Психологические предпосылки развития музыкального мышления

Автор: Сытина Наталья Викторона

Normal
0

false
false
false

RU
JA
X-NONE

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:8.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:107%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,sans-serif;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:»Times New Roman»;
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;
mso-fareast-language:EN-US;}

Психологические предпосылки развития музыкального мышления

 

Прежде чем рассматривать развитие музыкального мышления, посмотрим, что в психологии понимается под понятием «развитие».

Значение понятия «развитие» первоначально было введено в психологии и понималось следующим образом: последовательность изменений в течение всей продолжительности жизни организма. В первые десятилетия XX в. считалось, что область психологии развития – изучение всей продолжительности жизни, от рождения до смерти. Сегодня отмечается тенденция использовать этот термин более ограниченно. Но поскольку нас интересует развитие познавательного мышления. Рассмотрим понятие «развитие умственное».

Итак, умственное развитие – это сложная динамическая система количественных и качественных изменений, происходящих в интеллектуальной деятельности человека в результате овладения им опытом, соответствующим общественно-историческим условиям, в которых он живёт, возрастным и индивидуальным особенностям его психики. Уровнем умственного развития является совокупность знаний, умений и сформировавшихся при их усвоении умственных действий, свободное оперирование ими в процессе мышления, обеспечивающих усвоение в определённом объёме новых знаний и умений. Информация об уровне умственного развития может быть получена путём проведённых диагностических испытаний с помощью специальных методик.

Мышление человека развивается, его интеллектуальные способности совершенствуются. К этому выводу уже давно пришли психологи в результате наблюдений и применения на практике приёмов развития мышления.

По целому ряду психологических показателей оптимальным для начала педагогического руководства развитием музыкального мышления может быть признан младший школьный возраст. именно для младшего школьного возраста учебная деятельность становится ведущей. В её рамках ребёнок «усваивает основы теоретического сознания и мышления людей. В процессе такого усвоения у младшего школьника возникают главные психологические новообразования – содержательная рефлексия, анализ и планирование, которые определяют существенные качественные изменения, как познавательных процессов ребёнка, так и всей его…личностной сферы».

Новообразования не возникают автоматически, для их формирования необходима соответствующая деятельность. А умение действовать во внутреннем плане (планирование), анализ, самосознание (рефлексия) есть не что иное, как важнейшие компоненты мыслительной деятельности. Для их возникновения необходима стимуляция именно мышления во всех его формах. Следовательно, развитие музыкального мышления на уроках музыки в начальной школе является наиболее адекватной возрасту педагогической задачей.

Можно сказать, что в этом возрасте становится активным весь комплекс «психического строительного материала», необходимый для формирования музыкального мышления: сенсорно-перцептивная активность обеспечивает богатое слуховое восприятие; моторная активность обеспечивает богатое слуховое восприятие; моторная активность позволяет прожить, «отработать» движениями разного типа и уровня метроритмическую и, шире, временную природу музыки,; эмоционально-выразительная активность служит залогом эмоционального переживания музыки; и, наконец, интеллектуально-волевая активность способствует как возникновению внутренней мотивации, так и целеустремлённому «прохождению всего пути» процесса музыкального мышления.

Согласно исследованиям К.В.Тарасовой, именно к семи годам у ребёнка складывается полный комплекс музыкальных способностей.

«Как только мелодическая интонация становилась доступной детям, она направляла их восприятие и определяла интерпретацию, делая их близкими и адекватными. Появление ярко выраженной мелодической ориентации музыкального восприятия – мышления свидетельствовало о новом качественном скачке в его развитии, который произошёл на седьмом году жизни».

Возникая на рубеже дошкольного и школьного периодов, восприятие мелодии существенно меняется обычно за сравнительно короткий срок – младший школьный возраст ребёнка. При ярко выраженной ведущей роли мелодического начала в большинстве произведений школьного репертуара мелодическое восприятие становится не просто одной из важнейших форм интонационного восприятия. Оно «сворачивает» на себя весь выразительный комплекс средств музыкального языка, оказывается структурным проводником процесса музыкального мышления. Поэтому период активного становления мелодического восприятия можно признать наиболее благоприятным для развития и музыкального мышления в целом.

