8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Выпускная квалификационная работа

Автор: Колобов Андрей Георгиевич

Государственное учреждение дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования Забайкальского края»

Кафедра педагогики и психологии

                                                  

Выпускная квалификационная работа

 

 

Развитие координационных способностей у обучающихся

5 – 6 классов методом круговой тренировки

в учебно-тренировочном процессе по волейболу

Работа допущена к защите

«___»___________ 20.. г.

Работа защищена

«___»___________ 20.. г.

с оценкой «________»

Председатель экзаменационной

комиссии

______________________

Члены комиссии

1. ____________________

2. ____________________

3. ____________________

 

Выполнил (а):

Колобов Андрей Георгиевич,

преподаватель-организатор ОБЖ

МБОУ Молодежнинская СОШ

 

Научный руководитель:

 Фараджева Наталья Андреевна,

доцент факультета предметных технологий и профильного обучения ИРОЗК,

К.П.Н

 

 

 

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….

3

Глава 1. Теоретические основы развития координационных способностей, обучающихся 5-6 классов 

 

1.1 Определение понятия координационные способности обучающихся.

6

1.2 Возрастные особенности развития координационных способностей, обучающихся 5-6 классов ……………………………………………….

 

9

1.3 Средства и методика воспитания координационных способностей, обучающихся……………………………………………………………….

 

13

Вывод по первой главе………………………………………………………

21

Глава 2. Особенности использования метода круговой тренировки в учебно-тренировочном процессе по волейболу

 

2.1 Понятие и сущность метода круговой тренировки………….…………….……………

 

22

2.2 Методические особенности проведения круговой тренировки по развитию координационных способностей…………………………….

 

25

2.3 Характеристика физических упражнений, направленных на развитие КС в процессе круговой тренировки по волейболу……………………

 

33

Вывод по второй главе……………………………………………………….

38

Глава 3. Опытно — экспериментальная работа по применению метода круговой тренировки в учебно-тренировочном процессе по волейболу, направленный на развитие координационных способностей обучающихся 5-6 классов

 

3.1 Анализ учебно-тренировочного процесса по волейболу, направленный на развитие координационных способностей у обучающихся 5-6 классов (констатирующий эксперимент) …………..

 

 

39

3.2 Апробирование метода круговой тренировки в учебно-тренировочном процессе по волейболу, направленный на развитие координационных способностей обучающихся 5-6 классов (формирующий эксперимент) ……………………………………………

 

 

 

43

3.3 Итоги опытно-экспериментальной работы (контрольный эксперимент) ………………………………………………………………

 

44

Заключение…………………………………………………………………….

46

Список литературы………………………………………………………….

47

Приложения

49


Введение

Одним из направлений в теории и методике физического воспитания и спорта является исследование по проблемам координационных способностей школьников и спортсменов. Проблема воспитания координационных способностей является актуальной в наше время, в своих работах об этом пишет В.И.Лях, так как необходимо воспитывать обучающихся, обладающих высоко развитыми координационными способностями, способных быстро овладевать новыми двигательными навыками, обеспечивать необходимую вариативность движений в соответствии с требованиями, возникающими в конкретных ситуациях тренировочной и жизненной деятельности. В развитии координационных способностей, обучающихся особое место принадлежит методу круговой тренировки, что так необходимо для занятий волейболом.

Во время игры в волейбол создаются благоприятные возможности для проявления смекалки, ловкости, силы, быстроты, выносливости, волевых качеств, взаимопомощи и других качеств, и свойств личности. Это во многом объясняет, что волейбол включен в программы по физической культуре для учреждений общего профессионального образования, начального, среднего и профессионального высшего образования [18].

Поэтому ведущим методом воспитания специфических и физических качеств у обучающихся для игры в волейбол, является метод круговой тренировки. Круговая тренировка – это комплекс упражнений, выполняемых заданное количество раз в неизменном порядке, при определённом числе повторов [1;19].

При её применении повышается физическая подготовленность обучающихся, работоспособность организма, так же способствует укреплению здоровья, так как при применении данного метода в работу включаются все группы мышц. Круговую тренировку можно проводить, исходя из количества заданных упражнений или из выполнения их за определенный промежуток времени.

Вместе с тем, в учебно-тренировочном процессе не всегда целенаправленно используется метод круговой тренировки в развитии координационных способностей. Актуальность исследования заключается в противоречии между объективной потребностью развития координационных способностей у обучающихся 5-6 классов и недостаточной разработанностью, и использованием метода круговой тренировки в реальном учебно-тренировочном процессе по волейболу в школе. Исходя из данного противоречия, вытекает проблема влияния эффективности метода круговой тренировки в учебно-тренировочном процессе по волейболу, направленного на развитие координационных способностей у обучающихся 5-6 классов.

Цель исследования — изучение и внедрение метод круговой тренировки в учебно-тренировочный процесс по волейболу направленный на развитие координационных способностей у обучающихся             5-6 классов.

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс, направленный на развитие координационных способностей обучающихся.

Предмет исследования: учебно-тренировочный процесс по волейболу, направленный на развитие координационных способностей обучающихся 5-6 классов с использованием метода круговой тренировки

Гипотеза исследования: если применять метод круговой тренировки в учебно-тренировочном процессе по волейболу, то эффективность развития координационных способностей у обучающихся 5-6 классов значительно повыситься.

Для реализации данной цели определены задачи:

1.       Раскрыть теоретические аспекты проблемы исследования и изучить особенности развития координационных способностей и метод круговой тренировки.

2.       Проанализировать использование метода круговой тренировки в учебно-тренировочном процессе по волейболу, направленного на развитие координационных способностей у обучающихся 5-6 классов.

3.       Разработать критерии оценки и подобрать тесты на определение уровня развития координационных способностей у обучающихся 5-6 классов.

4.        Апробировать метод круговой тренировки, направленный на развитие координационных способностей у обучающихся 5-6 классов в учебно-тренировочном процессе по волейболу.

Методы исследования:

1.       Теоретические (изучение, анализ и обобщение учебной, научно-методической литературы).

2.       Эмпирические (педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование).

Практическая значимость работы состоит в апробировании метода круговой тренировки в учебно-тренировочном процессе по волейболу на развитие координационных способностей у обучающихся 5-6 классов.

База исследования: МБОУ Молодежнинская СОШ, п. Молодежный Приаргунского района, Забайкальского края.


Глава 1. Теоретические основы развития координационных способностей, обучающихся 5-6 классов

1.1 Определение понятия координационные способности обучающихся

В физической культуре и в спорте говоря о способностях, от которых в решающей мере зависит успешность научения новым двигательным действиям и совершенствование их усвоенных форм, с давних пор принято оперировать понятием «ловкость». Изучение проблем координационных способностей (КС) показывает, что из всех физических качеств понятие о ловкости до сих пор остается недостаточно определенным. Н.А. Бернштейн определил понятие ловкость как всякое произвольное движение, направленное на решение какой-либо конкретной задачи (так называемой двигательной задачи): прыгнуть как можно выше, поймать мяч, поднять штангу и т.п. [5;15].

В.М. Зациорский в своих работах писал, что под координационными способностями (ловкостью) следует понимать способность человека быстро, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно решать двигательные задачи, особенно сложные и возникающие неожиданно. [19;3].

В.И. Филиппович один из авторитетнейших специалистов в этом вопросе, под ловкостью понимал, во-первых, способность быстро овладевать новыми двигательными действиями (способность быстро обучаться) и, во-вторых, способность (к моторной адаптации), проявляемой в относительно стандартных и вариативных (вероятностных и неожиданных) быстро изменяющихся ситуациях. Такое представление оказалось, однако, не соответствующим огромному числу фактов, наблюдаемых в практике и полученных в результате экспериментов. Способность быстро обучаться, известная еще с 20-х годов, на самом деле оказалась весьма специфической. [6;19].

С помощью математических методов (корреляционный, факторный анализ) установлено, что человек, быстрее других обучающийся одним движениям (например, акробатическим или гимнастическим), в других случаях (например, при освоении спортивно — игровых двигательных действий) может быть в числе последних.

Неправомерность сведения ловкости только к нескольким способностям доказана многими другими исследованиями, начатыми еще с начала 30-х годов. Называется от 2-3 «общих» до 5-20 и более специальных и специфически проявляемых координационные способности: координация деятельности больших мышечных групп всего тела, общее равновесие, равновесие со зрительным контролем и без него, равновесие на предмете, уравновешивание предметов, быстрота перестройки двигательной деятельности и другие.

Это и явилось основанием для того, чтобы вместо основного термина «ловкость», оказавшегося очень «многозначными» и «нечеткими», ввели в науку термин «координационные способности» и стали говорить о системе (совокупности, комплексе) таких способностей. Начиная с середины 70-х годов, этот термин занял ведущие место в теоретических и методических работах авторов Германии, чуть позже Индии, Словакии, России и других. Однако термин «координационные способности» не является везде общепринятым. Под координационными способностями понимают возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия.

