Изучение развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе игры в шахматы

Автор: Кривошапкина Сахаяна Владимировна

Интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе. Важно не только, какими знаниями владеет ребенок при поступлении в школу, но и готов ли он к их получению, умению рассуждать, делать выводы, системно мыслить, понимать происходящие закономерности.

Интеллект — это относительно самостоятельная, динамическая структура познавательных свойств личности, возникающая на основе наследственно закрепленных анатомо-физиологических особенностей мозга и нервной системы, во взаимосвязи с ними формирующаяся и проявляющаяся  в деятельности, обусловленной культурно-историческими условиями, и преимущественно обеспечивающая адекватное                   взаимодействие с окружающей действительностью, ее направленное преобразование [22, с. 12].

Интеллектуальные  способности –это  те  психологические  качества, которые определяют лёгкости быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач[19, с. 20].

Под понятием интеллектуальные способности М.А. Холодная понимает свойства интеллекта, характеризующие успешность интеллектуальной деятельности в тех или иных конкретных ситуациях с точки зрения скорости и правильности переработки информации в условиях задач, разнообразия и оригинальности идей, темпа и качества обучаемости, выраженности индивидуализированных способов познания[17, с. 10].

М.А. Холодная вводит вид способностей– интеллектуальные стили. Но данный вид способностей в дошкольном возрасте не достаточно организован, он только начинает обозначаться при условии высокого уровня интеллектуального развития [16, с. 54]. Интеллектуальные способности находят отражение в умении анализировать, сравнивать, обобщать, сопоставлять, синтезировать, проявляются в особенностях развития речи ребенка, внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления. Развитие интеллектуальных способностей и ментального опыта тесно связанос воспитанием определенных личностных качеств. Условноих можно разделить на 4 группы: познавательные: инициативность, любознательность, самостоятельность.

Самооценочные: уверенность в себе, чувство интеллектуальной состоятельности.

Коммуникативные: доброжелательность, умение учитывать точку зрения другого человека, критичность в оценке «бесспорных» истин, способность к интеллектуальному диалогу.

Эмоциональные: характеризуют отношение к жизненным явлениям, окружающей действительности, искусству, творчеству, познанию, интеллектуальной деятельности. Воспитание выше перечисленных личностных качеств – условия развития интеллекта. Развитый интеллект способствует формированию данных качеств личности. Эту взаимосвязь можно отобразить следующим образом: личностные качества субъекта; интеллектуальное развитие [3, с. 48].

Единого понимания и структуры интеллекта нет. Первая попытка выявить его структуру была сделана Ч. Спирменом. Он предложил трехфакторную теорию интеллекта. Первый фактор – генеральный (g-фактор), второй – множество специфических факторов (s-фактор), третий – промежуточный (групповой), не столь универсальный, как g-фактор, но и не столь специфичный, как s-фактор. Спирмен, таким образом, наметил подход к изучению интеллекта как совокупности отдельных способностей, но не рядоположных, а образующих иерархичную систему.

Признавая научную значимость концепции Спирмена, К.М. Гуревич вместе с тем подчеркивает и ее ограниченность, вытекающую в первую очередь из особенностей факторного анализа как метода выявления взаимосвязей психических явлений [3, с. 52].

А.В. Сунцова, С.В. Курдюкова указывали: «Интеллект – это общая способность индивидуума осознанно настраивать свое мышление на требования, которые возникают. Это общая умственная приспособляемость к новым задачам и условиям действительности». Н.С. Лейтес об этом понятии размышлял так: «Интеллектуальное развитие – это развитие логического мышления и речи». В.Д. Поклонская об этом писал следующее: «Интеллект эквивалентен общей одаренности личности, представляя собой совокупность общих умственных способностей» [23, c. 28].

Итак, интеллектуальное развитие — это и уровень, и процесс познавательной деятельности подрастающего человека во всех ее проявлениях: способностях, познавательных процессах, знаниях и др. Оно осуществляется в результате воздействия на дошкольника среды и обстоятельств жизни. Значение присуще и наследственному фонду задатков. Но в интеллектуальном развитии определяющая, ведущая роль отводится систематическому интеллектуальному воспитанию. Как указывают Т.П. Афанасьева, Г.П. Новикова, И.А. Елисеева, оно включает целенаправленное психолого-педагогическое воздействие, организацию и руководство процессом освоения знаний и управление процессом формирования системы познавательных способностей и интеллектуальных действий [17, c. 20].

Дошкольный возраст  —  начало сензитивного периода развития знаково-символической функции сознания, которая является одной из составляющих логического мышления, это важный этап для умственного развития в целом [26, с.10].

Высоко оценивая значение игры, В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [21, с. 55].

Игра — основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается. В настоящее время существует огромное количество развивающих игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребёнка. Прежде чем говорить о развитии дидактических игр, следует напомнить, что понятие «развитие интеллекта» включает в себя развитие памяти, восприятия, мышления, т.е. всех умственных способностей. Сконцентрировав своё внимание лишь на одном показателе, нельзя говорить о развитии детского интеллекта в целом. Нелишне заметить, что проводить развивающие дидактические игры лучше с группой детей, так как именно коллективные игры способны гораздо лучше развить интеллектуальные способности.

