«Развитие учебной мотивации учащихся при обучении иностранным языкам через использование информационно-коммуникационных технологий»

Автор: Даурова Лена Николаевна

Содержание

 

I.       Важность развития учебной мотивации

II.    Информатизация образования

III.  Использование компьютерных презентаций на уроках гуманитарного цикла

Заключение

 

Список используемой литературы

 

Начать свой доклад я хотела бы строчками из стихотворения поэта Эдуарда Асанова, которые, как мне кажется, отражают  важность развития мотивации учащихся.

В любых делах при максимуме сложностей
Подход к проблеме все-таки один:
Желанье — это множество возможностей,
А нежеланье — множество причин.

Э. Асадов

 

Расценивая мотивацию как важнейшую пружину процесса овладения иностранным языком, обеспечивающую его результативность, учитель должен иметь в виду следующее: мотивация — сторона субъективного мира ученика, она определяется его собственными побуждениями и представлениями, осознаваемыми им потребностями. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Я могу лишь опосредованно повлиять на неё, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у учащихся возникает личная заинтересованность в работе. Ученик только тогда станет субъектом учебно-воспитательного процесса, когда деятельность на уроке приобретёт личностно-значимый смысл.

Поэтому важную роль в организации обучения играет деятельностный подход. Это требование нового стандарта и новой идеологии образования. Как нельзя научиться плавать, не входя в воду, невозможно, например выучить немецкий язык, изучая его только по учебникам, не погружаясь в языковую среду!

(Деятельностный подход – это специально организованный учителем процесс организации самостоятельной работы школьника по овладению различными видами деятельности.

Главный признак деятельностного подхода  — наличие проблемно-ценностного общения.)

II.

Большую роль в развитии мотивационной сферы учащихся играет использование информационно-коммуникационных технологий.

Информатизация образования — это процесс интеграции и систематического использования технических и материальных ресурсов, идей, научно-методических материалов с целью повышения эффективности обучения и управления.

Для облегчения и улучшения процесса обучения, повышения уровня подготовки учащихся используются компьютер, компакт-диски, веб-сайты, ЦОР (цифровой образовательный ресурс – продукт, используемый в образовательных целях, для воспроизведения которого нужен компьютер), интерактивные модели, электронная почта и др.

Информационно-коммуникационным технологиям в образовании свойственны пять основных функций: обучающая, развивающая, воспитывающая, познавательная и мотивирующая.

«Обучающая функция: изучение и закрепление нового материала; проведение лабораторных работ или практикумов; иллюстрирование объяснения нового материала; самообразование; контроль.

Развивающая функция: развитие умственных операций: анализа, синтеза, абстрагирования и др.; развитие приемов умственной деятельности поискового характера; развитие творческих способностей и др.

Воспитывающая функция: воспитание личностных качеств школьников; воспитание моральных качеств личности; воспитание чувства прекрасного и др.

Познавательная функция: ознакомление с разными точками зрения на изучаемую проблему; возможность совместной работы с другими людьми; установление коммуникационных связей; получение информации и др.

Мотивирующая функция: увлекательность, занимательность, интересность ИКТ; обоснование полезности и необходимости изучения того или иного теоретического материала через жизненный или адаптированный сюжет и др.» [14, с. 67].

Информационно-коммуникационные технологии помогают:

• привлекать пассивных слушателей;

• делать занятия более наглядными;

• обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают учащимся проявлять их творческие способности;

• приучать учащихся к самостоятельной работе с материалом;

• обеспечивать моментальную обратную связь;

• повышать интенсивность учебного процесса;

• воспитывать терпимость, восприимчивость к разнообразию культур и духовного опыта других народов;

• активизировать познавательную активность учащихся, а, следовательно, желание изучать предмет;

• объективно оценивать действия учащихся;

• накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса;

• реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;

• дисциплинировать самого учителя, формировать его интерес к работе. (Изменяется  содержание деятельности преподавателя; преподаватель перестает быть просто «репродуктором» знаний, становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой — требует высокого уровня технологической и методической подготовленности.)

Использование ИКТ позволяет :

1.сделать содержание курса нестандартным и привлекательным для ученика (сюжетное построение учебника, использование интересного и познавательного материала, отбор лексики, наличие игр, стихов и песен).

2.обеспечить посильность усвоения учебного материала для учащихся разного уровня подготовки.

3.давать разноуровневые задания, задания для групповой работы, проекты.

