Программа дополнительного образования «Найди себя» как фактор проектирования образовательной траектории школьника

Автор: Толпекина Светлана Никитична

       «В соответствии с Концепцией модернизации российского образования, на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, задача которого заключается в создании в старших классах общеобразовательной школы системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда. Профильное обучение — средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования» [1]

       Программа дополнительного образования «Найди себя»  разработана и реализуется в МБОУСОШ №50 с целью сопровождения профессионального и личностного самоопределения в условиях проектирования старшеклассниками личной образовательной траектории.

          «Профессиональное самоопределение — осознание человеком уровня развития своих профессиональных способностей, структуры профессиональных мотивов, знаний и навыков; осознание соответствия их тем требованиям, которые деятельность предъявляет к человеку; переживание этого соответствия как чувства удовлетворенности выбранной профессией. В психологическом плане профессиональное самоопределение означает, что человек осознает, чего он хочет (цели, жизненные планы, идеалы), что он есть (свои личностные и физические свойства), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что от него хочет или ждет коллектив, общество, субъект, готовый функционировать в системе общественных отношений. Профессиональное самоопределение начинается с момента зарождения у человека потребности в выборе профессиональной деятельности, реализуется через формирование у него отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности на основе самооценки своего уровня профессионализации. Теоретически профессиональное самоопределение можно считать завершенным, когда человек начинает считать себя профессионалом» [2]

       Таким образом, профессиональное самоопределение – это процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора профессии, являющийся неотъемлемой частью жизненного самоопределения личности, которое в свою очередь заключается в осознании смысла и цели своей жизни.

       

В основу программы дополнительного образования «Найди себя» были положены следующие задачи:

1.     дать как можно больше информации, которая бы могла обучающемуся выбрать свой путь получения профессионального образования;

2.     сформировать готовность к профессиональному самоопределению, подвести к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности;

3.     сформировать навыки соотнесения своих индивидуально-психологических особенностей и возможностей с требованиями выбираемой профессии.

 

Суть процесса самоопределения данная программа определяет как действия по:

1. самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных ориентаций;

2. пониманию степени соответствия собственных особенностей требованиям выбираемой профессии;

3. саморазвитию у себя способностей и возможностей с целью достижения более полного соответствия самого себя относительно выбранной профессии.

      При разработке программы нами учитывались организационно-педагогические основы обучения, так как каждая возрастная ступень образования требует решения своих особых задач сопровождения профессионального самоопределения с использованием специфического набора средств (по мере взросления школьника постепенно расширяются  его представления о возможностях выбора, что требует постепенного расширения содержания информационной работы в системе сопровождения профессионального самоопределения).

 

IIV классы

Формирование представления о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности

V — VII классы

Развитие интересов и способностей, связанных с выбором профессии.

VIII — IX классы

Формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей

X — XI классы

Формирование ценностно-смысловой стороны самоопределения. Определение профессиональных планов и намерений учащихся, развитие способностей через углубленное изучение отдельных предметов

 

Программа предусматривает следующие направления работы:

·        Информирование

·        Диагностирование

·        Консультирование

     I. Информирование осуществляется через:

— обзорные лектории представителей учебных заведений;

— работу с мультимедийными вспомогательными методиками;

— поиск информации в интернете (индивидуальный запрос);

— просмотр видефильмов о профессиях;

— размещение текущей информации на стендах;

— учебно-практические занятия (форма: мини-проекты, тренинги, деловые игры, круглые столы, конференции и пр.);

— тематические классные часы («Поговорим о портфолио» – 7 кл, «Сферы профессиональной деятельности» — 8 кл, «Ошибки выбора профессии» – 8 кл, «Что влияет на выбор профессии» – 9 кл, «Заведения СПО нашего города» – 9 кл, «Выбор профессии – на что обратить внимание?»  9 — 11 кл, «Темперамент и выбор профессии» —  9 – 11 кл, «Перспективные профссии» 9 – 11 кл. и пр.)

II. Диагностирование направлено на выявление особенностей учащихся.  В программу заложено использование нескольких бланковых диагностических методик. Например, с целью помощи в выборе предпрофильного направления для обучающихся седьмых классов используется диагностика «Определение профессиональной готовности школьника», позволяющая быстро определить рекомендуемые и не рекомендуемые сферы деятельности (по результатам ответов испытуемого делается вывод о том, к какой сфере профессиональной деятельности он склонен). Тестирование «Самооценка индивидуальных особенностей» используется для обучающихся в девятых классах с целью коррекции профессиональных предпочтений, что позволяет дать рекомендации в выборе профильного образования. Методика «Темперамент и выбор профессии» направлена на получение обучающимися рекомендаций по профессиональной направленности в соответствии с типом темперамента. Диагностики «Ориентация» и «Методика Йовайши»  помогают сопоставить возможности и способности (склонности) обучающихся к различным сферам профессиональной деятельности и так же предлагаются с целью коррекции выбора профиля обучения в старших классах. На заключительном этапе проводится контрольное диагностирование по схеме построения личной профессиональной перспективы (ЛПП). Методика представляет из себя открытый опросник, используемый для обобщенной и целостной оценки (и самооценки) перспектив профессионального и личностного развития.

III. Консультирование. Данная работа проводится с обучающимися и их родителями индивидуально по личному запросу.

Таким образом, можно сделать вывод, что программа «Найди себя» является эффективным инструментом формирования индивидуальной образовательной траектории, так как структурирует образовательное пространство, в котором обучающийся может в соответствии с собственными замыслами:

1.     спроектировать и реализовать индивидуальную образовательную программу в соответствии с выбранной профессиональной направленностью,

2.     отследить собственные результаты и при необходимости

3.     скорректировать их…

 

1. [Яковлев Б.П., Гейнц Л.В. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 6 – стр. 86-88]

2. [Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г.]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

×
×