8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Технологическая карта урока по литературному чтению. Тема урока: К. Чуковский «Федорино горе»

Автор: Дозорцева Юлия Валерьевна

Технологическая карта урока по литературному чтению

Тема урока

К. Чуковский «Федорино горе»

Цель

  Формирование первичных исследовательских умений у младших школьников при работе с лирическим произведением;

Задачи

Образовательные: Учить наблюдать за словом, его многозначностью, подтекстом; за переживанием лирического героя ; учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста.

 Развивающие: Развивать художественную образную речь, логическое и образное мышление, творческие способности, слух, воображение,

Воспитательные: воспитывать культуру чтения, культуру общения друг с другом и с учителем.

Планируемые результаты

Предметные: Литературоведческие, исследовательские умения младших школьников при работе с художественным текстом ; Формирование качеств  чтения .

 Формируемые УУД

— Личностные

 Регулятивные 

Коммуникативные 

Познавательные 

Основные понятия

Лирический герой,  горе, произведение, сказка.

Межпредметные связи

Связь с русским языком, живописью , музыкой.

Оборудование

 

Учебник  Л.Ф.Климанова «Литературное чтение»  2 класс  1 часть (Программа «школа России»)

Презентация к уроку, карточки на группы.

                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Задачи  этапа урока

 (вида работ)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Время

Предметные

УУД

 

I. Организация класса на работу

 

 

 

Задачи:

Мотивировать, заинтересовать учащихся пред- стоящей работой на уроке.  

Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке.

Вводное слово учителя; поэтическая заставка.

— Здравствуйте ребята, садитесь.

Речевая разминка

а) чистоговорки (на слух):

Ши-ши-ши – в реке живут ерши.

Ша-ша-ша – поймали мы ерша.

Ши-ши-ши – колючие ерши.

Ош-ош-ош – ерша в руки не возьмешь.

Ша-ша-ша – отпустили мы ерша.

б) работа со скороговоркой:

Ежу на ужин мышонок нужен.

 Слушают учителя.

 

Выполняют речевую разминку.

 

 

Коммуникативные:

Уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя;

Познавательные

Осуществлять актуализацию жизненного опыта;

0.5 мин.

 

 

II Сообщение темы и постановка целей и задач урока.

 

 

 

Задачи:

Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач.

С каким стихотворением Чуковского, мы познакомились на прошлом уроке? ( Радость) Есть еще и другие стихотворения, с которыми вам будет интересно познакомиться.

Я приготовила шифр, разгадав который вы узнаете название произведения, с которым будем знакомиться на сегодняшнем уроке.    

ОНИРОДЕФ ЕРОГ (ДЕЛОРИНО ГОРЕ)

         Откройте с 13 и найдите это произведение.

Как вы думаете, о чём пойдёт  речь в этом произведении?

Рассмотрите картинку справа, что вы видите? Как вы считаете, как связано название и иллюстрация этого произведения?

  Выдвигают предположение о теме урока. отвечают на вопросы учителя.

С помощью учителя формулируют тему урока.                                         

 

 Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог.

 

 

 Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу  (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

2 мин

 

 

III. Изучение нового материала

1.Подготовка к восприятию нового материала.

 

 

 

Задачи:

Создать условия для яркого, эмоционального восприятия произведения; расширить представление учащихся о явлениях, событиях, изображённых в произведении, сообщить новые сведения, чтобы содействовать сознательному восприятию текста

— В сорока минутах езды от Москвы, в одном из красивейших уголков Подмосковья – в посёлке Переделкино, среди берёз и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил высокий седой человек. С давних пор дети с великой нежностью называли его ласковым именем “Чукоша”.

— Назовите имя этого человека?

— Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями замечательного детского поэта К.И.Чуковского.

— Посмотрите на выставку книг писателя. Многие из них вам уже знакомы.

