От проекта «Мобильная суббота» к новому качеству образования

Автор: Янина Любовь Георгиевна

Normal
0

false
false
false

RU
X-NONE
X-NONE

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:»Times New Roman»,»serif»;}

                              Янина Л.Г.,

учитель начальных классов

МАОУ  «Городская гимназия № 1»

г. Усть-Илимска

Иркутской области,

автор и руководитель проекта «Мобильная суббота»

 

 

  От проекта «Мобильная суббота» к новому качеству образования

 

         Проект «Мобильная суббота» — инновационный механизм создания современного образовательного пространства, представляющий собой единство субъектов образовательного процесса, направленный на новое качество образования.

       Ведущая идея  проекта: от исследовательской деятельности  — к новому образовательному результату.

         Реализация данного проекта поможет:

— повысить качество образования в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

разработать систему заданий, направленных  на формирование универсальных учебных действий;

— формировать универсальные учебные действия обучающихся посредством расширения образовательного пространства.

На современном этапе общество и государство ставит перед образованием новые цели, а именно: в ходе образовательного процесса современный человек должен не столько накапливать багаж знаний и умений, сколько приобретать способность самостоятельно и совместно с другими людьми ставить осмысленные цели, выстраивать ситуации самообразования, искать и продуцировать средства и способы решения проблем, т.е. становиться на деле самостоятельным,  инициативным и креативным. Поставленные государством образовательные задачи требуют радикальных перемен в организации учебного процесса нашего учреждения. Важен новый взгляд на содержание и способы образования обучающихся.

Согласно текущим тенденциям, актуальны слова русского педагога В. П. Вахтерова: «Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать и кто умеет добывать эти знания».

Образованный человек в современном обществе – это человек, не столько вооруженный знаниями, сколько умеющий добывать знания.

В настоящее время широко обсуждаются результаты международных исследований, в частности исследования PISA. Результаты мониторинга, представленные Г.С. Ковалевой, научным руководителем Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования, свидетельствуют, что младшие школьники успешно справляются с заданиями, проверяющими ЗУНы, но выполняют на достаточно низком уровне задания, которые зависят от уровня  сформированности отдельных компонентов учебной деятельности. Основные причины: неумение пользоваться инструкцией, неумение принять и удерживать учебную задачу, неумение объяснять решение, неумение извлекать и использовать информацию.

Решить современные педагогические задачи в связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов,  получить новые качества личности младшего школьника в рамках отдельных учебных дисциплин с использованием только классно-урочной системы при организации образовательного процесса достаточно сложно. Поэтому необходимы новые способы и формы организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов.

В связи с вопросом «Как можно организовать образовательный процесс, чтобы получить новый результат?» мною разработан инновационный проект, который называется «Мобильная суббота». «Мобильный», согласно словарю  С.И. Ожегова,  подвижный, способный к быстрому передвижению; способный быстро действовать, принимать решения. «Суббота» — свободный день недели, когда ребенок совместно с родителями, в удобное время,  выполняет задания, предлагаемые учителем.

Таким образом, в субботу учащийся получает знания в ресурсных центрах города. Руководителем для обучающихся является учитель  в роли тьютора,  консультантом — родители и специалисты  ресурсных центров города Усть-Илимска.

Ключевые слова «мобильное образование», «мобильный ученик», «мобильный учитель», «мобильные родители» рассматриваются  как принципиально новая философия обучения.

         Для формирования универсальных учебных действий и личностного развития обучающихся большое значение имеет образовательное пространство, направленное на  новое качество образования. Поэтому к реализации    проекта  привлекаются все участники образовательного процесса:  обучающиеся гимназии 1-4 классов, родители, педагогический коллектив, сотрудники ресурсных центров города.

Проект «Мобильная суббота» является эффективным средством реализации ФГОС НОО. Данный проект направлен на формирование универсальных учебных действий обучающихся на уровне начального общего образования. В проекте «Мобильная суббота» проектная деятельность выступает как основная форма организации  образовательного процесса школьников.

 Известно, что проектная деятельность свое центральное место занимает в основной школе, поэтому в начальной школе предполагаются ее прообразы в виде творческих заданий, маленьких исследований.

 В основе проекта «Мобильная суббота» лежит модульный подход.   Мною разработаны модули, блоки, маршрутные листы. На  параллели 1-4 классов проект реализуется через образовательные междисциплинарные модули: 1 модуль «Маленькая дверь в большой мир», 2 модуль «Прекрасное и удивительное в природе», 3 модуль «Прекрасное и удивительное в человеке». Для детей, отдыхающих за пределами города, разработан пятый модуль  «Семейный отдых. Путешествие в дальние страны». Каждый модуль включает 1-3 блока. Темы блоков отражают темы маршрутных листов.