Говоря о критериях оценки координационных способностей, следует иметь в виду, что одни из них характеризуют явные (абсолютные), а другие латентные или скрытые (относительные) показатели координационных способностей. Абсолютные показатели характеризуют уровень развития КС без учета скоростных, силовых, скоростно-силовых возможностей данного индивида. Относительные показатели позволяют судить о проявлении координационных способностей с учетом этих возможностей. Например, время челночного бега 3 х 10м — это абсолютный показатель, а разность времени челночного бега 3 х 10м и бега на 30м по прямой — относительный. Учителя физической культуры и тренеры должны знать, чему равны абсолютные и относительные показатели координационных способностей у обучающихся. Это поможет им определить явные и скрытые координационные возможности в подготовке своих обучающихся, видеть, что именно развито недостаточно — координационные или кондиционные способности — и в соответствии с этим осуществлять и корректировать ход учебно-тренировочного процесса.

Контроль за развитием координационных способностей, как правило, осуществляется по данным комплексных тестов или выполняется дозированный комплекс разнообразных упражнений в строгой последовательности [13;14].

Волейбол отличается высоко динамичной совокупностью двигательных действий, непрерывно меняющихся в зависимости от вероятностной ситуации, позволяют предъявлять повышенные требования к целесообразному варьированию усвоенных форм двигательной координации, способности преобразовывать их и переключаться с одних точно координированных действий на другие.

 


1.2 Возрастные особенности развития координационных способностей, обучающихся 5-6 классов

Любое движение, сколько бы новым оно не казалось, выполняется всегда на основе старых координационных связей. Схематически можно представить, что человек каждый раз «строит новое», каждый из которых был освоен и закреплен в процессе предшествующего двигательного опыта. Чем больше запас условно-рефлекторных двигательных связей, чем большим объемом двигательных навыков владеет человек, тем легче он овладевает новыми движениями, тем выше его координационные способности.

Координационные способности в значительной мере зависят от деятельности анализаторов, в частности двигательного. Чем совершеннее способность человека к точному анализу движений, тем выше и его возможности к быстрому овладению движениями и их перестройке. С психологической точки зрения КС зависят от полноценного восприятия собственных движений и окружающей обстановки, инициативности. Тесно связана она с быстротой и точностью сложных двигательных реакций [13].

Динамика координационных способностей изменяется с возрастом. Первые осознанные элементы двигательной координации проявляются у ребенка примерно в трехмесячном возрасте. Ребенок схватывает предметы, сообразуясь с расстоянием до них. Однако движение ребенка судорожны, неуклюжи. В возрасте 4-5 лет у детей создаются предварительные зрительные представления о конечной фазе движений, иначе говоря, зрительный его образ. Ребенок может выполнять упражнения по образному описанию или показу преподавателя, сохраняя заданное положение рук, ног, туловища в пространстве [3].

Сохранение устойчивости тела (равновесие) сопряжено с выполнением любого двигательного действия. Равновесие развивается на основе совершенствования рефлекторных механизмов в процессе созревания вестибулярного аппарата. Сенситивным периодом развития данной способности является возраст от 6 до 9 лет. Ребенок 9-10 лет практически не отличается по координационным параметрам ходьбы от взрослых людей. В более позднем возрасте, от 13-14 до 15-16 лет, у школьников развивается способность сохранять равновесие при значительном раздражении вестибулярного анализатора. Способность к выполнению тонких и точных движений руками появляется у ребенка 5-6 лет, т.к. наблюдается совершенствование мышечной системы и двигательных функций. Наряду с ростом мышечной массы значительно улучшается координация движений, и интенсивно формируются психомоторные функции, связанные с быстротой и точностью движения. В этом возрасте он овладевает навыками письма, игрой на музыкальных инструментах, выполнением операций с подручными предметами.

Способность к кинестетическому дифференцированию, то есть точность пространственных, силовых и временных параметров движений проявляется в правильности выполнения двигательного действия. Развитие точности определяется совершенствованием сенсорных механизмов регуляции движений. Точность к пространственным перемещениям в отдельных суставах прогрессивно увеличивается от 7 до 12 лет. Точность воспроизведения силовых параметров двигательного действия интенсивно нарастает в возрасте от 8 до 16 лет, однако способность оценивать вес предметов развивается у обучающихся в основном от 8 до 10 лет, а способность воспроизводить величину мышечного усилия в изометрических условиях нарастает после 11 лет и достигает максимума к 15-16 годам. По сравнению с детьми младшего школьного возраста у подростков точность дифференцирования мышечных усилий улучшается примерно в два раза. Точность различения временных параметров двигательного действия («чувство времени») наиболее интенсивно развивается в младшем школьном возрасте [6;8].

Способность к расслаблению мышц в период с 7 до 11 лет изменяется незначительно. К 15-16 годам она значительно повышается, чему способствуют и систематические занятия физическими упражнениями.

Развитие пространственной ориентировки связано в первую очередь с повышением проприоцептивной чувствительности. Она достигает уже в младшем школьном возрасте такого уровня развития, при котором можно разучивать технически сложные движения. Обучающиеся хорошо дифференцируют мышечные ощущения, а отдельные сложные по технике упражнения являются для них более доступными, чем для подростков 13-14 лет.

Высокая пластичность коры больших полушарий и связанная с нею способность к освоению новых движений сохраняется до конца пубертатного периода. Но наиболее высокие возможности обучения новым движениям наблюдаются у детей. В практике обучения технически сложным видам физических упражнений, какими богата спортивная гимнастика, акробатика, прыжки в воду, необходимо использовать эти возрастные особенности. Скорость освоения новых движений зависит не только от усердия ученика и высокого мастерства преподавателя, но и от того, насколько зрелым является опорно-двигательный аппарат.

В подростковом возрасте отличается угловатость и скованность в движениях. И только к концу периода полового созревания координация движений становится упорядоченной. Движения приобретают плавность и гармоничность. Это результат совершенствования функций центрального и периферического аппарата движений. В 13-14 летнем возрасте наблюдается высокие показатели скоростных качеств (частота движений). Так, без специальной тренировки существенных изменений в развитии этих качеств у обучающихся не наблюдается.

Детский, подростковый и юношеский периоды можно с достаточным основанием считать особо благоприятными для эффективного воздействия на развитие координационных способностей. В эти периоды не только иначе формируются двигательные умения и навыки, но, по-видимому, в наибольшей мере прогрессирует, и сама способность приобретать все новые умения, навыки и преобразовывать их (то, что называется «моторной обучаемостью», «тренируемостью»). В последующие возрастные периоды совершенствование координационных способностей в принципе не прекращается, однако все сильнее начинают влиять факторы, затрудняющие формирование новых и перестройку прочно закрепленных двигательных умений и навыков. Соответственно с возрастом на первый план выдвигаются задачи, вытекающие из необходимости противодействовать этим факторам, по возможности дольше сохранить достигнутый уровень координации движений [6;11]

Координационные способности в волейболе проявляется при выполнении всех технико-тактических действий и тесно связаны с силой, быстротой, выносливостью, гибкостью.


1.3 Средства и методика воспитания координационных способностей обучающихся

В качестве средств воспитания двигательно-координационных способностей могут быть использованы самые различные физические упражнения, если выполнение их объективно связано с продолжением более или менее значительных координационных трудностей. Такие трудности приходится преодолевать в процессе освоения техники любого нового двигательного действия. Однако по мере того, как действие становится привычным и все больше закрепляется связанный с ним навык, оно становится все менее трудным в координационном отношении и поэтому все меньше стимулирует развитие координационных способностей. Новизна, хотя бы частичная, необходимости и обусловленные этим неординарные требования к координации движений важнейшие критерии при выборе упражнений для эффективного воздействия на координационные способности [15].

Особенно ценны в этом отношении безгранично разнообразные комбинации движений, составляющие материал гимнастики, а также спортивных и подобных им подвижных игр. Материал гимнастики (прежде всего основной и спортивной, включая упражнения без предметов и с предметами, художественную гимнастику, акробатику.) позволяет с наибольшей планомерностью и постепенностью предъявлять бесконечно обновленный ряд заданий по искусному согласованию движений, объединению их в самые разнообразные связки и комбинации. Игры же, отличающиеся высоко динамичной совокупностью двигательных действий, непрерывно меняющихся в зависимости от вероятностной ситуации, позволяют предъявлять повышенные требования к целесообразному варьированию усвоенных форм двигательной координации, способности преобразовывать их и переключаться с одних точно координированных действий на другие. Отсюда понятно, почему гимнастические и игровые упражнения наиболее широко применяются в качестве средств воспитания координационных способностей, но ими вовсе не исчерпывается вся совокупность пригодных для этого средств.

Воспитание двигательно-координационных способностей идет по двум основным линиям. Одна из них связана преимущественно с систематическим пополнением двигательного опыта занимающихся новыми формами координации движений, другая с преодолением координационных трудностей, возникающих при необходимости гибко варьировать привычные формы координации движений в условиях внезапно меняющихся ситуаций.

