Активная оценка в помощь эффективному обучению

Автор: Андрей Сергеевич Востриков

АКТИВНАЯ ОЦЕНКА В ПОМОЩЬ ЭФФЕКТИВНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Метод активной оценки (АО) – это не что-то новое. Это только приведение в систему тех элементов и приемов личностно-ориентированного обучения, которые используют учителя и преподаватели в зависимости от группы и ситуации. Активная оценка  это стратегия обучения, в рамках которой ученики имеют возможность постоянно видеть и понимать свои успехи и неудачи, устранять пробелы, овладевать процедурами оценки, управлять собственным учением, при этом родители также являются субъектами оценочной деятельности. Более простым языком: АО  это представление информации, которая помогает учиться. Фактически, АО соединяет разные активные методы в единую систему работы. Это методика, которая помогает учителям хорошо учить, а ученикам успешно учиться.

Основными принципами активной оценки являются:
1) Планирование целей на «языке ученика». Формулировка целей
должна быть понятна учащимся, они имеют право знать, зачем они пришли
на урок. По возможности, цели должны быть интересными и практико-
ориентированными.

Так называемые умные цели (от англ. smart — умный) — это цели, которые удовлетворяют нижеперечисленным требованиям. Существует несколько вариантов расшифровки аббревиатуры SMART. Предлагаем вашему вниманию наиболее распространенные трактовки данной аббревиатуры:        Sspecific, significant, stretching — конкретная, значительная.
Это означает, что цель должна быть максимально конкретной и ясной. Степень ее «прозрачности» определяется однозначностью восприятия всеми.
Поставленные вами цели должны быть понятными и точно выраженными. Когда цели конкретны, то они говорят вам и вашему сотруднику о многом:

  • что именно от него ждут;
  • когда;

·                     сколько.                                                                                                          M — measurable, meaningful, motivational — измеримая, значимая, мотивирующая.
Цель должна быть измеримой, причем критерии измерения должны быть не только по конечному результату, но и по промежуточному.
Что хорошего в цели, которую нельзя измерить или оценить? Если цель неизмерима, вы никогда не сможете узнать, достигли вы ее или нет.               A — attainable, agreed upon, achievable, acceptable, action-oriented — достижимая, согласованная, ориентированная на конкретные действия.
Необходимо адекватно оценивать ситуацию и понимать, что цель достижима с точки зрения внешних и внутренних ресурсов.
R — realistic, relevant, reasonable, rewarding, results-oriented — реалистичная, уместная, полезная и ориентированная на конкретные       результаты.
Цель должна быть реалистичной и уместной в данной ситуации, должна вписываться в нее и не нарушать баланс с другими целями и приоритетами.
Обоснованные (relevant) цели должны быть важным инструментом в общей схеме достижения видения.                                                                                    T — time-based, timely, tangible, trackable — на определенный период, своевременная,    отслеживаемая.
Срок или точный период выполнения — одна из главных составляющих цели. Она может иметь как фиксированную дату, так и охватывать определенный период. Цели как поезд, должны иметь время отправления, время прибытия и четко установленную продолжительность движения, равно как и выполнения. Учащиеся могут ставить цели исходя из целей учителя, используя шаблоны фраз. Например, урок по теме «Виды жилья в Британии»; где ведущим видом речевой деятельности является говорение.

         Учитель записывает свои цели на доске:

    I am planning to tell you about the houses people live in Great Britain.

You will learn some new words.

You will be able to tell about the types of houses.

Учащиеся ставят свои цели используя шаблоны

I am planning to…

I        will    learn …                                                                                                   Хорошо, если цели урока на «языке ученика» написаны на доске и после
проведения этапа урока, когда одна с целей уже достигнута, учитель и 
учащиеся обращаются к ним.
2)Критерии        успешности.
Критерии успешности уточняют цели урока. Учащиеся обязательно
должны выделять главное в теме, знать, чему они должны научиться, на чем
нужно сосредоточить свое внимание. Когда цель урока сформулирована,
необходимо задать вопрос «На что мы будем обращать внимание?» Обычно,
это проговаривается устно, но лучше всего, если для каждой темы урока, (а
можно для нескольких уроков или для отдельной темы) главные вопросы
будут написаны на отдельных листах и на полях выставлены балы, которые
показывают нормы оценивания данных знаний. Критерии можно вывесить в 
классе, можно раздать детям на маленьких листочках для вклеивания в тет-
радь. Самое главное, чтобы каждый ученик знал: то, что он усвоил, будет
оценено так, как ему доводилось раньше (особенно это актуально перед про-
верочной или домашней работой).
Критерии успешности – это систематизация знаний и их приведение в 
порядок, разделение материала на главный и дополнительный. Определение
критериев успешности благоприятно влияет на атмосферу обучения. Учащи-
еся имеют право знать критерии успешности для хорошего итога и домашних
и проверочных работ. Для организации качественного процесса обучения очень важно критерии успешности обсуждать с учениками. Во-первых, это повышает ответственность учащихся за собственное обучение. Во-вторых, они, таким образом, смогут определять самое главное в пройденном материале. Особенно важно к этому обращаться перед проверочной работой. И еще, к разработке критериев успешности необходимо подходить дифференцированно. Для способных учащихся необходимо разрабатывать индивидуальные задания повышенной сложности, которые требуют применения знаний в нестандартных условиях. Критерии обозначаются аббревиатурой WILF (What I am looking for..).Их можно выработать вместе с учащимися, организовав работу с помощью приёма «Мозговой штурм». Например урок по теме «Питомец»

