«Крылья Победы»

Автор: Думенек Марина Алексеевна

«Крылья Победы»

 

Германия напала на СССР, имея существенное качественное превосходство в авиации. В первую очередь это касается летчиков, имевших богатый боевой опыт войны в Европе. За плечами немецких летчиков и командиров полномасштабные кампании с массированным применением авиации: Франция, Польша, Скандинавия, Балканы. В активе советских летчиков всего лишь ограниченные по размаху и масштабам локальные конфликты — советско-финская война и пожалуй, все. Остальные довоенные конфликты слишком малы по размаху и массовости применения войск, чтобы их можно было сравнить с войной в Европе в 1939-1941 годах.

В самом начале войны практически все образцы советской авиации находились на фронте, поэтому и были уничтожены в начале боевых действий, не успев показать себя в воздушных сражениях. Однако такая плачевная ситуация послужила огромным стимулом для разработки и усовершенствования всех классов авиации — советским инженерам приходилось не только восполнять потери, но и разрабатывать новые военные и уже более современные самолеты Советского Союза. В сложившихся критических обстоятельствах дефицита ресурсов и времени, разработчики создали мощную авиацию, которая была способна не только противостоять «Люфтваффе», но даже по многим параметрам превосходила его.

За годы Великой Отечественной войны фронтовая и дальняя авиация совершили более 3-х тысяч боевых вылетов и нанесли противнику большой невосполнимый урон в живой силе и боевой технике.

Ускоренному выпуску новой авиационной техники в сложнейших условиях первого года войны способствовало то, что в предвоенные годы авиационной промышленностью был накоплен серьёзный научно-технический и технологический заделы по аэродинамическому совершенствованию самолётов.

Достижения в области технологии позволили в кратчайшие сроки наладить серийное производство новых высокоскоростных и маневренных  самолётов. Исключительная роль в этом принадлежит ОКБ: С.В. Ильюшина, П.О. Сухого, В.М.  Петлякова, А.С. Яковлева, С.А. Лавочкина, А.И. Микояна и А.Н. Туполева.      

В военных действиях в начале войны принимали участие самолёты И-16, И-153, И-15бис, СБ, ТБ, Су-2, По-2, МиГ-1, МиГ-3, Як-1, одноместные штурмовики Ил-2, а затем двухместные штурмовики Ил-2 и Ил-10, истребители Як-7, Як-9, Як-3, ЛАГГ-3, Ла-5, Ла-7, бомбардировщики Ил-4, Пе-2, Ер-2, Пе-8, Ту-2 и другие самолёты.

Быстрому восполнению потерь лётного и инженерно-технического состава ВВС способствовало то, что накануне Великой Отечественной войны подготовка авиационных кадров осуществлялась в трёх академиях авиационного профиля: Ленинградской военно-воздушной академии, Военно-воздушной инженерной академии им. проф. Н.Е. Жуковского, Военно-воздушной академии командного и штурманского состава, в 78 лётных и 18 технических школах и училищах.

За успешное выполнение боевых заданий командования, проявленные мужество и отвагу свыше 200 тысяч воинов-авиаторов награждены орденами и медалями. 2420 авиаторов получили звание Героя Советского Союза, 65 лётчиков удостоены этого звания дважды, а А.И. Покрышкин и И.Н. Кожедуб – трижды.

Советские военные лётчики за годы войны совершили более 600 воздушных таранов, при этом 34 лётчика дважды таранили вражеские самолёты, А.С. Хлобыстов – трижды, а  Б.И. Ковзан – четырежды. Свыше 500 лётчиков повторили бессмертный подвиг Н.Ф. Гастелло. Орденами СССР были награждены 897 авиасоединений и частей. 708 – получили почётные наименования и 228 – удостоены звания гвардейских.

Советская авиация в годы Великой Отечественной войны покрыла себя неувядаемой славой, которой должны и могут гордиться не только граждане России, но и всех стран, входивших тогда в состав СССР.

 

Поздравляем всех с Днём великой Победы!

 

Материал подготовили:

                       педагоги дополнительного образования

 г. Озёрска Челябинской области

                                                        Думенек Марина Алексеевна

 и Думенек Виктор Львович

 

 

 

×
×