Первая линия реализуется непосредственно в процессе разучивания новых двигательных действий путем последовательного решения двигательных задач, вытекающих из необходимости согласования движений и преодоления помех, которые возникают на начальных этапах формирования двигательных умений. Разучивая все новые и новые координационно-усложняющиеся двигательные действия, как бы упражняют саму способность координировать движения, искусно строить и перестраивать их [4]. Существенную роль в этом отношении играет, кроме прочего, преодоление интерференции (отрицательного взаимовлияния) ранее закрепившихся и вновь формируемых способов координации движений. Систематическое решение такого рода двигательных задач является одним из действеннейших факторов развития координационных способностей (совсем не случайно, например, гимнастика включает в себя множество упражнений, требующих предложения интерференции навыков). Если регулярно не обновлять фонд приобретенных двигательных умений и навыков возникает своего рода, координационный барьер (особенно при постоянном закреплении относительно узкого круга приобретенных навыков), ограничивающий возможности совершенствования в двигательной деятельности.

Вместе с тем приходится учитывать, что время, которое может быть выделено на разучивание новых форм двигательных действий, не безгранично. Оно довольно жестко лимитируется общим режимом жизнедеятельности, и в частности условиями профессиональной и спортивной специализации. В связи с этим существенное значение имеет, и вторая линия в методике воспитания координационных способностей, которая характеризуется введением фактора необычности при выполнении привычных действий, предъявляющего дополнительные требования к координации движений. Методическое воплощение этой линии выражается в использовании следующих подходов и их сочетаний:

           внесение строго регламентированных изменений в отдельные параметры действия или смена способа его выполнения;

           предъявление новые координац0ионных требований посредством выполнения привычных действий в непривычных сочетаниях (комбинаторное варьирование);

           изменение внешних условий, вынуждающее варьировать привычные формы координации движений.

Каждый из этих подходов может быть реализован во множестве частных методических приемов. Понятно, что упражнения направленные на воспитание координации движений, теряют смысл, как только в процессе их выполнения координация начинает ухудшаться под влиянием нарастающего утомления. Отсюда вытекает одно из основных правил нормирования нагрузок в упражнениях, специально ориентированных на улучшение двигательной координации: их число и частоту повторения в рамках каждого отдельного занятия целесообразно доводить лишь до таких величин, которые не исключают успешного преодоления координационных трудностей или, во всяком случае, не вызывают серьезных координационных нарушений. Это относится и к другим параметрам нагрузки в упражнениях «на координацию движений»: к степени интенсивности упражнений, суммарному объему их в недельных циклах и так далее. Соответственно регламентируют интервалы отдыха и между занятиями, их устанавливают из такого расчета, чтобы уменьшить утомления, приводящего к координационным нарушениям, и обеспечить восстановление оперативной работоспособности до уровня, позволяющего решить координационно трудную двигательную задачу.

В комплексы круговой тренировки включают разнообразные физические упражнения. Все они представляют собой двигательную деятельность, выполняемую в соответствии с конкретными задачами, закономерностями и методами спортивной тренировки.

Посредством физических упражнений человек вступает в определенное взаимодействие с окружающей средой и воздействует на свой организм и психику. Изменяя характер, время, интенсивность работы, длительность и характер отдыха, и другие параметры физических упражнений, а также условия их выполнения, можно управлять характером и величиной этого воздействия.

Из учебника для институтов физической культуры спортивная физиология.   Нам известно, что общая классификация всех физических упражнений проводится на основе выделения трех основных характеристик активности мышц, осуществляющих соответствующее упражнение:

1) объем активной мышечной массы;

2) тип мышечных сокращений (статический или динамический);

3) мощность сокращений.

В зависимости от мышц и мышечных групп, принимающих участие в работе, все физические упражнения классифицируются на локальные, региональные и глобальные. Локальные упражнения круговой тренировки избирательно воздействуют на отдельные мышечные группы. При использовании таких упражнений в круговой тренировки следует учитывать, что они не вызывают значительной активизации таких основных жизненно важных функций, как дыхание, кровообращение, терморегуляция и другие.

Выполнение региональных и особенно глобальных упражнений значительно активизирует деятельность дыхательной, сердечнососудистой и других систем. Степень их активизации зависит от интенсивности, длительности работы, количества мышц и мышечных групп, участвующих в ее выполнении. Изменяя частоту повторений, величину сопротивления или отягощения и амплитуду одного и того же упражнения, можно увеличивать либо уменьшать мощность работы. С изменением мощности изменяется и предельное время выполнения упражнения. Увеличение мощности приводит к уменьшению времени работы. Эта зависимость является общей для всех циклических упражнений, требующих максимального проявления физических и психических возможностей человека.

В зависимости от интенсивности и длительности выполнения глобальные упражнения циклического характера разделяют на четыре зоны относительной мощности: максимальную; субмаксимальную; большую; умеренную. 

Для упражнений каждой зоны характерны особенности, которые следует учитывать при составлении комплексов круговой тренировки и выборе методов их выполнения. Поскольку ациклическим упражнениям (при выполнении их на станциях) придается искусственно циклическая структура, то рассматриваемые ниже особенности каждой из зон в определенной мере справедливы и для них.

В зоне максимальной мощности упражнения выполняют с предельной интенсивностью в течение 10 — 20 с. При их выполнении, в мышцах происходит распад энергосодержащих соединений с выделением большого количества энергии, за счет которой и производится мышечная работа. При таких кратковременных и интенсивных упражнениях системы дыхания и кровообращения не успевают удовлетворить потребность организма в кислороде. Поэтому работа выполняется почти в бескислородных (анаэробных) условиях. Кислород, необходимый для восстановления, поступает в организм уже после окончания работы.

Для глобальных упражнений максимальной зоны относительной мощности, включаемых в круговую тренировку, характерны высокая интенсивность выполнения, продолжительность работы до 20 с и большой кислородный долг. Такие упражнения способствуют развитию силовых и скоростно-силовых качеств. В круговой тренировке для воспитания этих качеств, применяют преимущественно повторный и интенсивно-интервальный методы.

Упражнения субмаксимальной зоны мощности в зависимости от скоростных, силовых и амплитудных характеристик, могут выполняться от 20 — 40 с до 5 минут. При такой работе кислородный запрос значительно превышает его потребление, в результате чего в организме накапливается большой кислородный долг. Характерной особенностью упражнений, выполняемых в субмаксимальной зоне мощности является то, что процессы дыхания и кровообращения достигают максимальных величин не сразу, а через некоторое время после начала работы и сохраняются до окончания выполнения упражнения. Все изменения, происходящие в организме (накопление СзНвОН; увеличение концентрации солей в крови и повышение ее вязкости) значительно затрудняют выполнение работы без снижения интенсивности. Поэтому, выполнение в круговой тренировке упражнений данной зоны мощности, представляет собой серьезное физическое и психологическое испытание для обучающихся. Что касается физических качеств, то выполнение упражнений в субмаксимальной зоне мощности способствует развитию силовой, скоростной и скоростно-силовой выносливости. Наиболее приемлемым методом для воспитания этих качеств, является метод интервальной работы, включающий в себя экстенсивно — и интенсивно-интервальный методы.

В зоне большой мощности время выполнения упражнений колеблется 5 до 40 мин. При выполнении такой работы потребление кислорода достигает величин, близких к максимальным. К концу работы накапливается значительный кислородный долг, наблюдаются изменения биохимического состава крови, мочи и др. Работа, в данной зоне мощности, выполняется преимущественно в аэробных условиях и способствует повышению локальной и общей выносливости. Эти качества совершенствуются круговой тренировкой по методу непрерывной работы. Применяется такой метод в основном на обще-подготовительном этапе подготовительного периода для решения задач как общей, так и специальной физической подготовки.

Для упражнений, выполняемых в умеренной зоне мощности характерно удовлетворение кислородного запроса в процессе работы. Мышечная деятельность выполняется за счет аэробных источников энергии. В связи с большой длительностью выполнения упражнения в организме наступают изменения, ограничивающие время выполнения упражнения (исчерпываются запасы углеводов и жиров, обезвоживание и др.). В комплексы круговой тренировки данные упражнения включать нецелесообразно, так как характеристика таких упражнений сходна с вариантами круговой тренировки, выполняемой по методу непрерывной работы. Рассмотренные особенности реакции организма на однократное выполнение физических упражнений, различных по двигательному составу, характеризуют в какой-то мере взаимосвязь между такими параметрами нагрузки, как объем и интенсивность. Учет этой взаимосвязи является обязательным условием управления тренировочным эффектом круговой тренировки.

В принципе соотношение объема и интенсивности нагрузки при выполнении физических упражнений характеризуется обратно пропорциональной зависимостью: чем больше объем нагрузки, задаваемой в упражнении, тем меньше ее интенсивность, и наоборот, чем больше интенсивность нагрузки, тем меньше ее объем.

Закономерное «свертывание» параметров объема нагрузки по мере того, как ее интенсивность приближается к предельным величинам (или наоборот), объясняется, в частности, существенными физиологическими и биохимическими особенностями работы различной продолжительности и мощности. Как известно, это и послужило основанием для классификации упражнений по «зонам относительной мощности» (B.C. Фарфель и др.) Рассматривая каждое физическое упражнение как некоторый воздействующий фактор, понятие объем нагрузки будет относиться, прежде всего, к длительности воздействия, а интенсивность нагрузки — к силе воздействия. Конкретный смысл этих понятий и параметры объема и интенсивности уточняются применительно к виду упражнений, а также в зависимости от того, оценивается ли нагрузка в отдельном упражнении или в некоторой совокупности упражнений.

