать занимательность учебного материала, использовать нетрадиционные формы обучения школьников. Это позволит эффективно решать образовательно-воспитательные задач в рамках небольшого количества предметных часов, а также позволит развивать самостоятельную творческо-поисковую деятельности школьников. Это позволит:
· повысить качество организации учебного процесса;
· увеличить объем изучаемого учебного материала;
· повысить темп учебного занятия;
· использовать различные формы организации учебной деятельности,
· усилить мотивацию обучающихся;
· создать условия для формирования общекультурных компетенций и собственного индивидуального отношения к рассматриваемой проблеме.
Образовательный процесс приобретает исследовательский характер. Изменится и функциональная деятельность преподавателя — он выступает преимущественно как организатор и координатор самостоятельной работы обучающихся.