— Какие виды жанров встречаются в произведениях К.И.Чуковского? (сказки, стихи, песенки, загадки)

— Чему учат книги К.И.Чуковского? (доброте, любви, весёлому настроению, радости общения друг с другом)

— С какими произведениями вы познакомились на прошлых уроках?

* Как звали командира мочалок? (Мойдодыр) — Мойдодыр

·         Кто посмел украсть солнце? (Крокодил) — Краденое солнце

·         На чем ехали комарики? (на воздушном шарике) — Тараканище

·         Кто поджег море? (лисички)-Путаница

·         Как звали кровожадного и беспощадного персонажа? (Бармалей)

·         Кто спрятался от паука под мосток? — (кузнечик) — Муха-Цокотуха

·         Что просил крокодил по телефону? (калоши) — Телефон

·         Кто потушил пожар? (бабочка) – Путаница

— Сегодня мы познакомимся со сказкой “Федорино горе”. Послушайте как создавалось это произведение:

— Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигуры. Дети вытирали руки о его брюки. Домой было идти далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Это было “Федорино горе”.

 

Слушают рассказ учителя

 

 

 

 

 

Выдвигают предположение о писателе, по портрету.

Знакомятся с литературоведческими понятиями, формируя в себе грамотного читателя; учатся по результатам наблюдений делать выводы; обогащают свой словарный запас; расширяют свой кругозор.

 

 

 

  Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)

 

 

 

 

3 — 5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Первичное чтение, проверка качества восприятия, первичный синтез.

 

 

 

Задача:

Обеспечить целостное восприятие текста; выразительность чтения как гарантию правильного восприятия содержания; создать условия для активной работы учащихся на уроке.

Аудиозапись произведения; выявляет отношение учащихся к прочитанному.

 Сейчас мы  прослушаем эту сказку, а вы внимательно слушайте и попытайтесь представить, те образы, о которых рассказывает писатель.

-Поставили пальчик на начало сказки  и следим.  Сейчас  вы услышите чтения профессионального чтеца.  Обратите внимание на его интонацию. Так же  попробуйте представить картину которую описывает автор.

    Аудиозапись  К. Чуковский «Федорино горе»

-Вам понравилась сказка?

Какое настроение она у вас вызвала?

─ Что особенно запомнилось?

─ Что было смешного?

─ А что грустно?

─ Жалко ли вам Федору? Почему?

 

Слушают произведение; отвечают на вопросы учителя; анализируют правильность прогноза.

 

Прослушивают стихотворение.

( высказывают свои чувства)

С удивлением, восхищением

Идёт самооценка собственных возможностей в выразительности чтения; возникает интерес к чтению; происходит осмысление окружающей нас действительности.

Уметь анализировать степень выразительности чтения (познавательные УУД)

Понимать на слух содержание произведения (коммуникативные УУД);

Осуществлять взаимоконтроль; принимать и сохранять учебную задачу (регулятивные УУД).

 

10 мин.

 

3.Вторичное чтение. Аналитико – синтетическая работа с текстом.

 

 

 

Задача:

Формировать навыки правильного, сознательного, беглого и, как результат, выразительного чтения; первичные исследовательские умения при работе с текстом; комплексно осуществлять  образовательные и воспитательные задачи в процессе работы над произведением; формируя у школьников универсальные учебные действия как основу умения учиться.

Учитель представляет критерии оценивания чтения; использует метод  чтения с комментариями; эвристическую беседу; организует наблюдение учащихся за  чувствами и переживаниями лирического героя; оценивает и выразительность чтения учащихся, и умения словесного рисования художественных образов, и умения полно, связно отвечать на поставленные вопросы, делать вывод, определяя главную мысль произведения.

 

Сейчас  прочитайте эту сказку сами  в пол голоса, не мешая друг другу. При чтении обращайте внимание  на знаки препинания. Восклицательный знак    показывает, что нужно интонацией выделить это предложение. Подготовьтесь к чтению вслух..