 


Вывод о первой главе

 

Актуальность вопросов развития двигательной активности и внедрения здорового образа жизни является одной из приоритетных задач на современном этапе развития общества. Особое внимание при этом уделяется знаниям о собственном организме, особенностях его развития, так как на основе этих знаний у человека появляются убеждения, складывается ответственное отношение к собственному здоровью, формируются определенные умения и навыки, вырабатываются формы поведения, то есть формируется мировоззрение.

В качестве средств воспитания координационных способностей, обучающихся могут быть использованы, в принципе, самые различные упражнения из числа средств общей и специальной подготовки, если они связаны с преодолением координационных трудностей. По мере того, как упражнение становится привычным, все прочнее закрепляется типичная для него форма координации движений, и оно перестает эффективно воздействовать на координационные способности. Чтобы сохранить эффективность тренировки в этом отношении, надо либо изменить упражнение, либо заменить его новым. Новизна, необычность и обусловленная ими степень координационных трудностей — определяющие критерии выбора двигательных заданий для воспитания координационных способностей.

Состав средств (совокупность упражнений), применяемых в этих целях, должен отличаться особой динамичностью в том смысле, что его необходимо постоянно обновлять по ходу спортивного совершенствования. Осваивая новые упражнения, обучающийся не только количественно пополняет свой двигательный опыт, но и, по выражению Л.А. Орбели, «тренирует свою тренируемость» как способность образовывать все новые формы координации движений.


Глава 2. Особенности использования метода круговой тренировки в учебно-тренировочном процессе по волейболу

2.1 Понятие и сущность метода круговой тренировки

Организационно-методическая форма занятий физическими упражнениями, известная под названием круговой тренировки, обладает многими достоинствами и заслуживает самого — широкого распространения в работе учителей. Однако эта форма дает эффект, если применять ее правильно. Наблюдения же показали, что многие учителя понимают под круговой тренировкой мелкогрупповой поточный метод. Он, несомненно, повышает плотность урока. Но круговую тренировку с присущими ей особенностям не следует смешивать с проведением любых упражнений поточным способом, так как это снижает ее значение [5].

В методической литературе и практике учителей известен такой способ проведения упражнений, как поточный мелкогрупповой. Класс делят на несколько небольших групп (5-6 человек), в каждой из которых задания выполняются потоком. Даются любые задания — повторение разученного движения с целью закрепления его техники, выполнение специально подобранных упражнений для развития двигательных качеств и т. д.

Термин «круговая тренировка», обозначает иной способ проведения упражнений. В основе организации обучающихся для выполнения упражнений по круговой тренировке лежит тот же мелкогрупповой поточный способ. Но должна быть разработана четкая методика выполнения упражнений. Назначение упражнений тоже строго определено — для комплексного развития двигательных качеств. Поэтому круговая тренировка представляет собой организационно-методическую форму занятий физическими упражнениями, направленными в основном на комплексное развитие двигательных качеств. Одна из важнейших особенностей этой формы занятий — четкое нормирование физической нагрузки и в то же время строгая индивидуализация её.

Для проведения занятий по круговой тренировке составляют комплекс из 8 — 10 относительно несложных упражнений. Каждое из них должно воздействовать на определенные группы мышц — рук, ног, спины, брюшного пресса. Простота движений позволяет повторять их многократно. Выполнение упражнений в различном темпе и из разных исходных положений влияет на развитие определенных двигательных качеств. Объединение отдельных ациклических движений в искусственно-циклическую структуру путем серийных их повторений дает возможность комплексного развития двигательных качеств и способствует повышению общей работоспособности организма.

В зависимости от числа упражнений в комплексе класс делят на 6 —8 групп по 3 — 5 человек. Заранее (перед уроком) размечают места (станции) для выполнения упражнения. Для более четкой организации занятий у каждой станции ставят указатель (стойка с укрепленным на ней плотным листом бумаги 25×30 см) с графическим изображением и кратким описанием упражнения, выполняемого на этом месте. Последовательность прохождения станций устанавливается по кругу, прямоугольнику или квадрату; в зависимости от того, как более рационально использовать площадь зала и оборудование. Нужно стараться использовать все снаряды и подручный инвентарь, который есть в зале.

Учитель указывает каждой группе, на каком месте она начинает упражняться, и в каком порядке переходит от станции к станции. В дальнейшем сохраняется тот же порядок.

Перед началом выполнения комплекса для каждого обучающегося устанавливается индивидуальная физическая нагрузка. Это делается с помощью, так называемого максимального теста (МТ).

Максимальный тест определяется на первых двух уроках. Ознакомившись с упражнениями после их показа и объяснения, ученики по команде учителя начинают выполнять на своих станциях намеченное упражнение в обусловленное время 30 — 45 секунд, стараясь проделать его максимальное (для себя) число раз.

Определяя максимальный тест на каждой станции, нужно делать паузы в пределах 2-3 минут для отдыха.

В это время обучающиеся записывают число повторений в личную карточку учета результатов и затем переходят на следующую станцию, где принимают исходное положение для выполнения очередного упражнения. По истечении 2 — 3 минут определяется максимальный тест этого упражнения и т.д.

Для лучшей организации класса в каждой из групп нужно назначить старшего (групповода), который помогает товарищам выполнять упражнения, страхует их, следит за соблюдением установленной дозировки. Учитель выбирает себе место, откуда ему более удобно наблюдать за классом, но он всегда должен быть рядом с той станцией, где нужна его помощь. Учителю нужен секундомер для регулирования времени при выполнении упражнения и для подсчета пульса. Пульс подсчитывают до выполнения комплекса, сразу же после прохождения круга и за тем еще через две минуты в течение 10 секунд (умножив цифру на 6, получают число ударов за одну минуту). Показатели пульса записываются в личную карточку ученика (карточки хранятся у учителя) [1].


2.2 Методические особенности проведения круговой тренировки по развитию координационных способностей

Для проведения занятий по круговой тренировке составляют комплекс из 8 — 10 относительно несложных упражнений. Каждое из них должно воздействовать на определенные группы мышц — рук, ног, спины, брюшного пресса. Простота движений позволяет повторять их многократно. Выполнение упражнений в различном темпе и из разных исходных положений влияет на развитие определенных двигательных качеств. Объединение отдельных ациклических движений в искусственно-циклическую структуру путем серийных их повторений дает возможность комплексного развития двигательных качеств и способствует повышению общей работоспособности организма.

Методическими особенностями круговой тренировки, как формы физической подготовки обучающихся 5-6 классов, являются:

1) обусловленность выбора упражнений возрастом, особенностями физического состояния занимающихся и содержанием программы по физическому воспитанию;

2) направленность комплексов круговой тренировки на решение задач программы физического воспитания, разностороннюю физическую подготовку студентов и гармоническое развитие двигательных качеств;

3) использование различенных вариантов упражнений, применяемых в круговой тренировке, позволяет реализовывать дифференцированный подход в процессе физического воспитания.

При проведении тренировочных занятий методом круговой тренировки после проведения тщательной разминки, выполнения общеразвивающих упражнений, в зависимости от числа упражнений, в комплексе обучающиеся делятся на 6 — 8 групп по 3 — 5 человек.

В спортивном зале отводятся специальные места для выполнения физических упражнений — «станции» по числу запланированных упражнений. На каждой «станции» находится карточка с номером «станции» и кратким описанием выполняемого упражнения. Комплекс круговой тренировки, как правило, не является простой суммой упражнений на станции. В большинстве случаев это совокупность взаимосвязанных между собой физических упражнений, дающая такой тренировочный эффект, который нельзя получить, используя каждое из этих упражнений в отдельности.

Ознакомившись с упражнениями после их показа и объяснения, учащиеся по команде учителя начинают выполнять на своих станциях намеченное упражнение в обусловленное время – 30-45 секунд, стараясь проделать его максимальное (для себя) число раз.

Определяя максимальный тест на каждой станции, нужно делать паузы в пределах 2-3 минут для отдыха.

В это время учащиеся записывают число повторений в личную карточку учета результатов и затем переходят на следующую станцию, где принимают исходное положение для выполнения очередного упражнения. По истечении 2 — 3 минут определяется максимальный тест этого упражнения и т.д.

После определения максимального теста для каждого устанавливается индивидуальная нагрузка.

В зависимости от подготовленности тренировочной группы. На последующих занятиях обучающиеся выполняют каждое упражнение комплекса установленное число раз, но в разных вариантах.

Выполняют каждое упражнение комплекса (проходят один круг) заданное число раз в строго обусловленное время (30 — 45 сек.), стараясь как можно точнее исполнять каждое движение.

Выполняют весь комплекс (проходят один круг) за строго обусловленное время, повторяя каждое упражнение в индивидуальной для каждого дозировке (установленное число раз).

Организм спортсменов постепенно приспосабливается к систематически повторяемой нагрузке. Поэтому необходимо постепенно повышать ее, увеличивая дозировку упражнения и т.д. – в зависимости от количества тренировок, запланированных на выполнение данного комплекса. Каждый из них повторяется без изменений на 4-5 тренировках. На последнем из них рекомендуется вновь проверить максимальный тест по каждому упражнению и сравнить с исходными результатами

По команде тренера группы начинают одновременно выполнять упражнения каждая на своей станции. По окончании запланированного времени следует переход на следующую «станцию». Обучающиеся переходят по кругу от одного упражнения к другому, от снаряда к снаряду, от одного места к другому, пока не проходят целый круг. Время выполнения упражнения варьируется в зависимости от возраста и подготовленности учащихся (от 20 сек. в группах начальной подготовки до 30 сек. в учебно-тренировочных группах).

