8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Автор: Наталья Ивановна Бычкова

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Взаимосвязанное развитие речи с другими сторонами психического и моторного развития определяет необходимость широкого применения   хорошо известных реабилитационных технологий в работе с детьми, имеющими ОНР. Так, в структуре логопедических и иных занятий, возможно, использовать стол для механотерапии. Закрепленные на столешнице предметы и устройства позволяют не только вводить в занятия элементы динамических физкультминуток, но и целенаправленно развивать у детей силу мышц верхних и нижних конечностей, мелкую моторику, координацию движений. Детям разного возраста будет интересно выполнять действия, связанные с вращением штурвала, сжиманием и разжиманием пружинок, вкручиванием и выкручиванием предметов и проч. В процессе такой деятельности важно не забывать о необходимости ее речевого сопровождения. Дети с помощью взрослого учатся высказываться.

Направленность на сочетание активно-пассивных форм механотерапии может потребовать использования иных тренажеров типа Tepavital. Будучи построенным на принципе использования биологической обратной связи (БОС), этот тренажер может быть эффективно задействован в коррекционно-развивающем воздействии в том случае, когда у детей с ОНР выявлены нарушения функциональных возможностей верхних и нижних конечностей. Среди подтвержденных результатов такой работы отмечаются: улучшение кровообращения в конечностях, снижение последствий дефицита двигательной активности, тренировка ослабленных мышц, снижение спастики и т.д.

Современные технологические возможности аппаратных методик (типа Tyrosolution) эффективно используются в комплексном воздействии при ОНР в условиях образовательных и лечебно-профилактических организаций. В зависимости от сложности моторного статуса ребенка индивидуальная диагностическая и коррекционная программы могут выполняться с помощью тех или иных комплексов: «Диего» (Diego) – для формирования возможностей функций  верхних конечностей, «Амадео» (Amadeo) – для развития мелкой моторки, «Пабло» (Pablo)-  для коррекции функциональных возможностей плечевого пояса и моторики рук, а также стабилоплатформы «Тимо» (Timo), успешно применяемой при нарушенной моторики верхних и нижних конечностей.

Выполнение таких двигательных тренировок в общем ходе коррекционной работы позволяет преодолеть у детей с ОНР оптико-пространственные нарушения, улучшить их координацию, ориентировку в схеме собственного тела. Это, в свою очередь, улучшает речевые возможности, связанные с пониманием и употреблением речи. Отечественные разработки для такой категории детей типа «Хабилект» (Habilekt) дают аналогичные возможности когнитивно-моторных тренировок. (1).

Для развития мелкой моторики рук детей необходимо ежедневно в свободной и игровой деятельности уделять этому внимание.

Детей 1-2 лет: с началом ходьбы дети начинают осознавать положение и перемещение собственного тела в пространстве. Движения рук выполняются под контролем зрения. В этом возрасте малыши любят дотягиваться до предметов, активно хватают их ладонью, а потом начинают захватывать пальцами. К двум годам ребенок осваивает так называемый пинцетный захват, рисует, держит ложку и кисточку. Вот что ему поможет.

Чистить вареное яйцо. Маленькие дети очень любят складывать и выкладывать предметы. Чтобы развить щипковый, или пинцетный захват, научите малыша чистить вареное яйцо. Кроха может не сразу понять, что от него хотят, но если предложить ему складывать скорлупки в небольшое блюдце, он заинтересуется и начнет с энтузиазмом выполнять нужные действия.

Класть монеты в копилку. Купите открывающуюся копилку. Пусть ребенок вкладывает в щель монеты или пуговицы. Такую игру нужно проводить только в присутствие взрослого, чтобы любознательный непоседа не проглотил мелкие предметы.

Бизиборд. Обучающая игрушка, сделанная по методике знаменитого педагога Марии Монтессори, имеет привлекательный вид и открывает массу возможностей для маленьких ручек. Развивающие игровые центры могут иметь вид коврика, доски, книжки или куба с липучками, шнурками, переключателями, молниями, шнуровкой и тканями разной фактуры.