 Возьмите простой карандаш и аккуратно  подчеркните все не понятные вам слова.

Сито — предмет с сеткой для просеивания сыпучих материалов.              Кочерга — толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи.

Прусаки — рыжие тараканы.

Сейчас после того как мы разобрали все непонятные  слова. Мы будем читать также красиво, эмоционально как  читал профессиональный чтец.

Оценить чтение нам помогут  критерии, которые представлены на слайде.

Зачитайте критерии.                                                                              1.культура произношение (  правильное произношение слов. например: чтобы произносим штобы)                                                               2.интонационное богатство. (  повышенный ,пониженный голос , разнообразие интонации                                                                                                 3.дикция ( четко проговаривание предлогов и окончаний )

Чтение вслух детей по цепочке.

 

Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.

За лопатою метла 
Вдоль по улице пошла.

Топоры-то, топоры 
Так и сыплются с горы.

Испугалася коза,
Растопырила глаза:

«Что такое? Почему?
Ничего я не пойму».

Но, как чёрная железная нога,
Побежала, поскакала кочерга.

И помчалися по улице ножи:
«Эй, держи, держи, держи, держи, держи!»

       И кастрюля на бегу
       Закричала утюгу:
       «Я бегу, бегу, бегу,
       Удержаться не могу!»

Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит…

Утюги бегут, покрякивают,
Через лужи, через лужи перескакивают.

       А за ними блюдца, блюдца —
       Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
       Вдоль по улице несутся —
       Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
На стаканы — дзынь! — натыкаются,
И стаканы — дзынь! — разбиваются.

И бежит, бренчит, стучит сковорода:
«Вы куда? куда? куда? куда? куда?»

       А за нею вилки,
       Рюмки да бутылки,
       Чашки да ложки
       Скачут по дорожке.

Из окошка вывалился стол
И пошёл, пошёл, пошёл, пошёл, пошёл…

       А на нём, а на нём,
       Как на лошади верхом,
       Самоварище сидит
       И товарищам кричит:
       «Уходите, бегите, спасайтеся!»                                                                             И в железную трубу:
       «Бу-бу-бу! Бу-бу-бу!»

-Как вы понимаете слово скачет?  Что такое корыто?  Обратите внимание на то, что сито скачет по полям, корыто по лугам? Как вы считаете, чем отличается поле от луга?(Луг  – это территория, которая имеет естественный травяной покров. Поле –это обработанные человеком земли, приносящие ему урожай.)

-Как  вы понимаете выражение — растопырила глаза ?                                    — Как вы думаете, почему испугалась коза?       

 — Что такое кочерга? Почему она не идёт, а скачет?  Почему, по вашему мнению,  автор сравнивает её с ногой?                                                                                                 — Найдите и прочитайте строки о ножах. Сколько раз автор употребил слово «держи»? Как вы думаете, почему? (он хочет предать очень быстрое движение — стремительное бегство посуды).

— Какой звук повторяется?

Слышите повтор звука [ж] помогает нам услышать скрежет убегающих ножей.

Вот ножи бегут, друг о друга стучат, скрежещут: ж – ж – ж.

— Какие звуки могут издавать чайник и кофейник?   А теперь прочитайте, как это предано в тексте.

— Как вы считаете, почему утюги  покрякивают? (так как они были тяжелее, чем другие вещи и бегать им не так уж легко).

— Как вы думаете, почему блюдца не идут быстро, не бегут, а несутся? (они круглые, мчатся, не могут остановится и налетают, натыкаются на стаканы).                                                                                                       — Как вы понимаете слово – бренчит?                                                              -Как вы думаете, почему вся почему вся посуда бежит торопится, а стол пошёл? (Какого он размера?)                                                               — Как вы думаете, может ли на самом деле посуда самостоятельно перемещаться и разговаривать? Какой приём использует автор?