Исследованиями психологов З.А. Зак, А.Н. Поливанова, С.С. Степанова подтверждено, что в игре у детей складывается символическая (знаковая) функция сознания, состоящая в использовании вместо реальных предметов их заменителей. Действительно, именно в игровой ситуации ребёнок начинает использовать предметные (кубик вместо мыла, стул вместо автомобиля) и ролевые замещения. И это начало пути, ведущего к усвоению и использованию всего богатства человеческой культуры, закреплённой и передающейся из поколения в поколение в виде таких систем знаков, как устная и письменная речь, математическая символика, нотные записи и т.п. Использование внешних реальных заместителей переходит в использование заместителей внутренних, образных, а это перестраивает все психические процессы ребёнка, позволяет ему строить в уме представления о предметах и явлениях действительности и применять их при решении разнообразных умственных задач. Наиболее типичная для детей дошкольного возраста форма таких представлений — построение и использование наглядных моделей (типа схемы, плана, чертежа) [16, с.60]. Исследования, выполненные в лаборатории психологии детей дошкольного возраста НИИ дошкольного воспитания АПН России, показали, что способность к наглядному пространственному моделированию является одной из важнейших интеллектуальных способностей, складывающихся в дошкольном детстве. Уровень её развития в значительной степени определяет общий уровень интеллектуального развития ребёнка. Способность к наглядному моделированию обусловлена как раз тем, что сама деятельность детей носит моделирующий характер и что в ней преобладает игра. Вот почему особую ценность для интеллектуального развития ребёнка имеет игровое моделирование действительности.

Именно в игре формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребёнка к младшему школьному возрасту. Игра является и первой школой воли; именно в игре первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться различным требованиям. Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности. Ребёнка окружают игры, развивающие его мысль и приобщающие его к умственному труду. Например, игры из серии: «Логические кубики», «Уголки», «Составь куб» и другие; из серии: «Кубики и цвет», «Сложи узор», «Куб-хамелеон» и другие. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм[11, с. 95].

Шахматы влияют не только на интеллектуальные функции, но и на характер человека в целом. Выдающийся советский психолог Б.Г. Ананьев справедливо подчеркивал: «Шахматы не только состязание умов, но и интеллектуальное соревнование характеров»[1, с. 43]. На развитие самостоятельности и активности личности в процессе шахматной деятельности указывают А. Бинэ, А. Нечаев и другие ученые. Приведем еще одно высказывание Г. Клауса: «…Шахматы – замечательная школа воспитание воли, они требуют самообладания и твердости в отношении самого себя»[13].

Каждый из указанных видов последовательно отрабатывается (с опорой на теорию П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий) в заданиях пяти видов с нарастающей сложностью и различными сочетаниями шахматных фигур[11, с. 99].

Итак, как же организовать такую работу, чтобы она была продуктивна:

Во-первых, для ознакомления детей с шахматной доской (полями, горизонталями, вертикалями, диагоналями, латинскими буквами, цифрами) лучше использовать сказочные истории, такие как, например, в книге «Шахматы для самых маленьких», можно придумать свои истории.

Во-вторых, дети должны превращаться в шахматные фигуры. Для этого вам следует вырезать из картона черного и белого короны, и почаще водружать их на светлые головы деток. Передвигаться они будут по наклеенной в кабинете напольной шахматной доске, а в хорошую погоду можно и на улице краской оформить такую шахматную доску. Детям так будет легче запоминать ход фигур.

В-третьих, изучать шахматную доску следует дозировано, небольшими «порциями». Надо подготовить картонный фрагмент из 4-х, из 6, из 8, из 9 и более полей, а также круглые фишки с изображением шахматных фигур. В книге И.Г. Сухина есть этюды — задачи с использованием таких фрагментов. Так ребята быстрее начнут ориентироваться на шахматной доске.

В-четвертых, конечно же, иметь несколько деревянных шахматных досок с деревянными шахматными фигурами уже для настоящих партий, проведения шахматных турниров[28, с. 25].

Особо ценным в развитии интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста являются применение инновационных, нетрадиционных средств обучения. К ним относятся шахматы.

Неоценима роль шахмат в воспитании сильного характера, усидчивости, настойчивости, привычки к преодолению трудностей, уверенности в себе, выдержки, воли, дружелюбия, взаимопомощи.

Игра в шахматы по праву признана одной из самых интеллектуальных игр, поэтому, прежде всего, она стимулирует мыслительную деятельность детей, способствует их логическому мышлению, развивает пространственное воображение, память и внимание, что очень важно для подготовки к школе.

 

Список литературы:

 

Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. — Т. II. /Б.Г. Ананьев.– М. : Просвещение, 1990.- С. 30-43.

 Барташникова, И.Я. Учись играя: Тренировка интеллекта. Игра и тесты для детей 5-7 лет /И.Я. Барташникова, А.А. Барташников.- М. : Сфера, 2010.- 29 с.

Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема     творчества/Д.Б. Богоявленская.- Ростов н/Д: Феникс, 1993.- С. 48-53.

Боровская, Е.В. Основы искусственного интеллекта /Е.В. Боровская.  М., 2010.- С. 24-30.

Беленок, И.Л. Развитие общих способностей личности: учебное пособие /И.Л.  Беленок, Ю.Д.  Мишина.- Новосибирск, 2005.- 112 с.

Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики /А.В. Белошистая. – М. :Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.- 400 с.

Божович, Л.И.   Личность    и   ее   формирование   в   детском возрасте / Л.И. Божович. — М., 1998.- 45 с.

Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию   умственных способностей у детей школьного возраста /Л.А.  Венгер. М., 1999.- 240 с.               

Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова.- М. : Педагогика-Пресс, 1996.- 136 с.

Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии /Л.С. Выготский. — СПб. : Союз, 1999.- 18 с.

×
×