Доставать из крупы мелкие предметы. Насыпьте в контейнер пшено или рис и положите туда игральные кубики, болтики, монеты и другие небольшие предметы. Ребенку будет интересно «находить» и вынимать их пальцами.

Сортировка мелких предметов: очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного захвата» (захватывал двумя пальчиками – большим и указательным). При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите малышу правильный способ выполнения этого упражнения. Перемешайте в одной коробке два вида бусин (или горох и фасоль; или ракушки и камушки, или пуговицы разной формы и размера) и попросите Вам помочь. Сортировать можно по цвету (если Вы перемешали бусины двух цветов), по форме, по размеру. Сначала малыш сортирует два вида предметов достаточно большого размера. Затем задание усложняется – берутся более мелкие предметы и сортируют их уже на 3-5 групп (например, фасоль в одну коробочку, горох в другую, бусинки в третью, камушки в четвертую, ракушки в пятую).

Сортировка происходит всегда в игре. Например, наша курочка любит горох, а петушок — фасоль. Надо им в мисочки разделить еду. Или одна кукла любит макароны, а другая фасоль. Нужно дать каждой то, что она любит. Сортировка мелких предметов очень важна на третьем году жизни ребенка.

Разминание пластилина: перед лепкой ребенку любого возраста обязательно дайте размять пластилин. Это очень полезное упражнение для развития мелкой моторики. В этом плане обычный отечественный пластилин гораздо полезнее, чем мягкий импортный.

Нанизывание колец на стержень пирамидки (развитие соотносящих движений рук). Сначала малыш учится разбирать игрушку-пирамидку (это легче), а уже потом собирать ее. Обратите внимание – даже самые маленькие дети легко запоминают последовательность цвета в пирамидке и собирают ее просто по памяти, а не по сопоставлению величин. Поэтому если Вы хотите научить их сравнивать величину колец и располагать их от самого большого к самому маленькому последовательно, то Вам нужна пирамидка с кольцами одного цвета!

Пересыпание: пересыпайте с помощью воронки, совка, ложки разные сыпучие вещества из одной посуды в другую. Можно пересыпать песок, крупу, горох, чечевицу. Используйте разную посуду – пересыпать можно в стакан, сосуд с узким горлышком с помощью воронки. Можно пересыпать песок в коробку руками, прятать и искать в песке разные мелкие игрушки.

Игры-шнуровки (пришнуровать яблоко к спине ежика, детали одежды и другие сюжетные шнуровки). Эти игры быстро надоедают малышу. Поэтому лучше, если у Вас будет кукла, у которой ботиночки или одежда завязываются с помощью шнурка. Надевая эту куклу в игре и раздевая ее, малыш будет легко и с удовольствием тренироваться шнуровать.

Упражнения с бумагой — мять – развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния),
— рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны. Получаются полосочки. Эти полоски мы складываем в коробочку и делаем «дождик», высыпая наши полоски из коробки.

Важные советы: предлагая малышу бумагу для этого упражнения, Вы всегда должны ему показать, откуда можно взять бумагу. И должны сами всегда брать бумагу для данной игры только из этой коробки. Иначе малыш поймет, что можно рвать все, что находится вокруг и порвет книжки или еще что-то нужное. Для этого упражнения – всегда свое место. Не давайте рвать старые книги и журналы. Любой игрой мы воспитываем отношение к жизни. А это пример недопустимого обращения с книгой. Кроме того, типографская краска вовсе не полезна для маленьких детей.

Можно давать для этого упражнения старые рулоны обоев.

Вдавливание мелких предметов в пластилин. (бусины, семена, ракушки, мелкие камушки). Так мы можем сделать картины – мозаики на пластилине. А еще можно помочь герою игры – например, сделать «синюю речку» (размазать пластилин по полосе картона) и построить мост через речку (вдавить в пластилин камушки). А потом по этому мостику пройдут игрушки и поблагодарят малыша за помощь.

Волчки. Сначала малыш учится запускать юлу, а затем волчки крупных размеров. И уже после этого дайте малышу волчки маленького размера. Вместо волчка используйте любые другие предметы: кольца пирамидок, шарики, пластиковые миски и т.д. Также полезно и заводить ключиком заводные игрушки.

