изобразительное искусство

Автор: Позднякова Дарья Евгеньевна , Лифляндская Мария Александровна

                                                                                                                                                                      Позднякова Дарья Евгеньевна

Лифляндская Мария Александровна

студентки 1 курса магистратуры, факультет  искусств

Научный руководитель: Савлучинская Н.В., к.п.н., доцент

ФГБОУ ВО  «Омский государственный  педагогический университет» 

г.  Омск, Российская Федерация

е-mail: kitty.dary@mail.ru

 

УСЛОВНОСТЬ В ДЕКОРАТИВНОЙ ЖИВОПИСНОЙ КОМПОЗИЦИИ

Аннотация: В статье раскрываются особенности, которые свойственны для декоративной живописи. Более подробно рассмотрена условность как средство достижения декоративной образности.

Ключевые слова: условность, декоративная живопись, стилизация, изобразительное искусство.

Pozdnyakova Daria Evgenievna.

Livlyandskaya Maria Alexandrovna

1st year students of the master’s program, faculty of arts

Scientific supervisor: Savluchinskaya N. V., Ph. D., associate Professor

Omsk state pedagogical University

Omsk, Russian Federation

e-mail: kitty.dary@mail.ru

 

CONVENTION IN A DECORATIVE PAINTING COMPOSITION

  Abstract: The article reveals the features that are characteristic of decorative painting. Conventionality as a means of achieving decorative imagery is considered in more detail.

Keywords: conventionality, decorative painting, stylization, visual art.

  Декоративная живопись – это способ изображения реальных предметов путём выявления самых выразительных особенностей средствами колорита и пластическими приёмами, связанными с обобщённостью, стилизацией, упрощением, орнаментацией, с соблюдением меры условности изображения, отказом от множества подробностей, превращая поверхность картины в симбиоз цветовых пятен – символы или знаки. условность – неотъемлемая составляющая как реалистического искусства, так и декоративного, построенного на переработке природных форм в формальные декоративные стилизации. Мера условности определяется творческой задачей, художественной целью, необходимостью сохранения внутренней целостности образа.

Пластическая форма изображается объёмно или более плоско, декоративно в зависимости от замысла и степени условности. От композиционного размещения и степени условности прямо зависит стилистика произведения. В декоративной и прикладной живописи условность тесно связана с творческой интерпретацией натуры и стилизацией формы. Под стилизацией понимают декоративное обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью условных приёмов, упрощения рисунка и формы, цвета и объёма; На одну идею должны работать все изобразительные средства и изображаемые объекты.

Изображение может быть декоративным за счёт стилизации формы объектов (упрощение формы), стилизации цвета (в частности, использования активных цветовых контрастов или напротив — нюансов), стилизации объёма (к примеру, введение декоративного контура или применение минимальной моделировки объёма — принципа светотеневой двух- или трёхкомпонентности) и др. Также существуют приёмы, усиливающие впечатление декоративности: оверлеппинг – частичное совпадение или наложение одной формы на другую; членение плоскости на части, дробление изображения;  насыщение орнаментом; ведение постоянного модуля и фиксация его цветом.  Когда художник использует метод творческой интерпретации натуры, он умышленно отказывается от некоторых качеств натурных постановок, таких как объём, материальность и др. При этом подчеркиваются и привносятся другие декоративные качества:  орнаментально-ритмический строй,  «ограниченная палитра», силуэт форм различных элементов натурных постановок и др. Метод творческой интерпретации натуры является специфически образным средством выражения творческого замысла и в произведениях декоративноприкладного искусства лежит в основе переработки бесконечно разнообразных форм окружающей действительности в «условные, плоскостные, орнаментальные изображения».

Степень условности в крайней своей степени может быть доведена до знака или абстракции.  Условность, ограниченная цветовая палитра, более насыщенный цветовой тон живописной формы, далёкий от натурного цвета, подчеркивают выразительную образность произведения, помогает выделить орнаментальную основу изображения в декоративной живописи. При решении пространства в декоративно-прикладной живописи условности добиться можно с помощью нескольких приёмов, таких как наложение плоскостей, плоской и условно — объемной трактовки формы, множеств горизонтов.

Условность является специфической чертой любого произведения искусства, так как искусство лишь отображает жизнь в образных формах, а не представляет ее в виде реального явления.

 

Список использованной литературы:

1.     Ермолаева, Л. П. Основы дизайнерского искусства: декоративная живопись, графика, рисунок фигуры человека [Текст] : учеб. пособие для студентов-дизайнеров. – Москва : Гном и Д, 2001. – 120 с.

2.     Медведев Л. Г. Живопись. Гамония чувства, мысли, цвета [Текст] : альбом-монография / Л. Г. Медведев. – Санкт-Петербург : Мультипринт Северо-Запад; Омск : Изд-во ОмГПУ, 2009. – 152 с.

АКЦИЯ до 30 мая!

Каждый 3 диплом в заказе мы дарим
ВАМ БЕСПЛАТНО!

Перейти к оформлению