Педагогическое руководство развитием музыкального мышления может опираться на разработанную П.Я.Гальпериным концепцию поэтапного формирования умственных действий. Суть  этой концепции состоит в том, что действия, операции, которые поначалу выполняются под руководством учителя в развёрнутых и наглядных формах, постепенно сокращаются, «свёртываются», подвергаются интериоризации.

В поэтапном формировании умственных действий огромная ответственность лежит на учителе. Она обусловлена природой межличностных отношений: младших школьников отличает доверчивое подчинение авторитету, вера в истинность всего, чему учат. Учитель, как правило, является одним из наиболее значимых для ученика людей, ребёнок принимает ожидания взрослого и старается им соответствовать. В этом возрасте ещё не сложилась и система ценностей. Дети готовы принять чужие ценностные ориентации и активно используют их в отношениях друг с другом, лишь постепенно выделяя из них свои личные ценности. За период младшего школьного возраста происходит их эмоциональное освоение и закрепление в деятельности. Поэтому правильно расставленные педагогом ценностные акценты будут в дальнейшем способствовать более глубокому и адекватному постижению смысла музыкальных произведений.

На внешние стандарты равняется и самовосприятие ребёнка в этом возрасте. Опираясь на эту особенность, можно заложить в качестве нормы такое важное для музыкального мышления качество, как пристальное внимание к самому себе, к своему внутреннему миру.

На 7-м году жизни возникает переживание «Я», своей субъективности, которое является основой для личностно-значимого восприятия музыки и участия личностной рефлексии в процессе музыкального мышления. Эти первые элементы рефлексии собственной психической реальности связаны с прохождением так называемого кризиса детства: разрыва «Я» — реального и «Я» — идеального. И тут личность становится открытой механизму выравнивания себя с миром посредством катарсического переживания искусства.

Конечно, существует и целый ряд показателей негативного свойства, которые необходимо учитывать и по возможности корректировать. Так, неудачи в учебной деятельности и школьной жизни являются наиболее частой причиной психических отклонений в этом возрасте. В этот период возникают всевозможные школьные фобии, развивается скованность. Учитель музыки, как никакой другой может первым заметить эти симптомы и через музыкальную деятельность помочь преодолеть как симптоматическую зажатость, так и внутреннее психическое состояние неуверенности и страха.

Специалисты по возрастной психологии отмечают, что младшему школьнику свойственна большая подвижность эмоциональной сферы, у него в значительной мере сохраняется свойство бурно реагировать на отдельно задевающие его явления. И хотя он начинает более сдержанно выражать свои эмоции, но это не 0значит, что младший школьник хорошо владеет своим поведением. Можно сказать, что на протяжении младшего школьного возраста нарастает организованность в эмоциональном поведении ребёнка. Однако дети сохраняют постоянную потребность в смене эмоциональных состояний.

В ситуации общения младшие школьники испытывают склонность к непосредственному сопереживанию, эмоциональной идентификации. Но диапазон эмоциональной восприимчивости и сферы переживания ребёнка этого возраста ограничен. Ряд эмоциональных состояний и переживаний людей ему не интересен, недоступен не только для переживания, но и для понимания. При большой мобильности, переключаемости эмоциональных процессов с одного полюса на другой они сводятся к крайним и определённым проявлениям. Нюансы и оттенки так же, как и переходные состояния, даются детям с большим трудом. При этом негативная эмоциональная сфера оказывается более разнообразной и детализированной, чем положительная.

К этому следует ещё добавить разрозненный, неорганизованный музыкальный опыт и преобладание роли зрелищно-событийных впечатлений по отношению к слуху, чтобы констатировать достаточно сложную ситуацию эмоционально-психологического опыта, от которой приходится отталкиваться педагогу в развитии личностно значимого музыкального мышления.

 

×
×