Темы маршрутных листов

I модуль «Маленькая дверь в большой мир»

I блок

«Все дороги ведут к чтению»

II блок

«Сергей Есенин – великий русский поэт»

II модуль   «Прекрасное и удивительное в природе»

I блок

«Царство подводного мира»

II блок

«Удивительный мир животных»

III блок

«Ангара – сибирская таежная река»

I блок

«Птицы – наши друзья»

II блок

«Удивительные заповедники России»

III модуль «Прекрасное и удивительное в человеке»

I блок

«Подвигу народа жить в веках»

II блок

«Юрий Гагарин – первый человек в космосе»

III блок

«Я в гости к Пушкину спешу»

IV модуль  «Семейный отдых. Путешествие в дальние страны»

I блок

«Мое путешествие в Турцию»

II блок

«Мое путешествие в Таиланд»

 

Территорией обучения в рамках реализации проекта «Мобильная суббота» являются ресурсные центры города Усть-Илимска: детская библиотека «Родничок», картинная галерея, краеведческий музей, ДК им. И.И. Наймушина, школа искусств №1, конно-спортивная школа «ОлимБиКо», конный клуб «Мустанг», приют для бездомных животных «Хатико». Образовательная деятельность с ресурсными центрами города Усть-Илимска осуществляется на основании договора. Детям предлагается посетить вышеназванные объекты города, побеседовать со специалистами, взять интервью, найти информацию в Интернете. Работа в ресурсных центрах города гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков.

Технологическим средством обучения являются Маршрутные листы, разработанные с учетом программы по  предметам  начального образования. Маршрутные листы задают каждому учащемуся алгоритм работы. Учитель предлагает обучающимся осуществить самостоятельный поиск необходимого материала на основе использования различных современных носителей информации.

        Маршрутные листы включают задания, отвечающие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

 2 класс, I модуль  «Прекрасное и удивительное в природе», I блок «Царство подводного мира». Представляю задания  Маршрутного листа «Царство подводного мира».

Задание 3. Посетите краеведческий музей (зоологический зал). Внимательно рассмотрите рыбу. Какая рыба привлекла ваше внимание, может быть, поразила вас? Чем? В чем ее особенность?

Задание 4. Совершите путешествие в библиотеку. Внимательно рассмотрите иллюстрации с изображением рыб в детской энциклопедии о животных  или справочных материалах. Запишите в таблицу примеры речных и морских рыб (по две рыбы). Придумайте клички рыбам и запишите. Нарисуйте рыб.

Задание 5. Представьте, что руководство гимназии вам поручило разместить на первом этаже аквариум. Каких бы рыб вы поместили в этот аквариум? Заселите аквариум. Нарисуйте рыб и подпишите, как называется каждая рыба. Придумайте название вашему аквариуму.

Задание 6. Проведите маленькое исследование. Для этого посетите магазин, в котором продают рыбу. Запишите виды рыб и цену за 1 килограмм. Заполните таблицу.

Название рыбы

Цена за 1 кг

 

 

Побеседуйте с продавцом и выясните, какую рыбу покупают чаще всего жители нашего города. Ответ запишите здесь.

Жители 

нашего города

предпочитают:

1.

2.

3.

 

Проконсультируйтесь у специалиста, почему человек должен употреблять в пищу рыбу. Договоритесь о встрече со специалистом, подготовьте вопросы, поблагодарите за беседу. Ответы запишите в таблицу.

Специалист №1.  

Богомол Лариса Анатольевна, заведующая производством столовой городской гимназии №1

Вопрос

Ответ специалиста

 

 

 

 

Специалист №2.

Татарникова Елена Юрьевна, заместитель заведующей аптеки ООО «Аптека+» по адресу ул. Наймушина, д. 6

Вопрос

Ответ специалиста

 

 

 

 

Специалист №3.

Кононыхина Вера Борисовна, детский врач-педиатр городской детской больницы

Вопрос

Ответ специалиста

 

 

 

 

Задание 7. Составьте и запишите текст задачи про покупку рыбы  на увеличение или уменьшение единиц. Запишите условие, вопрос, решение и ответ задачи.

После выполнения заданий  ребенок обобщает результаты своей работы, представляет продукт исследования (видеоклип, выставка, газета или журнал, игра, карта, макет или модель, сказка или сценарий праздника, поделка или рисунок) и предъявляет его общественной экспертизе (Приложения 4, 5, 8).

       Для детей и родителей мною разработаны: инструкции, памятки «Алгоритм компьютерного поиска», «Как работать в библиотеке», «Как быстро просмотреть книгу», «Как оформить мини-исследование», «Как защитить работу», «Как составить план своих действий», «Алгоритм посещения музея».

Ресурсные центры города не могут заменить гимназию в обучении, но могут существенно дополнить ее образовательный эффект, так как это является иным способом достижения новых образовательных результатов в связи с  введением ФГОС НОО.

Проект «Мобильная суббота» успешно решает современные задачи образования: формирует у гимназистов  умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, способствует более высокому уровню усвоения программного материала начальной школы.