-Кто такая лошадь? Как вы понимаете выражение : как на лошади верхом? Катались ли вы когда – то верхом на лошади?                                                                                                                    — Почему по вашему мнению, автор называет самовар –самоварищем? -Как вы считаете, почему он кричит своим товарищам такие слова?

А за ними вдоль забора
Скачет бабушка Федора:
«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Воротитеся домой!»

Но ответило корыто:
«На Федору я сердито!»
И сказала кочерга:
«Я Федоре не слуга!»

А фарфоровые блюдца
Над Федорою смеются:
«Никогда мы, никогда
Не воротимся сюда!»

Тут Федорины коты
Расфуфырили хвосты,
Побежали во всю прыть,
Чтоб посуду воротить:

«Эй вы, глупые тарелки,
Что вы скачете, как белки?
Вам ли бегать за воротами
С воробьями желторотыми?
Вы в канаву упадёте,
Вы утонете в болоте.
Не ходите, погодите,
Воротитеся домой!»

Но тарелки вьются-вьются,
А Федоре не даются:
«Лучше в поле пропадём,
А к Федоре не пойдём!

-Какое горе случилось у Федоры?                                                                          —Как вы думаете, зачем Федора бежит за посудой?                                         -Что вы знаете о фарфоровых блюдцах? Чем они отличаются от стеклянных? Есть ли у вас дома фарфоровая посуда? Как вы считаете, почему блюдца смеются гад Федорой?                                                            — Как вы понимаете выражение: коты расфуфырили хвосты?                 — По вашему мнению, что значит выражение: во всю прыть?                       — Как вы считаете, для чего Федора пугает посуду, говоря что они упадут в канаву или утонут в болоте?                                                              — Что отвечала посуда Федоре?

Мимо курица бежала
И посуду увидала:
«Куд-куда! Куд-куда!
Вы откуда и куда?!»

И ответила посуда:
«Было нам у бабы худо,
Не любила нас она,
Била, била нас она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она!»

«Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Жить вам было нелегко!»

«Да, — промолвил медный таз, —
Погляди-ка ты на нас:
Мы поломаны, побиты,
Мы помоями облиты.
Загляни-ка ты в кадушку —
И увидишь там лягушку,
Загляни-ка ты в ушат —
Тараканы там кишат,
Оттого-то мы от бабы
Убежали, как от жабы,
И гуляем по полям,
По болотам, по лугам,
И к неряхе-замарахе
Не воротимся!»

И они побежали лесочком,
Поскакали по пням и по кочкам.
А бедная баба одна,
И плачет и плачет она.
Села бы баба за стол,
Да стол за ворота ушёл.
Сварила бы баба щи,
Да кастрюлю поди поищи!
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы.
Ой, горе Федоре,
Горе!                                                                                                                   
— Какую причину своего ухода из дома называет посуда?                                         — Как вы считаете, правильно ли сделала посуда, сбежав из дому?          — По вашему мнению,  заслуживает ли Федора того, чтобы от неё сбежала вся посуда?                                                                                                       — Жалко ли вам Федору? Почему?

А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.

И чайник шепнул утюгу:
«Я дальше идти не могу».

И заплакали блюдца:
«Не лучше ль вернуться?»

И зарыдало корыто:
«Увы, я разбито, разбито!»

Но блюдце сказало: «Гляди,
Кто это там позади?»

И видят: за ними из тёмного бора
Идёт-ковыляет Федора.

Но чудо случилося с ней:
Стала Федора добрей.
Тихо за ними идёт
И тихую песню поёт:

«Ой вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять,
А поганых тараканов я повыведу,
Прусаков и пауков я повымету!»

И сказала скалка:
«Мне Федору жалко».

И сказала чашка:
«Ах, она бедняжка!»

И сказали блюдца:
«Надо бы вернуться!»

И сказали утюги:
«Мы Федоре не враги!»

