Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность в детском саду»

Автор: Сысоева Елена Федоровна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад сад №7 «Белочка»

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация: «Театрализованная деятельность                                        в детском саду в группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ»

 

 

 

 

 

 

Учитель – логопед 

Сысоева Е.Ф.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020 г.

г. Зверево

          Работая с детьми с ОНР в группе компенсирующей направленности,  зачастую традиционные приемы и методы обучения не позволяют достигнуть поставленных целей и задач. Поставленные звуки очень долго и трудно вводятся в обиходную речь. Очень сложно работать над интонационной выразительностью речи. Эмоциональность, мимика у многих детей развита недостаточно. Дети скованны, зажаты, закрыты для общения. Связная речь формируется с запозданием.

А хотелось бы видеть не только чистое произношение звуков детей с ОВЗ, но чтобы дети в совершенстве владели всеми компонентами речи. Чтобы речь была выразительна, эмоциональна, чтобы ребёнок мог свободно и легко общаться со сверстниками и со взрослыми. Этому, конечно же, способствует   театрализованная деятельность. Учитель-логопед создавая ту или иную игровую ситуацию  может и закрепить  поставленные звуки, отработать те или иные грамматические упражнения, пополнить  словарь детей новыми словами, активизировать развитие связной речи. Ребёнок даже  не заподозрит, что он чему-то учится, ведь для него это игра.

Учитывая особенности детей с нарушениями речи, мы понимаем как им тяжело даётся каждый шаг на пути к успеху. Поэтому не очень целесообразно вовлекать их сразу в постановки спектаклей, сказок. Этим мы только можем достигнуть обратного эффекта. Ребёнок, столкнувшись с непосильной для него задачей, может наоборот замкнуться. Поэтому важно соблюдать поэтапность в работе с детьми, имеющими нарушения речи.

1 ЭТАП – подготовительный  

Здесь мы должны показать, научить средствам выразительности, с помощью которых дети могут показать свои эмоции,  а также позволяют более раскрепощено общаться друг с другом.  Этот этап хорош ещё тем,  что, несмотря на то, что речевые возможности детей на низком уровне, дети могут общаться  друг с другом, с окружающим миром, используя весь арсенал  выразительных средств (мимика, жесты).

Учителем-логопедом может быть использованы:

-мимическая гимнастика;

-психогимнастические игры;

— игры – пантомимы

-театрализованные этюды.

        Эти  приемы  позволяют  ребёнку без слов перевоплощаться в того или иного  персонажа или даже неодушевлённый предмет, что расширяет кругозор детей, развивает их внимание, мышление и. как следствие,  речь. Мы можем на занятиях или в свободной деятельности детям предложить поиграть в такие игры, как «Угадай, кто это?», «Покажи, какое у тебя настроение?», «Пойми меня без слов» и др.

2 ЭТАП –Использование театрализованных игр на логопедических    занятиях и в свободной деятельности

На этом этапе мы ставим перед собой задачи:

Развивать дыхание, динамику, темп, интонацию речи.

Совершенствовать артикуляционный аппарат.

Развивать  пальчиковую моторику.

Стимулировать активную речь за счёт расширения словарного запаса.

Формировать диалогическую, эмоционально-насыщенную, выразительную речь.

Работая с детьми с ОВЗ, мы знаем, что часто очень сложно удержать внимание детей, многие дети очень быстро истощаются, теряют интерес к процессу обучения, несмотря на многочисленные приёмы, которые педагоги используют на занятиях (смены видов деятельности, подвижные речевые игры, физминутки) всё равно дети  устают и не усваивают предлагаемый материал.  А нам надо достигнуть определенные цели, научить, дать знания, умения. Поэтому в занятия можно включать театрализованные игры, которые очень разнообразны.

 ВИДЫ ТЕАТРОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ.

 ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР

*Способствует развитию речи, внимания, памяти;

*формирует пространственные представления;

*развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений;

* повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.

Стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития

ТЕАТР КАРТИНОК ИЛИ МАГНИТНЫЙ ТЕАТР

Развивают творческие способности;

Содействуют эстетическому воспитанию;

Развивают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности

Действуя с различными картинками, у ребенка развивается мелкая моторика рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи.

КОНУСНЫЙ ТЕАТР, НАСТОЛЬНЫЙ

Помогает учить детей координировать движения рук и глаз;

Сопровождать движения пальцев речью;

Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

И магнитный  и настольный театр, театр картинок можно использовать на занятиях по развитию связной речи. Так при пересказе сказки  или составлению рассказа по серии сюжетных картин дети действуя с персонажами легче их запоминают,  запоминают последовательность событий. Детям это гораздо интереснее, поскольку они сами становятся создателями той или иной истории.

ТЕАТР НА ПЕРЧАТКЕ

Оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами;

Помогает справиться с переживаниями, страхами;

Перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети

ТЕАТР КУКОЛ БИ-БА-БО

Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя( свою руку) с куклой.

При игре в кукольный театр, используя куклы Би-ба-бо, невозможно играть молча!

Поэтому именно эти куклы часто используют в своей работе логопеды, психологи и педагоги.

Также учителя-логопеды могут в своей работе использовать и другие виды театров (теневой театр, театр ростовых кукол, театр ложек и др.)

3 ЭТАП  Инсценировки, драматизации

Игра-драматизация самый «разговорный»  вид    театрализованной    деятельности.

К этому этапу можно приступать тогда, когда большинство детей научилось владеть выразительными средствами языка.

Игра-драматизация оказывает:

Целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов;

Способствует самопознанию и самовыражению личности;

 Создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

 Ни один другой вид театрализованной деятельности  так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и  развитию речи, как игра-драматизация.

В результате целенаправленного  использования театрализованных игр в непосредственной образовательной деятельности, а также во время свободной деятельности, дети приобретают речевые навыки, на основе которых становится возможным построение связных высказываний, развивается мышление, память, воображение. Речь становится  эмоциональнее, выразительнее и содержательнее. 

Поэтому  использование в работе  театрализованных игр  способствует полноценному развитию всех сторон  речи детей.

 

×
×