Способ передвижения с одной станции на другую как бы по кругу — только внешний признак круговой тренировки, характеризующими её как относительно самостоятельную организационно-методическую форму, являются: регламентация работы и отдыха на каждой станции, использование хорошо разученных упражнений, индивидуализация тренировочной нагрузки, систематическое и постепенное повышение тренировочных требований, периодическая смена тренировочных упражнений на станциях, последовательное включение в работу различных мышечных групп.

Для лучшей организации в каждой из групп нужно назначить старшего (групповода), который помогает товарищам выполнять упражнения, страхует их, следит за соблюдением установленной дозировки. Учитель выбирает себе место, откуда ему более удобно наблюдать за обучающимися, но он всегда должен быть рядом с той станцией, где нужна его помощь. Учителю нужен секундомер для регулирования времени при выполнении упражнения и для подсчета пульса. Пульс подсчитывают до выполнения комплекса, сразу же после прохождения круга и за тем еще через две минуты в течение 10 секунд (умножив цифру на 6, получают число ударов за одну минуту). Показатели пульса записываются в личную карточку обучаемого (карточки хранятся у учителя).

Подсчет пульса начинается после того, как обучающиеся приготовились к этому. По сигналу «Раз!» или короткому свистку они начинают подсчитывать пульс и после команды «Стой!» или повторного свистка заканчивают подсчет. Для того чтобы они могли самостоятельно подсчитать свой пульс, учителю биологии или физической культуры нужно заранее научить их этому.

Подсчет пульса дает возможность контролировать реакцию организма на предложенную физическую нагрузку. Обучающимся пульс, которых после выполнения упражнений (по прохождению всего круга) превышает 180 ударов в минуту, рекомендуется снизить дозировку в упражнениях большой интенсивности при последующем прохождении круга или на следующем занятии.

Систематическая оценка результатов по максимальному тесту и учет нагрузки дают возможность учителю судить об улучшении работоспособности организма. Сравнение реакций пульса на стандартной нагрузке (комплекс упражнений, неоднократно повторяемый на занятиях) позволяет сделать выводы о приспособлении сердечно-сосудистой системы к ним. Улучшение ее регуляции отражается в более быстром снижении частоты пульса после стандартной нагрузки. Все это обеспечивает четкий педагогический контроль и самоконтроль спортсменов за соответствующими реакциями организма

При разработке комплексов физической подготовки, выполняемых методом круговой тренировки, педагогу необходимо:

1. Определить перспективную цель формирования двигательных качеств, их развитие на конкретном этапе обучения.

2. Провести глубокий анализ намеченных упражнений, связав их с учебной программой, ее конкретным учебным материалом, учтя наличие спортивного оборудования и инвентаря, имеющегося в школе.

3. Ознакомить учащихся с методикой организации и проведения круговой тренировки. Каждое упражнение комплекса обучающиеся выполняют в течение обусловленного времени (работают 20–30 сек., отдыхают 30–40 сек.), стараясь проделать его максимальное (для себя) число раз.

4. Комплекс круговой тренировки должен вписываться в основную часть занятия, в зависимости от его задач, связанных с обучением, занимать в ней соответствующее место. Круговая тренировка входит в учебный процесс как эффективная форма организации физической подготовки. Используя ее, многие тренера добиваются большей степени физического воздействия на занимающихся, что связано со значительным расходованием сил, утомлением учащихся. Однако не на каждом занятии эта цель является основной. Так как обучение новым упражнениям должно проходить в оптимальных условиях, когда организм учащихся подготовлен к предстоящей работе, то применять перед этим круговую тренировку нецелесообразно, поскольку это противоречит образовательным задачам. Другое дело, когда обучение новым двигательным действиям невозможно из-за низкого уровня физической подготовленности учащихся. Тогда развитие специфических двигательных качеств методом круговой тренировки выдвигается на первый план, а обучение временно отходит на второй, чтобы затем можно было вернуться к обучению на качественно более высоком уровне физической подготовленности занимающихся. Такие занятия носят характер общефизической и специальной подготовки. Они могут предшествовать обучению тому или иному программному материалу. Нецелесообразно применять круговую тренировку и во вводной части занятия, так как задачи ее – функционально подготовить организм к предстоящей работе и таким образом создать оптимальные условия всем системам организма для более сложной и интенсивной работы, предстоящей в основной части занятия.

5. Определить объем работы и отдыха на станциях при выполнении упражнений с учетом возрастных и половых особенностей учащихся.

6. Строго соблюдать определенную последовательность при выполнении упражнений и переходе с одной станции к другой, а также интервал между кругами при повторном прохождении комплекса. Строгое соблюдение последовательности перехода с одной станции на другую определяется заданной моделью. Если эту последовательность нарушить, то может оказаться, что в отдельных моментах при выполнении комплекса нагрузка окажется чрезмерной на какие-то мышцы или органы, не будет чередования нагрузки, т. е., как гласит известная пословица, в одном месте будет густо, а в другом пусто. А это неприемлемо для круговой тренировки.

7. Создать станционные плакаты, запрограммировав их текстовую и графическую информацию, определить способ ее размещения и хранения. Обычно в школе станционное задание записывают на плотной бумаге или картоне, затем плакат обтягивают целлофаном. В верхней части плаката пишут слово «станция» и ее порядковый номер. На практике наиболее распространенный размер плакатов 18*12 см.

Процесс внедрения круговой тренировки начинается, как правило, с определения педагогом конкретной программы действий, осуществления контроля за ее внедрением, исправления ошибочных действий или уточнения отдельных упражнений. Спортсмены, в свою очередь, получив задание, осмысливают его, выполняют пробные подходы и попытки. Качество их работы тренер комментирует и уточняет.

 Круговая тренировка может проводиться несколькими методами непрерывно и с интервалами, в процессе которых каждое из упражнений спортсмен выполняет многократно.

Суть непрерывного метода заключается в том, что спортсмен передвигается по заданному кругу, выполняя определенные упражнения или задания, позволяющие избирательно воздействовать на различные системы жизнедеятельности организма, мышцы и т.д. Главной целью при использовании этого метода является достижение заранее определенного эффекта или реакций основных систем человека, обеспечивающих высокую работоспособность в конкретных условиях спортивной деятельности. Упражнения выполняются одно за другим, а отдых предусматривается только по окончанию всего круга, а может и вообще отсутствовать.

Непрерывно-поточный метод, который заключается в выполнении упражнений слитно, одно за другим, с небольшим интервалом отдыха. Особенность этого метода — постепенное повышение индивидуальной нагрузки за счет повышения мощности работы (до 60% максимума) и увеличения количества упражнений в одном или нескольких кругах. Одновременно сокращается время выполнения упражнений (до 15 — 20 с) и увеличивается продолжительность отдыха (до 30 — 40 с). Этот метод, по мнению В.В. Чунина, способствует комплексному развитию двигательных качеств.

Интервальный метод круговой тренировки заключается в подборе упражнений, воздействующих на разные группы мышц или систем жизнедеятельности организма и выполнения этих упражнений на каждой из станций. Упражнения нужно подбирать таким образом, чтобы они соответствовали целям и задачам подготовки обучающихся на каждом этапе. Рекомендуется использовать упражнения с различными предметами, в том числе с мячами [10;2].

Поточно-интервальный метод, базирующийся на 20 — 40- секундном выполнении простых по технике упражнений с мощностью работы (50% от максимальной) на каждой станции с минимальным интервалом отдыха. Здесь интенсивность достигается за счет сокращения контрольного времени прохождения 1-2 кругов. Такой режим развивает общую и силовую выносливость, совершенствует дыхательную и сердечнососудистую системы.

Интенсивно-интервальный метод, который используется с ростом уровня физической подготовленности обучающихся. Упражнения в данном режиме выполняются с мощностью работы до 75% от максимальной и продолжительностью 10 — 20 с, а интервалы отдыха остаются полными (до 90 с). Подобный метод развивает максимальную и «взрывную» силу. Для проведения занятий по круговой тренировке составляют комплекс из относительно несложных упражнений. Каждое из них должно воздействовать на определенные группы мышц — рук, ног, спины, брюшного пресса. Простота движений позволяет повторять их многократно. Выполнение упражнений в различном темпе и из разных исходных положений влияет на развитие определенных двигательных качеств. Объединение отдельных ациклических движений в искусственно-циклическую структуру путем серийных их повторений дает возможность комплексного развития двигательных качеств и способствует повышению общей работоспособности организма.

 

 

 

 

2.3 Характеристика физических упражнений, направленных на развитие координационных способностей в процессе круговой тренировки по волейболу

При проведении учебно-тренировочных занятий по волейболу, с использованием метода круговой тренировки,  достаточно  большие нагрузки обеспечиваются различными комбинациями параметров, объемов и интенсивности, например большой и субмаксимальной интенсивности с относительно небольшими объемами (что характерно для упражнений скоростного и скоростно-силового характера) или умеренной и большой интенсивности с относительно большими объемами (что характерно для упражнений, направленных на развитие выносливости).