Как вы думаете, почему блюдца первые предложили вернуться?                              — Как вы понимаете слово – ковыляет?                                                       —  Как вы считаете, почему Федора стала добрей?                                                       — Почему, по вашему мнению, посуде стало жалко Федору?              

Долго, долго целовала
И ласкала их она,
Поливала, умывала,
Полоскала их она.

«Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!»

Засмеялися кастрюли,
Самовару подмигнули:
«Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!»                                                                                                  Полетели,
Зазвенели                                                                                                       Да к Федоре прямо в печь!
Стали жарить, стали печь, —
Будут, будут у Федоры и блины и пироги!
А метла-то, а метла — весела —
Заплясала, заиграла, замела,
Ни пылинки у Федоры не оставила.

И обрадовались блюдца:
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
И танцуют и смеются —
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

А на белой табуреточке
Да на вышитой салфеточке
       Самовар стоит,
       Словно жар горит,
И пыхтит, и на бабу поглядывает:
       «Я Федорушку прощаю,
       Сладким чаем угощаю.
Кушай, кушай, Федора Егоровна!»

— Чем закончилась сказка? (Федора исправилась. Посуда вернулась.)

— Что говорит самовар в конце сказки? Почему самовар называет героиню по отчеству “Федора Егоровна!”(Простил, уважает, т.к. Федора исправилась.)

-Как вы думаете, теперь бабушка Федора будет ухаживать за своей посудой?

— Как автор относится к Федоре? (осуждает, сочувствует, жалеет)

— Какая это сказка: шутливая, грустная, серьезная, веселая?

(Шутливая, но есть и серьезный смысл).

— Как  вы думаете, почему стихотворение названо сказкой?

— Чему учит писатель? (Оказывается, как важно внимательно относиться друг к другу. Доброте. Порядку).

-После сказки написана пословица прочтите её(Порядок- душа всякого дела)

-Как вы понимаете эту пословицу?

Учащиеся читают, размышляют, отвечают на вопросы и учителя, и учащихся; наблюдают за «словом», за развитием сюжета (чувств и переживаний лирического героя); анализируют, сравнивают, обощают, делают выводы, формируют собственную точку зрения, отстаивают её с помощью текста;

 

Заслушивают установку для дальнейшего   чтение.

Рассматривают  изображения

Зачитывают критерии чтении.

Читают по строфам.

 

Оценивают чтение по критериям.

Учатся выразительно, осмысленно читать, размышлять над происходящими событиями, сопоставлять различные виды искусства;

Учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста.

Осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать своё мнение; осуществлять  анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков (познавательные УУД);

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии (коммуникативные УУД);

Уметь выделять необходимую информацию из различных творческих, интеллектуальных игр, выдвигать гипотезу и обосновывать её (Познавательные УУД);

 

15мин.

 

IV. Подведение итога урока.

 

 

 

Задача:

Обобщить полученные школьниками знания и  закрепить.

Учитель подводит итог, закрепляет с учащимися полученные ранее знания, оценивает работу школьников.

Как называлось произведение, с которыми мы сегодня познакомились?

Чему оно учит?

Отвечают на вопросы учителя, делают вывод.

 

Учатся  оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД);

 5 мин

 

 

 V. Рефлексия

 

 

 

Задача:

Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке.

Организует рефлексию и самооценку учебной деятельности.

Оцените свою работу на уроке.

У вас на столах кружки. Кто доволен своей работой на уроке, поднимите зеленый кружок, кто сегодня  не очень доволен своей работой и мог лучше  поднимите желтый.

Вы были внимательными и дружными. Спасибо за урок.

Учащиеся высказывают свои мысли относительно и содержания своей работы на уроке, и закрепления полученных знаний.

Учащиеся учатся определять и главную общеучебную свою задачу, и задачу с точки зрения литературного своего образования.

Учатся оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).Учатся  самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). 

 

               

 

                                                                                              

×
×