Разворачивание завернутого в бумагу предмета – сюрприза «Что там?»  Когда малыш развернет бумагу и найдет подарок, поиграет с ним, заверните его снова – спрячьте в другую бумагу. И снова попытайтесь найти. Научите малыша заворачивать – прятать предмет от старшей сестры или брата, папы, бабушки. Пусть они порадуются, когда развернут его сюрприз.

Наполнение бутылки мелкими предметами: в пластиковую бутылку можно опускать фасоль, камешки, шарики. Чтобы это упражнение было результативным, покажите малышу как правильно его выполнять, захватывать мелкие предметы или щепотью или двумя пальцами (большим и указательным) – просто покажите, как Вы захватываете предмет. Придерживать бутылочку одной рукой, а другой рукой брать по одной детали. Очень важно следить за тем, чтобы малыш брал правильно и по одной детали! В конце закройте бутылку крышкой и погремите получившейся погремушкой.

Конструкторы. Очень хорошо развивают мелкую моторику разные конструкторы. Важно иметь дома несколько конструкторов (но обязательно с РАЗНЫМ принципом соединения деталей). Также очень полезно изготовление поделок, работа с глиной.

Нанизывание на шнурок бусин с большими отверстиями. Можно нанизывать и катушки от ниток, кольца для штор, детали конструкторов, бусины из глины или соленого теста, кольца от маленьких пирамидок.

Перелистывание страниц книги по одной: Для этого страницы первой книги должны быть плотными, из картона. Покажите малышу книгу. А на следующую страницу положите картинку – сюрприз. Чтобы ее найти, нужно перелистнуть страничку. Если малышу трудно, то помогите ему, чуть приподняв страничку.

Развязывать и завязывать узелки, бантики, расстегивать и застегивать липучки, пуговицы, кнопки, крючки, молнии, стягивать носки, снимать ботинки и т.д.

Хотя чаще всего в современных семьях задача овладения малышами разных видов застежек решается с помощью развивающей книжки или коврика, но это всего лишь первый этап. Дальше малыш тренируется делать это в жизни, в быту.

На одежде малыша должны быть разные застежки – пуговицы разной формы и размера, кнопки. Нужно учитывать, что гораздо проще застегнуть застежку на коврике или другом человеке, чем на себе.

Ситуация, когда у ребенка на одежде и обуви в течение всего дошкольного возраста только липучки, приводит к тому, что даже второклассники в 8-9 лет не в состоянии одеться сами, если на одежде другой вид застежки, и даже не могут зашнуровать шнурки, переодеваясь на физкультуре! А ведь несамостоятельность ребенка и зависимость от взрослого прямо влияет и на его дальнейшее поведение и успешность в жизни.

Уже в раннем возрасте малыш может сам снимать и надевать шапку, протягивать ручки при надевании свитера, надевать и снимать рукавички и перчатки, стягивать носки, снимать ботинки, просовывать руки в рукава, а ноги в штанины, снимать расстегнутые штанишки, пальто, куртку – и это тоже вклад в развитие мелкой моторики малыша, и очень большой вклад.

Выкладывать фигуры из палочек, разные мозаики.

Открывать и закрывать баночки (раскручивать и закручивать крышки).

Чтобы было интереснее, прячьте вовнутрь сюрприз, заворачивая его в бумагу. А заодно малыш потренируется разворачивать и сворачивать бумагу. Что же спрятано в баночке?

Наматывание — толстой нитки на палочку, на катушку, на клубок и разматывание. Наматывание толстого шнурка на руку – свою или мамину.

 

Список литературы

1.Логопедия. Теория и практика/ под ред. д.п.н. профессора Филичевой Т,Б, — Москва.: Эксмо, 2017.- 341 с.

2.  https://www.kp.ru/edu/doshkolnoe-obrazovanie/razvitie-melkoj-motoriki-u-detej/ 

3.  https://www.defectologiya.pro/zhurnal/22_igryi_dlya_razvitiya_melkoj_motoriki_detej/

×
×