При выборе упражнений для комплексов круговой тренировки определенные требования предъявляются к степени изученности и координированной сложности упражнений. Эти требования вытекают из особенностей образования двигательных навыков — закрепленных до автоматизма движений.

Для фазы генерализации характерны процессы иррадиации возбуждения в коре головного мозга, в результате чего в работу включаются не нужные для данного упражнения мышцы и мышечные группы. Вследствие этого нарушается ритм движения, мышечные усилия и затраты энергии превышают уровень, необходимый для решения двигательной задачи. В этой фазе следует особенно осторожно подходить к дозировке упражнений, так как из-за наступающего утомления нервных процессов (при большом числе повторений, чрезмерном отягощении или высоком темпе) допускаются ошибки в технике, которые затем постепенно могут закрепиться, что приводит к формированию неправильного движения.

В КТ все упражнения выполняются в усложненных условиях, требующих проявления различных физических качеств. Поэтому недостаточно разученные упражнения, приводящие к иррадиации нервных процессов, не следует включать в комплексы КТ. Только хорошо выученное, закрепленное упражнение можно выполнить в сложных условиях, без риска нарушить технику[6;7].

Координационные способности — способность управлять своими движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Координационные способности в волейболе проявляется при выполнении всех технико-тактических действий и тесно связаны с силой, быстротой, выносливостью, гибкостью.

Координационные способности в волейболе условно делятся на акробатические (двигательные действия в защите) и прыжковые (двигательные действия в нападении, при блокировании, при вторых передачах в прыжке). Составляющими координационных способностей волейболиста являются:

· координация движений — способность выполнять двигательные действия, соразмеряя их во времени, в пространстве и по усилию (от координации движений зависят быстрота, точность и своевременность выполнения технического приема);

· быстрота и точность действий — от них зависит результативность всей игры (выполнить технический прием правильно — значит выполнить его быстро и точно); точность реакции на движущийся объект совершенствуется параллельно с развитием быстроты и зависит от подвижности нервных процессов;

· способность распределять и переключать внимание — функция, которая обеспечивается суммарной деятельностью анализаторов и подвижностью нервных процессов;

· устойчивость вестибулярных реакций — непременное условие проявления координационных способностей в игре, которая изобилует падениями, ускорениями, рывками, прыжками, внезапными остановками. Чрезмерное возбуждение вестибулярного аппарата (анализатора) вызывает снижение работоспособности других (зрительного, кожного), что уменьшает точность движений, в результате чего появляются ошибки в технике и тактике игры.

Высокая подвижность нервных процессов при проявлении координационных способностей дает возможность волейболисту быстро ориентироваться в постоянно изменяющихся ситуациях, быстро переходить от одних действий к другим.

Уровень развития координационных способностей в значительной степени зависит от того, насколько развита у волейболиста способность к правильному восприятию и оценке собственных движений, положения тела.

Развитие координационных способностей волейболиста это совершенствование координации движений, а главное — способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с постоянно меняющимися ситуациями игры и владение своим телом в безопорном положении. [9]        

Для развития координационных способностей применяются упражнения, предъявляющие повышенные требования к согласованию, упорядочиванию движений, организации их в единое целое. Они должны:

· иметь необходимую координационную трудность, сложность для обучающихся;

· содержать элементы новизны, необычности;

· отличаться большим многообразием форм выполнения движений и неожиданностью решений двигательных задач;

· включать задания по регулированию, контролю и самооценке различных параметров движений путем активизации работы отдельных анализаторов либо с «выключением» их деятельности. [2]

Ловкость — это способность точно управлять своими движениями в различных условиях окружающей обстановки, быстро осваивать новые движения и успешно действовать в изменённых условиях, т.е. справляться с двигательной задачей, возникающей неожиданно и требующей правильного, быстрого и экономичного решения.

Измерителями ловкости считаются координационная сложность усвоенного движения, точность выполнения пространственных, временных, силовых, ритмических характеристик, изменение двигательной деятельности в соответствии с изменившейся обстановкой.

Методика развития ловкости имеет специфические особенности, это развитие способности делать сложные движения в быстро меняющейся обстановке, а также быстрота и точность выполнения упражнений.

Наибольшее значение, определяющее ловкость имеет высокоорганизованное мышечное чувство и пластичность корковых нервных процессов. От степени проявления последних зависит образование координационных связей и быстрота перехода от одних установок и реакций к другим. Эффективное воздействие на функциональное совершенствование двигательного анализатора и, следовательно, на развитие ловкости могут оказывать упражнения, содержащие элементы новизны и предоставляющие для занимающихся определённую координационную трудность.

Различают три основных этапа в воспитании ловкости. Первый характеризуется совершенствованием пространственной точности и координации движений, при этом не имеет значение скорость, с которой выполняются упражнения. Главное — точность движения.

Второй этап характеризуется совершенствованием такой пространственной точности и координации движений, которые могут осуществляться в жатые отрезки времени, экономично и точно. Третий этап является усложнением второго и связан с совершенствованием способностей выполнять точные движения в неожиданно изменяющихся условиях.

Работа над воспитанием и совершенствованием ловкости должна осуществляться непрерывно на всех занятиях по физическому воспитанию. На различных этапах общефизической и профессионально-прикладной подготовки применяются разные средства, т. к. ловкость — это сложное комплексное качество, направленное на обогащение новыми двигательными навыками, выработку быстроты реакции на внезапное изменение обстановки, на умение ориентироваться в пространстве и во времени, уравновешивать своё тело в различных условиях, развитие скорости выполнения отдельных упражнений, движений действий. Координационные способности в волейболе проявляется при выполнении всех технико-тактических действий и тесно связаны с силой, быстротой, выносливостью, гибкостью.


Вывод по второй главе

 

В спортивной практике круговая тренировка дает возможность самостоятельно приобретать знания, формировать физические качества, совершенствовать отдельные умения и навыки. В этом процессе одна из важнейших задач преподавателя должна заключаться, с одной стороны, в моделировании специальных комплексов и выработки алгоритмического предписания для их выполнения, а с другой в умении организовать и управлять самостоятельной деятельностью обучающихся на уроках физического воспитания.

Применение круговой тренировки в учебном процессе по физическому воспитанию и в частности по волейболу позволяет добиться более высоких показателей в физическом развитии и физической подготовленности по сравнению с общепринятыми методами при одинаковых затратах времени.

Метод круговой тренировки ставит перед собой задачу комплексного воспитания координационных способностей при активном самостоятельном выполнении упражнений обучающимися и контролем за ее воздействием на систему организма в процессе  занятий волейболом.
Эффективность данного метода заключается в том, что значительно повышается плотность занятий, так как упражняются все учащиеся одновременно и в то же время самостоятельно, соразмерно своим возможностям и усилиям.


Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по применению метода круговой тренировки в учебном — тренировочном процессе по волейболу, направленный на развитие координационных способностей обучающихся 5-6 классов

3.1. Анализ учебно-тренировочного процесса по волейболу, направленный на развитие координационных способностей обучающихся 5-6 классов (констатирующий эксперимент)

Для того, чтобы определить влияние метода круговой тренировки на развитие координационных способностей у обучающихся 5-6 классов в учебном процессе по волейболу были созданы условия для решения задач опытно-экспериментальной работы в период педагогической практики на базе МБОУ СОШ п. Молодежный Приаргунского района.

В реализации цели исследования были поставлены задачи констатирующего эксперимента:

1.     Проанализировать особенности учебно-тренировочного процесса по волейболу с применением метода круговой тренировки, направленной на развитие координационных способностей обучающихся 5-6 классов.

2.     В ходе педагогического наблюдения разработать критерии оценки и определить уровень развития координационных способностей обучающихся.

3.      Подобрать и провести тесты на выявление уровня развития координационных способностей у обучающихся 5-6 классов.

В ходе констатирующего эксперимента на протяжении четырёх недель использовались такие методы исследования, как педагогическое наблюдение, тестирование, анализ и обобщение полученных результатов.

В учебно-тренировочном процессе по волейболу были скомплектованы 2 группы. Численный состав каждой группы 17 человек. Одна из групп явилась экспериментальной, а другая – контрольной.

Первоначально нами был сделан анализ учебно-тренировочного процесса по волейболу с обучающимися 5-6 классами, который позволил охарактеризовать особенности проведение метода круговой тренировки.

На основе изучения литературы были разработаны критерии оценки развития координационных способностей, предложенные В.И. Ляхом. Данные критерии изложены в приложении. (См. приложение 1, таблица № 1).

Проанализировав литературные источники и программу по физическому воспитанию, в соответствии с возрастными и половыми особенностями занимающихся, был разработан и предложен комплекс тестов на выявление уровня координационных способностей. Использовались тесты такие как: метание малого мяча в горизонтальную цель с расстояния 3 м (отклонение от цели в см), равновесие – стойка босиком на одной ноге (сек). (См приложение 4 таблица №4)

С помощью метода наблюдения, которое проводилось в двух группах в течение одной недели, было выявлено, что в первой группе имеют низкие результаты – 7 человек, средние – 5 человек, высокие – 5 человек, а второй — низкие результаты – 8 человек, средние – 6 человек, высокие – 3 человек. Таким образом, полученные результаты показали, что необходимо проведение метода круговой тренировки с целью развития координационных способностей во второй, экспериментальной группе.