 

Полученные результаты в рамках реализации проекта «Мобильная суббота»                      обучающихся 4 класса

 

1. В процессе проектной деятельности у ребенка формируются рефлексивные, поисковые, коммуникативные, презентационные умения.

Промежуточные результаты, которые получены на основе сочинения на рефлексивную тему «Я – исследователь».

Результаты свидетельствуют: рефлексивные умения — 56% обучающихся имеют базовый уровень,  36% — повышенный уровень, высокий – 9% детей; поисковые умения – 53% обучающихся имеют базовый уровень,  32% — повышенный уровень,  высокий – 15% детей;  коммуникативные умения – 58% обучающихся имеют базовый уровень,  31% — повышенный уровень,  высокий – 11% детей; презентационные  умения – 43% обучающихся имеют базовый уровень,  50% — повышенный уровень,  высокий – 7% детей. Анализ данных свидетельствует о том, что у 40-50% детей универсальные учебные действия сформированы на достаточно хорошем уровне.

2. Разработан мониторинг  по отслеживанию комплексных результатов обучающихся 1-4 классов по направлениям: личностные результаты, метапредметные УУД (познавательные результаты,   коммуникативные результаты, регулятивные результаты), предметные результаты.

Личностные результаты (исследование эмоционального состояния обучающихся): 95% обучающихся не испытывают общей тревоги и страхов, связанных с обучением; учебная тревожность — 83% обучающихся (между учителем и обучающимися конструктивные межличностные и деловые отношения); повышенная тревожность — 5%  (личностная тревожность детей, повышенное чувство ответственности и завышенные требования со стороны родителей).  Результаты свидетельствуют,  что у большинства обучающихся  (90%) адекватная самооценка и сложились конструктивные межличностные отношения (65%). Результаты изучения школьной мотивации  показали, что у 90% учащихся преобладает оптимальный и высокий уровни (50% и 38 %, что свидетельствует о положительном отношении к гимназии, о формировании познавательных интересов к учебной деятельности и принятии нового социального статуса ученика.

Познавательные УУД (исследование словесно-логического мышления): оптимальный уровень — 44%,высокий уровень — 32%, достаточный уровень  – 22%, низкий уровень – 2%.

Регулятивные УУД: сформированы на оптимальном и высоком уровнях. 60%обучающихся, достаточном – 38%, низкий уровень составляет 2%. Данные результаты говорят о том, что большинство обучающихся умеют ставить учебные цели, осуществлять планирование и контроль учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: оптимальный и высокий уровни составляют 65 % обучающихся, достаточный уровень  —  25%, низкий уровень – 10%. Представленные результаты свидетельствуют, что большинство детей умеют слушать и понимать речь других, стремятся к сотрудничеству, умеют  взаимодействовать с одноклассниками, соблюдают простейшие  нормы речевого этикета.

Предметные результаты: при 100% успеваемости качество составляет 69-72%.

3. Сформирована система сетевого взаимодействия  с образовательными организациями,   социумом,   социокультурными организациями. Использование сетевой формы при реализации образовательных программ осуществляется на основании договора гимназии и ресурсных центров города:  «Школа искусств №1», «Центральная детская библиотека», «Картинная галерея», «Краеведческий музей», «ДК им. Наймушина», «Детская спортивная юношеская школа», фонд «Хатико».

4. Увеличилось количество обучающихся,  являющихся участниками, победителями  и призерами конкурсов, марафонов, предметных олимпиад международного, всероссийского и городского уровней с 60% до 79%,

5. Расширение форм социализации и воспитания ребенка осуществляется через  систему ученического самоуправления в рамках деятельности детского социально ориентированного объединения «Капельки солнца», особенностью которого является коммуникационное взаимодействие обучающихся, направленное на самоактуализацию  каждого ребенка.

6. Родители – активные участники  совместной деятельности в созданном образовательном пространстве.

Я считаю, что инновационный проект «Мобильная суббота» соответствует современным образовательным тенденциям.  Данный проект  позволяет создать условия для достижения успешности всеми обучающимися и получить новое качество образования. Формирование личностных, познавательных и регулятивных действий происходит за счет развития коммуникации и общения обучающихся с социальными (учитель, специалисты ресурсных центров) и близкими (родители) взрослыми и сверстниками.

Проект «Мобильная суббота» может быть реализован в любом классе, в любом образовательном учреждении, так как его легко адаптировать к имеющимся условиям. В настоящее время проект «Мобильная суббота» востребован и успешно реализуется в школах города Усть-Илимска

Проект «Мобильная суббота» отмечен дипломом победителя Всероссийского проекта «Школа – лаборатория инноваций», издательство «Эффектико-пресс» и редакция Всероссийского научно-методического журнала «Управление качеством образования: теория и практика», 2014 г.; дипломом лауреата Всероссийского конкурса «Новаторство в образовании -2015», I Всероссийский фестиваль инновационных продуктов, г. Санкт-Петербург.

 

×
×