Name the pet owners and their pets.

Say what they eat

Tell if you have a pet

3)Обратная        связь.
Обратная связь является диалогом между учителем и учеником, кото-
рый помогает ученику в процессе обучения. Обратная связь обычно имеет
форму письменных и устных комментариев учителя к работе ученика. Есть
четыре обязательных элемента обратной связи: а) определение и оценивание
положительных элементов работы ученика (++); б) выделение того, что
необходимо исправить, доработать (-); в) советы – как ученик может улуч-
шить работу; г) советы – в каком направлении ученик должен продолжить
работу. Обратная связь может быть организована с использованием некоторых приёмов.

Приём «Подытоживающие вопросы» ученики дописывают фразы

I have learnt today…

I have understood…

I was surprised…

4) Ключевые вопросы.
Обучение основывается на постановке вопросов. Ключевые вопросы – 
это вопросы, которые тесно связаны с целями и с темой урока. Они призваны
заинтересовать каждого ученика в нахождении ответа. Они могут охваты-
вать несколько уроков, конкретную тему или относится только к одному уроку. При задавании интересных ключевых вопросов, создается атмосфера
интереса и удивления, пробуждается мотивация разобраться в нем, возникает
желание у каждого ученика в самостоятельном поиске. Полное понимание
сущности вопроса приходит не сразу, поэтому времени детям для ответа
должно быть предоставлено много. Они могут отвечать через 10-15 минут, а 
могут искать ответ на вопрос дома и отвечать на следующем уроке.
В данном случае очень важна техника задавания вопросов. Многие
учителя вызывают ученика, который поднимает руку. Остальные учащиеся
приспосабливаются к такой ситуации и перестают думать над ответом. В ак-
тивной оценке существуют правила:
— неподнимания руки;
— время ожидания ответа учащихся;
— поиск ответа в парах;
5)Взаимная оценка и самооценка.                                                                          В активной оценке используются такие методы, которые помогают
учащимся взять ответственность за обучение на себя. Чтобы учащиеся могли
оценивать работы друг друга и, таким образом, выполнять функцию, кото-
рую обычно выполняет учитель, их нужно этому научить. Учителю необхо-
димо разрабатывать критерии оценки вместе с учениками. Принятие учащи-
мися на себя ответственности за обучение меняет отношение их к обучению
и делает активными участниками занятий. Ученики становятся более уве-
ренными и более ответственными, они начинают больше уважать труд учи-
Учитель должен научить детей оценивать работы других объективно.
Обычно учитель назначает своими помощниками более успешных учащихся,
которые очень ответственно подходят к этой миссии, считают ее почетной
обязанностью. А, с другой стороны, ученикам больше нравится, когда ошиб-
ки у них исправляет одноклассник.

6) Работа с родителями
Методика активной оценки не исключает отметки, а только ограничивает частоту их выставления. Очень важно, чтобы родители поняли, что
после возвращения ребенка из школы необходимо задать вопрос: «Что ты
узнал сегодня?», а не «Какую отметку сегодня ты получил?». Необходимо
убедить родителей, что в методике активной оценки результат в виде балла
выставляется после изучения целой темы. А для родителей ученик в конце
недели может заполнять таблицу, где напротив предмета в двух-трех предложениях он пишет, чему научился по этому предмету в течение недели. Родители должны быть заинтересованы в том, что их ребенок написал и обязательно поговорят с ним об этом. Может быть, разговор с родителями перейдет в дискуссию, которая будет способствовать развитию интереса к учению и желанию получить самостоятельно новую информацию по данной теме.

×
×