Анализируя результаты тестирования можно сказать, что данные наблюдения почти совпадают. На начальном этапе в экспериментальной группе в метании малого мяча в горизонтальную цель низкие результаты имеют (35,2%), средние – 35,2%), высокие – (29%), в стойке на одной ноге низкие результаты –  (29,4%), средние – (23,5%), высокие –  (47%).

В контрольной группе в метании малого мяча низкие результаты – (17,5%), средние – (23,5%), высокие – (59%), в стойке на одной ноге низкие результаты – (12%), средние – (47%), высокие – (41%) (См. приложение, таблица №3).

На следующем этапе педагогического эксперимента на основе наблюдения нами был сделан анализ учебно-тренировочного процесса, который позволил охарактеризовать организацию и проведение метода круговой тренировки учителем физической культуры. Педагог использует различные методы и средства для решения задач всестороннего развития обучающихся, формирования физических качеств, знает и применяет методику круговой тренировки. Для проведения физических упражнений он имеет хорошую дикцию, использует чёткие указания, распоряжения, применяет показ, которые свою очередь положительно влияют на результат. Занятия проводились с применением различных методов организации, в том числе и организация подвижных игр. Замечено, что организации методу круговой тренировки уделялось достаточно внимания, но он использовался для развития всех физических качеств, технических действий. Конкретно метод круговой тренировки на развитие координационных способностей не проводился.

Выяснялось с помощью беседы с обучающимися их отношение к организации секционных занятий, учителю. Анализ беседы показал, что игра волейбол нравится им всем без исключения. Юноши считают ее увлекательной и интересной, помогающей стать сильными и здоровыми. Девочкам больше нравится самим непосредственно участвовать в игре, чем смотреть. Обучающиеся заинтересованы в достижении высоких результатов в развитии физических качеств, особенно в развитии координационных способностей. Они любят тренировки, отношение друг другу хорошее, к занятиям сознательное и ответственное. Они уважают своего учителя, потому что, по мнению ребят, он интересно объясняет материал и обучает новым техническим и тактическим действиям. А также им нравится его личные качества: он добрый, с чувством юмора, но при этом требовательный. Из беседы, проведенной после тренировки, стало ясно, что ребята ходят на занятия с целью саморазвития и самосовершенствования, и достижения высоких результатов в спорте. Предлагаемую информацию усваивают без затруднения. Как выяснилось, что большинство ребят и в дальнейшем хотели бы заниматься волейболом уже профессионально в детско- юношеской спортивной школе (ДЮСШ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Апробирование метода круговой тренировки в учебно-тренировочном процессе по волейболу, направленный на развитие координационных способностей у обучающихся 5 – 6 классов

(формирующий эксперимент)

Для успешного решения задач педагогического эксперимента работа продолжена, на той же экспериментальной площадке.

Вторым этапом проведения исследования, является решение задач формирующего эксперимента:

1.  Разработать комплексы упражнений по методу круговой тренировки, направленные на повышение уровня координационных способностей.

2.   Внедрить в практическую деятельность комплексы упражнений по методу круговой тренировки.

После проведения наблюдения и принятия первоначального тестирования последующие занятия проводились на протяжении трех недель с применением метода круговой тренировки. Основываясь на изучении литературных источников, были подобраны 5-6 физических упражнений на развитие координационных способностей, которые вошли в комплексы метода круговой тренировки и в дальнейшем использовались на практике при соблюдении необходимых методических условий.

Метод круговой тренировки проводился на каждом секционном занятии в экспериментальной группе, а в контрольной группе по учебной программе. Структура занятий состояла из трёх частей: вводно-подготовительная, основная, заключительная. Метод круговой тренировки применялся в основной части занятия.

 

 

 

3.3 Итоги опытно-экспериментальной работы

(контрольный эксперимент)

 

На завершающем этапе опытно-экспериментальной работы был проведен контрольный эксперимент, в ходе которого решались следующие задачи:

1.  Выявить эффективность влияния метода круговой тренировки на повышение уровня развития координационных способностей по окончанию исследования.

2.  Проанализировать и обобщить результаты исследования в данных группах.

По окончанию исследования было проведено повторное тестирование и сравнение данных с первоначальными результатами.

Используя метод сравнения с первоначальными данными, направленного на выявление уровня развития координационных способностей и эффективного влияния метода круговой тренировки, в контрольной и экспериментальной группах, были получены количественные результаты. Их анализ позволил определить уровни развития. результаты имеют  (16,6%), средние –  (41%), высокие –  (41%), в стойке на одной ноге низкие результаты –  (18%), средние – (29,4%), высокие – (47%).

В контрольной группе в метании малого мяча, низкие результаты –  (18%), средние –  (23,5%), высокие –  (58,5%), в стойке на одной ноге, низкие результаты – (12%), средние –  (47%), высокие – (41%)

(приложение 5, таблица №5).

Анализируя полученные результаты можно сделать вывод о том, что координационные способности в экспериментальной и контрольной группах повысилась. Мы считаем, что в экспериментальной группе за счет систематического применения метода круговой тренировки произошло более заметное повышение, что видно в сравнении результатов уровня на разных этапах педагогического эксперимента (См. приложение, таблица №6). И доказывает гипотезу данного исследования.


Заключение

 

Школьный возраст характеризуется активным развитием координационных способностей, что обусловлено естественным ростом ребенка и соответствующим развитием систем и функций его организма. Наиболее активно формируются двигательные координационные навыки в 5-6 классе. Поэтому, работу по их развитию следует проводить именно в этот период.

Как известно, работа по развитию координационных движений достаточно сложна по своему составу, как для детей, так и для учителей школ, так как требует особой сосредоточенности, концентрированности и внимательности. И зачастую дети выполняют упражнения на развитие координационных способностей без особого интереса и желания, потому что движения влекут за собой большую затрату сил, труда и воли.

Поэтому, на мой взгляд, для того, чтобы повысить уровень координационных способностей в 5-6 классе, следует эту работу проводить в более занимательной и интересной форме. А именно разучивать движения на координацию в комплексе, используя метод круговой тренировки.

Таким образом, обобщив результаты, можно сделать вывод, что, если применять метод круговой тренировки в учебно-тренировочном процессе по волейболу, то это может, эффективно влиять на развитие координационных способностей у обучающихся 5-6 классов.

Улучшение показателей дает основание считать гипотезу, выдвинутую в начале эксперимента, доказанной.


Список литературы

 

1.       Балашов А. Метод круговой тренировки на уроках физической культуры // Спорт в школе. — №6. — 2007. С. 8.

2.       Бойко А.Ф. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. – М.: Физкультура и спорт. – 2006. – 128с.

3.       Виленский М.Я. «Физическая культура» учебник для 5-7 классов. – М: «Просвещение», 2007 г.

4.       Горская, И.Ю. Оценка координационной подготовленности в спорте. / И.Ю. Горская. // Теория и практика физической культуры. — 2010. — №7. — С. 34-37.

5.       Дихтярев В.Я Круговая тренировка//Дихтярев В.Я Физическая культура в школе — 2008г. № 5

6.       Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта. – М., 2007.

7.       Ежи Талага «Энциклопедия физических упражнений». — М.: Физкультура и спорт, 2008.

8.       Еркомайшвили И.В. Проблемы развития двигательных способностей у школьников. − Екатеринбург. – 2006. − 118с.

9.       Замотаева Н. Организация физкультурных занятий по принципу круговой тренировки // Дошк, воспитание. №5. — 2006 . С. 36-48.

10.   Киселёв А.П., Киселёва С.Б. «Справочник учителя физической культуры» Волгоград, 2011.

11.   Красильникова Н.В. Оценка деятельности младших школьников // Физическая культура в школе – 2008 — №4.

12. Левинов И. Я. Комплексная подготовка круговым методом//Левинов И. Я. Физкультура в школе — 2006. №2.

13. Лях В.И. Координационные способности школьников//теория и практика физической культуры. №1, 2005. – 24 с.

14. Лях В.И. Развивая координационные способности // Физическая культура в школе. -2009. — № 5. — С 31-33.

15.       Лях В.И., Зданевич А.А. Программа общеобразовательных учреждений. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. — М.: Просвещение, 2007.

16.   Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. — М.: Ф и С, 2006, С 158 — 180.

17.   Поляков М.И. О развитии физических качеств // Физическая культура в школе. Поляков М.И. — 2005. — №1.

18.   Солонкин А.А. Технология применения круговой тренировки на учебных занятиях. — Смоленск: СГИФК, 2007. — 23 с.

19.  Спортивные игры под редакцией Ю.Д.Железняка, Ю.М.Портнова. Москва — 2006г.

20.  Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М., Академия, 2006.

21.   Титова Т. Круговая тренировка с индивидуальным подходом / Титова Т. Спорт в школе — 2007. № 3.

22.   Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. — М.: «Академия», 2006.

