Автор: Сысоева Елена Федоровна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад сад №7 «Белочка»
Консультация: «Театрализованная деятельность в детском саду в группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ»
Учитель – логопед
Сысоева Е.Ф.
2020 г.
г. Зверево
Работая с детьми с ОНР в группе компенсирующей направленности, зачастую традиционные приемы и методы обучения не позволяют достигнуть поставленных целей и задач. Поставленные звуки очень долго и трудно вводятся в обиходную речь. Очень сложно работать над интонационной выразительностью речи. Эмоциональность, мимика у многих детей развита недостаточно. Дети скованны, зажаты, закрыты для общения. Связная речь формируется с запозданием.
А хотелось бы видеть не только чистое произношение звуков детей с ОВЗ, но чтобы дети в совершенстве владели всеми компонентами речи. Чтобы речь была выразительна, эмоциональна, чтобы ребёнок мог свободно и легко общаться со сверстниками и со взрослыми. Этому, конечно же, способствует театрализованная деятельность. Учитель-логопед создавая ту или иную игровую ситуацию может и закрепить поставленные звуки, отработать те или иные грамматические упражнения, пополнить словарь детей новыми словами, активизировать развитие связной речи. Ребёнок даже не заподозрит, что он чему-то учится, ведь для него это игра.
Учитывая особенности детей с нарушениями речи, мы понимаем как им тяжело даётся каждый шаг на пути к успеху. Поэтому не очень целесообразно вовлекать их сразу в постановки спектаклей, сказок. Этим мы только можем достигнуть обратного эффекта. Ребёнок, столкнувшись с непосильной для него задачей, может наоборот замкнуться. Поэтому важно соблюдать поэтапность в работе с детьми, имеющими нарушения речи.
1 ЭТАП – подготовительный
Здесь мы должны показать, научить средствам выразительности, с помощью которых дети могут показать свои эмоции, а также позволяют более раскрепощено общаться друг с другом. Этот этап хорош ещё тем, что, несмотря на то, что речевые возможности детей на низком уровне, дети могут общаться друг с другом, с окружающим миром, используя весь арсенал выразительных средств (мимика, жесты).
Учителем-логопедом может быть использованы:
-мимическая гимнастика;
-психогимнастические игры;
— игры – пантомимы
-театрализованные этюды.
Эти приемы позволяют ребёнку без слов перевоплощаться в того или иного персонажа или даже неодушевлённый предмет, что расширяет кругозор детей, развивает их внимание, мышление и. как следствие, речь. Мы можем на занятиях или в свободной деятельности детям предложить поиграть в такие игры, как «Угадай, кто это?», «Покажи, какое у тебя настроение?», «Пойми меня без слов» и др.
2 ЭТАП –Использование театрализованных игр на логопедических занятиях и в свободной деятельности
На этом этапе мы ставим перед собой задачи:
Развивать дыхание, динамику, темп, интонацию речи.
Совершенствовать артикуляционный аппарат.
Развивать пальчиковую моторику.
Стимулировать активную речь за счёт расширения словарного запаса.
Формировать диалогическую, эмоционально-насыщенную, выразительную речь.
Работая с детьми с ОВЗ, мы знаем, что часто очень сложно удержать внимание детей, многие дети очень быстро истощаются, теряют интерес к процессу обучения, несмотря на многочисленные приёмы, которые педагоги используют на занятиях (смены видов деятельности, подвижные речевые игры, физминутки) всё равно дети устают и не усваивают предлагаемый материал. А нам надо достигнуть определенные цели, научить, дать знания, умения. Поэтому в занятия можно включать театрализованные игры, которые очень разнообразны.
ВИДЫ ТЕАТРОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ.
ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР
*Способствует развитию речи, внимания, памяти;
*формирует пространственные представления;
*развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений;
* повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.
Стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития
ТЕАТР КАРТИНОК ИЛИ МАГНИТНЫЙ ТЕАТР
Развивают творческие способности;
Содействуют эстетическому воспитанию;
Развивают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности
Действуя с различными картинками, у ребенка развивается мелкая моторика рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи.
КОНУСНЫЙ ТЕАТР, НАСТОЛЬНЫЙ
Помогает учить детей координировать движения рук и глаз;
Сопровождать движения пальцев речью;
Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.
И магнитный и настольный театр, театр картинок можно использовать на занятиях по развитию связной речи. Так при пересказе сказки или составлению рассказа по серии сюжетных картин дети действуя с персонажами легче их запоминают, запоминают последовательность событий. Детям это гораздо интереснее, поскольку они сами становятся создателями той или иной истории.
ТЕАТР НА ПЕРЧАТКЕ
Оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами;
Помогает справиться с переживаниями, страхами;
Перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети
ТЕАТР КУКОЛ БИ-БА-БО
Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя( свою руку) с куклой.
При игре в кукольный театр, используя куклы Би-ба-бо, невозможно играть молча!
Поэтому именно эти куклы часто используют в своей работе логопеды, психологи и педагоги.
Также учителя-логопеды могут в своей работе использовать и другие виды театров (теневой театр, театр ростовых кукол, театр ложек и др.)
3 ЭТАП Инсценировки, драматизации
Игра-драматизация самый «разговорный» вид театрализованной деятельности.
К этому этапу можно приступать тогда, когда большинство детей научилось владеть выразительными средствами языка.
Игра-драматизация оказывает:
Целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов;
Способствует самопознанию и самовыражению личности;
Создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.
Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и развитию речи, как игра-драматизация.
В результате целенаправленного использования театрализованных игр в непосредственной образовательной деятельности, а также во время свободной деятельности, дети приобретают речевые навыки, на основе которых становится возможным построение связных высказываний, развивается мышление, память, воображение. Речь становится эмоциональнее, выразительнее и содержательнее.
Поэтому использование в работе театрализованных игр способствует полноценному развитию всех сторон речи детей.