Автор: Мингазова Гульнара Асхатовна
Гражданско-патриотическое воспитание
Формирование социально активных людей – граждан России – является важнейшим направлением воспитания гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, патриотического и национального самосознания, обеспечивает тесную взаимосвязь высшего профессионального образования с социально-экономическими и духовными преобразованиями в стране и мире.
Критериями эффективности воспитательной работы по формированию гражданственности у молодежи являются проявления толерантности и терпимости к другому мнению, соблюдение законов и норм поведения.
Патриотическое воспитание в условиях современной России объективно является и признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации.
Патриотическое воспитание является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания и направлено на формирование и развитие личности, формирование мировоззрения и системы базовых фундаментальных ценностей – гражданских, профессиональных, определяющих отношение человека к быстроменяющемуся миру, – российского национального самосознания, патриотических чувств и настроений у молодежи как мотивов их деятельности.
Воспитание патриотизма предполагает любовь к Родине, заботу о ее интересах, готовность защищать ее от врагов, формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознание внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор. Все это требует наличия таких специфических морально-психологических качеств, как гражданское мужество, смелость, честность, порядочность, а также убежденность и умение отстаивать свою точку зрения, желание жить, учиться и работать не только ради своих интересов, но и ради процветания Отечества, повышения его авторитета среди других стран мирового сообщества. Патриотическое воспитание неразрывно связано с интернациональным воспитанием, так как Россия была и остается многонациональным государством.
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся предполагает решение следующих задач:
— формирование гражданской позиции и патриотического сознания;
— формирование лучших черт национального характера представителей народов России;
— воспитание личной ответственности за содержание жизнедеятельности в школе, активное участие в системе школьного самоуправления и соуправления, укрепление и развитие традиций и др.;
— формирование правосознания, готовности каждого бороться за укрепление общественной дисциплины и правопорядка.
— Патриотизм проявляется в создании новых и поддержании старых традиций школы, проведении встреч с выпускниками разных лет, в создании клуба корпоративной ответственности за будущее школы, во введении летописей разных дисциплин (предметов), в торжественном проведении праздников, вечеров, посвященных Дню знаний, выпускным актам и под.; в обеспечении свободного обмена информацией через выпуск газеты, информационные листы, школьные альманахи фестивалей; в формировании у учащихся чувства ответственности за сохранение помещений и оборудования, санитарное состояние и чистоту в учебных корпусах, местах общественного пользования, на территории школы; в укреплении учебной, трудовой и исполнительской дисциплины; в обеспечении неукоснительного и своевременного выполнения Устава школы, и др.
Исходя из вышесказанного, все эти задачи формируют гражданскую позицию школьника. Привлекают его к активной общественной жизни и формируют характер.