23.  Иванов С.А Теория и методика физического воспитания в понятиях отображениях и рисунках наглядное пособие  2011г

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Таблица 1

Критерии оценки развития координационных способностей у обучающихся 5-6 классов в учебно-тренировочном процессе по волейболу

п\п

Критерии оценки

Уровень физических качеств

1.      

Обучающийся осознанно и безошибочно выполняет упражнения. Оптимальный результат получает без нарушения ритма выполнения двигательного действия. Заинтересован в выполнении физических упражнений, проявляет повышенную работоспособность. Оказывает помощь своему товарищу в выполнении двигательных действий. Хорошо знает о влиянии физических упражнений на организм занимающихся.

Высокий

2.      

Обучающийся выполняет упражнения с мелкими, негрубыми ошибками.  Заинтересован в получении положительного результата, но работоспособность снижена. Не всегда оказывает помощь и поддержку своему товарищу в выполнении двигательных действий. Недостаточно владеет материалом о влиянии физических упражнений на организм занимающихся.

Средний

3.      

Обучающийся малоактивен в выполнении упражнений, часто допускает грубые ошибки. Не заинтересован в получении результата. Не оказывает помощь своим товарищам. Не умеет пользоваться теоретическим материалом для совершенствования своих двигательных действий.

Низкий

 


 

Приложение 2

Таблица 2

Сенситивные (благоприятные) периоды развития двигательных качеств

Морфофункциональные показатели, физические качества

Возраст, лет

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Длина тела

 

 

 

 

 

+

+

+

+

 

 

Мышечная масса

 

 

 

 

 

+

+

+

+

 

 

Быстрота

 

 

+

+

+

 

 

 

 

 

 

Скоростно-силовые качества

 

 

 

+

+

+

+

+

 

 

 

Сила

 

 

 

 

 

+

+

+

 

 

 

Выносливость (аэробные возможности)

 

+

+

+

 

 

 

 

+

+

+

Анаэробные возможности

 

 

+

+

+

 

 

 

+

+

+

Гибкость

+

+

+

+

 

 

 

 

 

 

 

Координационные возможности

 

 

+

+

+

+

 

 

 

 

 

Равновесие

+

+

 

+

+

+

+

+

 

 

 


Приложение 3

Таблица 3

Результаты тестирования на констатирующем этапе эксперимента

п/п

Ф.И.О.

Тесты

Метание малого мяча в горизонтальную цель с расстояния 3 м (отклонение от цели в см)

Уровень развития

Равновесие: стойка на одной ноге, с

Уровень развития

Экспериментальная группа

1.                   

Абутов Иван

85

Н

6

С

2.                   

Бабкин Степан

63

С

12

В

3.                   

Башков Степан

35

В

11

В

4.                   

Бояркин Артем

69

С

8

С

5.                   

Гладышева Анна

89

Н

5

Н

6.                   

Катников Андрей

68

С

10

В

7.                   

Козлов Матвей

90

Н

3

Н

8.                   

Макарова Мария

38

В

12

В

9.                   

Леонова Любовь

39

В

11

В

10.               

Лопатин Дима

92

Н

4

Н

11.               

Пономарев Никита

52

С

10

С

12.               

Пискун Кристина

62

Н

5

Н

13.               

Прозоровский Иван

33

В

8

В

14.               

Серебренников Максим

75

Н

4

Н

15.               

Чипизубов Степан

50

С

9

С

16.               

Чипизубов Сергей

51

С

11

В

17.               

Швец Ульяна

30

В

12

В

Среднеарифметический

результат                            Уровни    

61

В-5, С-6, Н-6

8

В-8, С-4, Н-5

 

Контрольная группа

1.                   

Абутова Елизавета

82

Н

10

С

2.                   

Абутов Руслан

45

С

9

С

3.                   

Абутова Екатерина

38

В

11

В

4.                   

Антонов Константин

35

В

8

С

5.                   

Астафьев Роман

62

С

8

С

6.                   

Балябина Татьяна

34

В

13

В

7.                   

Голубева Дарья

93

Н

6

Н

8.                   

Горбунов Захар

39

В

11

В

9.                   

Дружинина Надя

30

В

12

В

10.               

Дружинина Светлана

38

В

11

В

11.               

Зоркольцев Алексей

68

С

10

С

12.               

Лапердина Валерия

30

В

8

В

13.               

Макаров Никита

32

В

7

С

14.               

Макаров Сергей

37

В

13

В

15.               

Николаева Александра

98

Н

7

Н

16.               

Прозоровский Денис

59

С

10

С

17.               

Пятых Светлана

40

В

9

С

Среднеарифметический

результат                         Уровни

51

В-10, С-4, Н-3

10

В-7, С-8, Н-2

               


Приложение 4

Таблица 4

Уровень координационных способностей, обучающихся 5-6 классов

 

 

 

 

Контрольные упражнения

Мальчики

Девочки

Уровень

Н

С

В

Н

С

В

Метание малого мяча в горизонтальную цель с расстояния 3 м (откло­нение от цели в см)

60-46

45-30

30 и меньше

80-56

55-35

35 и меньше

Равновесие: стойка на одной ноге, с

4-7

8-10

больше 10

4-8

9-12

больше 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Таблица 5

Результаты тестирования на контрольном этапе эксперимента

п/п

Ф.И.О.

Тесты

Метание малого мяча в горизонтальную цель с расстояния 3 м (отклонение от цели в см)

Уровень развития

Равновесие: стойка босиком на одной ноге, с

Уровень развития

Экспериментальная группа

1.                   

Абутов Иван

65

С

9

С

2.                   

Бабкин Степан

69

С

10

С

3.                   

Башков Степан

38

В

13

В

4.                   

Бояркин Артем

48

С

8

С

5.                   

Гладышева Анна

75

Н

6

Н

6.                   

Катников Андрей

39

В

11

В

7.                   

Козлов Матвей

49

С

9

С

8.                   

Макарова Мария

39

В

11

В

9.                   

Леонова Любовь

35

В

12

В

10.               

Лопатин Дима

82

Н

8

С

11.               

Пономарев Никита

52

С

10

С

12.               

Пискун Кристина

58

С

15

В

13.               

Прозоровский Иван

32

В

9

В

14.               

Серебренников Максим

79

Н

4

С

15.               

Чипизубов Степан

59

С

10

С

16.               

Чипизубов Сергей

30

В

9

В

17.               

Швец Ульяна

35

В

14

В

Среднеарифметический

Результат

                                           Уровни

52

В-7, С-7, Н-3

10

В-8, С- 5, Н-4

Контрольная группа

1.                   

Абутова Елизавета

82

Н

8

С

2.                   

Абутов Руслан

45

С

9

С

3.                   

Абутова Екатерина

38

В

11

В

4.                   

Антонов Константин

35

В

12

В

5.                   

Астафьев Роман

62

С

8

С

6.                   

Балябина Татьяна

34

В

13

В

7.                   

Голубева Дарья

93

Н

6

Н

8.                   

Горбунов Захар

39

В

11

В

9.                   

Дружинина Надя

30

В

10

С

10.               

Дружинина Светлана

38

В

11

В

11.               

Зоркольцев Алексей

68

С

10

С

12.               

Лапердина Валерия

30

В

8

В

13.               

Макаров Никита

32

В

12

С

14.               

Макаров Сергей

37

В

13

В

15.               

Николаева Александра

98

Н

7

Н

16.               

Прозоровский Денис

35

В

11

С

17.               

Пятых Светлана

60

С

10

С

Среднеарифметический

результат                                                                                         Уровни

50

В-10, С-4, Н-3

11

В-7, С-8, Н-2


Приложение 6

Таблица 6

Сравнительные результаты констатирующего и контрольного

эксперимента

Группы

                         

 

 

                  Тесты

Метание малого мяча в горизонтальную цель с расстояния 3 м (отклонение от цели в см)

Среднеарифметический результат

Стойка на одной ноге, с

Среднеарифметический результат

Результаты тестирования на констатирующем этапе эксперимента

Экспериментальная

В-5, С-6, Н-6

51

В-8, С-4, Н-5

10

Контрольная

В-10, С-4, Н-3

61

В-7, С-8, Н-2

8

Результаты тестирования на контрольном этапе эксперимента

Экспериментальн

В-7, С-7, Н-3

50

В-8, С- 5, Н-4

11

Контрольная ая

В-10, С-4, Н-3

52

В-7, С-8, Н-2

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

Упражнения для развития координационных способностей, входящие в комплекс метода круговой тренировки

Комплекс №1

 

1.       Бег через барьеры различной высоты.

2.       Бег на скорость различными способами с изменением направления.

3.       По наклонной лестнице взобраться вверх на четвереньках.

4.       Пролезть между рейками лестницы.

5.       Вращение мяча на шнуре на разной высоте — подныривание, перепрыгивание под шнуром и через шнур.

 

Комплекс №2

 

1.       Кувырок через плечо, через голову вперед-назад (после кувыркания прием или передача мяча).

2.       Бросок-кувырок вперед, затем прием или передача мяча.

3.       Прыжки через гимнастическую скамейку с поворотом на 90°, 180°, 360° (после поворота прием или передача мяча).

4.       Блок, поворот на 180° — приём мяча с падением.

5.       Удары по подвешенному мячу с поворотом в прыжке на 90°.

6.       Выполнение нападающих ударов «неловкой» рукой.

 

×
×