4.обеспечить повторение и ротацию ранее пройденного материала на фоне новизны видов деятельности.

5.снабдить курс необходимыми справочными материалами.

Таким образом, использование ИКТ на уроках предметов гуманитарного цикла, сотрудничество учителей и учащихся способствуют повышению мотивации учащихся к обучению, организации атмосферы свободного развития каждого ребёнка, сопровождаемой радостью и высоким уровнем познавательной активности учащегося.

III.

 

Презентации можно использовать и на начальном этапе обучения и на продвинутом.

Применение компьютерных презентаций в учебном процессе позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала учащимися и проводить занятия на качественно новом уровне, используя вместо аудиторной доски проецирование слайд-фильмов с экрана компьютера на большой настенный экран.

 

Компьютерные презентации позволяют:

·         акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации;

·         создавать наглядные эффектные образцы в виде иллюстраций, схем, диаграмм, графических композиций и т. п.;

·         воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную и в некоторых случаях моторную.

Обладая такой возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности обучающихся. Усиление интерактивности приводит к более интенсивному участию в процессе обучения самого обучаемого , что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала.

 

Существующие на рынке программного обеспечения средства построения презентаций позволяют без программирования в короткий срок создавать, и при необходимости изменять, компьютерные презентации. Одна из самых эффективных программ для создания презентаций – Microsoft Power Point. Она позволяет учителю в короткие сроки создавать собственные презентации.

 

Например, если раньше приходилось вырезать и приклеивать картинки на доску, то сейчас с помощью Интернет можно найти картинки и рисунки и сразу вставить на слайд. Если картинок много, то оформить несколько слайдов. Детям очень нравятся презентации.

Создание презентаций требует творческого подхода со стороны учителя и просто знания компьютера, большой предварительной работы:

·         создание слайдов, каждый из которых должен логически вписаться в структуру урока,

·         подбор необходимого раздаточного и дидактического материала.

 

Презентация проходит красной нитью через весь урок, делает его ярким, образным, наглядным, запоминающимся, эмоциональным. Создание уроков-презентаций является творческим стимулом для учителя. Презентации помогают удовлетворить творческие амбиции учителей и пополняют базу методических разработок уроков.

 

 

Заключение

 

Что касается УМК, по которому мы занимаемся, он сам уже содержит много заданий на поиск информации учащимися в Интернете, например,- найти информацию о том или ином спортсмене немецко-говорящих стран, дается речевое упражнение на правильность построения предложения с датами рождения подчас неизвестных для учащихся композиторов, писателей, поэтов Германии и без поиска информации по этим датам рождения без Интеренета не обойтись. Учащиеся, таким образом, расширяют свой кругозор. Практически ни один открытый урок я не делала без презентаций и не было ни одной презентации, которую я не сделала бы сама. Был опыт создания презентации вместе со своими учениками и за эту внеурочную деятельность ещё в самом начале моей работы мы получили грамоту за лучшую презентацию. Был опыт создания учащимися собственных презентаций в качестве проектов. Что касается метода проектов, то он реализует творческий подход к уроку со стороны учащихся и дает возможность проявить себя и получить положительную оценку даже ученикам с низкой успеваемостью, что позволяет повысить мотивацию учеников к учебе. Уже является известным фактом то, что чрезмерная психологическая напряженность учебного процесса, низкие оценки не мотивируют учащихся, а наоборот снижают мотивацию к тому или иному предмету. Использование ИКТ на уроках позволяет сделать его более насыщенным, ярким, добавить эмоции и повысить мотивацию, а следовательно и успеваемость детей, результативность их знаний, что в свою очередь и является целью учителя.

 

 Используемая литература

1.      Напольских Н.Б. Повышение уровня мотивации учащихся к изучению немецкого языка деятельностными приемами https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/644669/

2.      Шкильменская Н. А. Основные функции современных информационно-коммуникационных технологий в условиях гуманитаризации образования. URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-funktsii-sovremennyh-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-v-usloviyahgumanitarizatsii-obrazovaniya#ixzz41YCR06IU

3.      https://infourok.ru/ispolzovanie-kompyuternih-prezentaciy-na-urokah-angliyskogo-yazika-296528.html

  1. Петрова Л.П. Использование компьютеров на уроке иностранного языка — потребность времени //Иностранные языки в школе.-2005.-№5.-С.57-60

5.      Соломахина И.А. Мультимедийные средства в обучении иностранным языкам //Школьные технологии.-2004.-№5.-С.198-202.

×
×