Своеобразие сюжета трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта»

Автор: Копачевская Мария Александровна

                                           Копачевская Мария Александровна

Своеобразие сюжета трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта»

Эпоха Возрождения как историческая эпоха – это уникальное время, которое охватило как культурную, так и экономическую жизнь всей континентальной Европы. Наблюдается развитие науки, проводятся многочисленные реформы церкви, претерпевает ряд изменений и культура: теперь она становится более светской. Человек эпохи Возрождения начинает познавать мир без чувства страха и содрогания за содеянное. Теперь он уже с надеждой способен глядеть в будущее.

    На литературную арену выходит новое понятие «гуманизм».  Темный мир Средневековья, который не давал возможности проявляться эмоциям, постепенно уходит в прошлое, а главное место теперь занимает новый мир, для которого важны изменения в разных областях культуры, литературе, философии. 

      Мы не можем утверждать, что средневековая мораль исчезла полностью, но однозначно скажем о том, что она обновилась. Средневековые предрассудки, религиозные догмы способствовали лишь тому, что государство полностью контролировало не только поведение людей, но их мысли.

 Под страхом расплаты за грехи земные люди пытались как можно меньше «грешить», т.е.  меньше есть, хорошо одеваться, совершенно не думать о любви. Грех утаить было практически невозможно: для этого существовали исповеди и соседи, которые ревностно «охраняли» жизнь средневекового человека.

   Многие произведения Дж. Боккаччо наполнены мыслями о том, чем больше человек пытается утаить свой грех, тем боле жесткое наказание ждет его в мире ином. Поэтому каждый средневековый человек ставил перед собой только одну цель: быть как можно менее грешным.

 Перу У. Шекспира принадлежит множество великих произведений, но именно трагедия «Ромео и Джульетта» является первой в этом ряду.  Сюжет для своей трагедии драматург позаимствовал из поэмы Артура Брука, которая имела точно такое же название. Но У. Шекспира насыщает ее совершенно иной проблематикой и создает уникальное произведение.

     Невозможно опровергнуть тот факт, что все великие произведения черпали сюжет из обычной жизни. По этому поводу замечательно сказал сам драматург, когда утверждал, что вся наша жизнь, театр, а мы в не актеры.

   Но, к сожалению, эта задача под силу не каждому. Только люди, наделанные необычайным талантом, могут разглядеть в простой бытовой сцене сюжет, перед которым преклонится весь мир: именно тогда и рождается вещь уникальная, оригинальная, не кем неповторимая. Одним словом, бессмертное творение.

    Конечно, сам собой рождается вопрос: чем же привлекателен этот сюжет, почему он волнует душу, и леденит кровь? Ответ самый простой: любовь. Именно она поднимала на подвиги средневековых рыцарей, именно она заставляла создавать великолепные произведения искусства, имеемо она увековечивала имена возлюбленных. Давайте вспомним Беаттриче, Лауру, Фьяметту.

    У. Шекспир тоже рисует наивную, чистою, порой неземную любовь. Просто шекспировские герои вступили в ту прекрасную пору, когда невозможно фальшивить, играть своими чувствами, притворяться. Однозначно можно утверждать, что такое светлое чувство не могло появиться на свет в темные, мрачные времена средневековья. Тогда церковь вовсе не говорила о любви. Это был грех. Все религиозные догмы препятствовали воспеванию этого чувства.

     Драматург изображает первую любовь, именно она в сознании любого человека сравнима с солнечными искорками, которые потом могут перерасти в большое пламя. Именно такая любовь наполняет жизнь юных героев трагедии. Их монологи всегда одухотворены, поэтичны и наполнены гордостью за способность любить. 

    Своеобразие данной трагедии заключается, в первую очередь, в том, что любовный конфликт развивается на фон других двух не мене важных: политическом и социальном. С одно стороны мы видим ростки совершенно новой жизни, а с другой – в воздухе витает мрачный дух уходящей эпохи.  Это раньше причиной гибели, как правило, являлась не разделанная любовь.

В данной трагедии Шекспира все иначе: Ромео и Джульетта любят друг друга и доверяют в этом чувстве безгранично. Причина в средневековой морали, которая проповедует бессмысленную вражду кланов. Враждующие семейства веками с тупой ненавистью истребляли друг друга. Где, вы скажите логика? Она перекрывалась фанатизмом. Мы может учреждать, что навряд ли эти семейства по-настоящему испытывали ненависть. Причина была в другом: обычаи, традиции, слепое поклонение церковной догме. Все вместе взятое и приводит юных героев к гибели.

   Всем ходом трагедии У. Шекспир доказывает нелепость подобных ситуаций. Ромео и Джульетта попали в плен эпохи, которая не способная была принять и одобрить эти светлые чувства. Хотя каждый понимал, что средневековье с ее жестокостью и мракобесием уходит в прошлое, что на смену приходит новое время. Старый мир становится довольно шатким.

    Разве существуют в мире силы, которые могут сразиться с искренней любовью?  Вы скажите: догмы? Нет, мы склонны утверждать, что они не смогут омертвить большую и светлую любовь, им не под силу сделать эту любовь неискренней и эгоистичной.

       Именно характер человека, способного любить, воспевает У. Шекспир в данной трагедии. Да, Ромео очень юн, но он чувствует себя свободным человеком, человеком, способным отвечать за свои поступки.  Именно эта свобода и позволяет ему пойти не только наперекор родителям, но церковным догмам. Тем более у него есть очень надежная опора – это его друг Меркуцио. Этих героев сближает очень многое, но еще большее их рознит. У них одинаковое мировоззрение, одинаковое социальное положение, у обоих довольно легкий характер. Но после того, как он увидел Джульетту, он довольно сильно меняется.

Из романтического мальчика, порой даже наивного, он превращается в человека мужественного, сильного, упрямого, в самом хорошем смысле этого слова, который способен отвечать за свои поступки. Даже смерть не страшит его: просто жизнь без любимой для него не имеет смысла, и он сознательно идет на смерть. 

  Можно ли говорить о том, что эти юные герои так уж отличаются от своих сверстников? Мы склонны думать, что нет. Просто их окрыляет любовь. Ведь каждый из нас в глубине души ждет ее появления, но в трагедии показана любовь, которая основывается не только на физической близости, но и на желании быть нужным, необходимым, а порой отдать свою жизнь во имя этой любви.

 

 

×
×