Актуальность разработки и реализации программ культурологической направленности в дополнительном образовании детей.

Автор: Мурсалова Эльмира Тофик кызы

Э.Т. Мурсалова.

Актуальность разработки и реализации программ культурологической направленности в дополнительном образовании детей.

 На современном этапе развития государства, на фоне экономических и политических изменений, самое время поразмыслить над тем, каким будет общество через несколько десятков лет. Во все времена целью учебно-воспитательного процесса было всестороннее развитие ребенка. Поэтому  и современное образование должно создать условия для раскрытия способностей и талантов каждого индивидуума, чтобы каждый ребенок мог максимально реализовать собственный потенциал. И очевидно, что программы дополнительного образования могут быть востребованными только тогда, когда они являются социально значимыми и личностно-ориентированными. Исходя из этого обоснования, создание и реализация новых программ является перспективным и необходимым условием для развития дополнительного образования.

Данные статистики указывают на положительную динамику развития системы дополнительного образования. В отличие от общего образования, где ведущим остается процесс познания основ базовых наук, определяющим в дополнительном образовании детей является процесс деятельности. А все виды деятельности, составляющие содержание системы дополнительного образования детей, обусловлены (направлены, организованы, регламентированы) культурой. Поэтому не будет противоречием утверждать, что разные элементы системы дополнительного образования детей объединены не просто процессом деятельности, а понятием культуры, который можно определить (согласно Э.С. Маркаряну(1)) как вне биологически выработанный способ человеческой деятельности. Надо сказать, что ряд исследователей предлагали конструировать содержание образования именно на основе культурного опыта человечества. По мнению российских ученых Б. М. Бим-Бада(2) и А. В. Петровского(3), подлежащее усвоению учащимися содержание образования, определяя развитие личности, является частью социально-культурного опыта, отобранного в соответствии с целями и процессуальными аспектами обучения. Культура, как спрессованный опыт тысячелетий, передаваемый и осваиваемый в процессе обучения, включает в себя культуру поведения, общения, чувств, мышления и практической конструктивной деятельности.

Наиболее разработанной и актуальной на сегодняшний день является концепция проектирования содержания образования, предложенная в 60-х гг. XX века педагогами- исследователями И. Я. Лернером, В. В. Краевским, М. Н. Скаткиным. По мнению авторов, «основная глобальная цель обучения состоит в усвоении подрастающим поколением основ культуры, накопленной человеком на протяжении его истории…». Поскольку содержание образования призвано обеспечить усвоение основ культуры, то оно может быть выделено только из ее состава. Следовательно, содержание образования должно состоять из тех же элементов, что и культура в целом».

В этой связи наиболее целесообразным для проектирования содержания разных видов и направлений деятельности в системе дополнительного образования детей следует признать культурологический подход, применение которого позволит объединить разрозненные элементы системы, дополнительного образования по сравнению с общим. Отдельные элементы культурологического подхода уже используются в учебно-воспитательном процессе учреждений дополнительного образования детей. Однако до настоящего времени не разработана общая методология проектирования содержания дополнительного образования детей на основе культурологического подхода, что сдерживает его системное применение на практике. Соответственно, разработка программ культурологического содержания для дополнительного образования детей представляет актуальную задачу.

Такие программы должны предусматривать усвоение учащимися различных видов деятельности, приобретенных человечеством на протяжении его истории и образующих в совокупности содержание культуры. Программы, которые будут удовлетворять индивидуальные потребности учащихся, и способствовать их самореализации, личностному, профессиональному и социальному самоопределению. Автор концепции личностно ориентированного образования культурологического типа Е. В. Бондаревская (4) в одной из своих статей определила культурологический подход, «как видение образования сквозь призму понятия культуры, то есть его понимание как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде, все составляющие которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку — его развитию, самоопределению, самореализации».

Разработка и реализация программ культурологической направленности — это теоретический способ осознания и систематизированного представления о культуре. Эти программы должны быть нацелены на ознакомление учащихся с выдающимися достижениями искусства в различные исторические эпохи и интегрирующей знания по изобразительному искусству, музыке, литературе, истории. Программы могут  не содержать полного перечисления всех явлений мировой культуры, но через отдельные наиболее выдающиеся памятники архитектуры, изобразительного искусства, литературы, музыки, театра, либо творчество одного мастера показывать доминанты эпохи, ее основные художественные цели, знакомить с  уникальностью и неповторимостью разных культур, способствовать развитию духовной личности, расширению кругозора, формированию мировоззренческой позиции учащихся. Важно отметить два фактора: то, что реализация программ культурологической направленности открывает возможности для получения начального этического и эстетического образования и то, что все это происходит на ступени среднего образования профильного уровня, где проявляется его непосредственная связь с задачами профилизации образования и организации довузовской подготовки учащихся.

Итак, программы культурологической направленности позволят учащимся подняться на новый, значительно более высокий уровень приобщения к культуре, воспитать гармонически развитую личность, раскрыть перед учащимися богатство многовековой культуры человечества, помочь прикоснуться к прекрасным образам классического искусства. Другими словами — стремиться к воспитанию детей по «законам красоты», воплощению в реальности формулы Платона: «От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей к красивой жизни — к абсолютной красоте».

 

(1)    Э.С. Маркарян  — спец. по соц. филос. и культурологии; д-р филос. наук, проф. российский педагог, действительный член (академик) Российской академии образования. Доктор педагогических наук, 

(2)    Б. М. Бим-Бад —  Российский педагог, действительный член (академик) Российской академии образования. Доктор педагогических наук, профессор

(3)    А,В, Петровский — Советский и российский психолог, специалист в области истории психологии, социальной психологии и психологии личности. Доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент, действительный член и вице-президент АПН СССР,

(4)    Е.В.Бондаревская — Доктор педагогических наук, профессор, , академик Российской академии образования.

×
×