8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Культурные практики в работе с дошкольниками

Автор: Шломина Лариса Алексеевна

Культурные практики предусматривают разные виды деятельности: игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую, коммуникативную практики, чтение художественной литературы (п. 24.19 ФОП ДО). Их содержание не ограничивается искусством. Культурной практикой может быть чтение книг, чаепитие, беседа во время трапезы и даже «маленький разговор» с малознакомыми людьми в магазине или лифте.

Чтение и рассказывание. Чтобы пробудить у детей интерес к художественному тексту, организуйте культурную практику рассказывания и чтение. Первое предшествует второму и подходит для работы с воспитанниками младших групп. Эмоционально и артистично рассказывайте детям народные сказки, используйте жесты и мимику.

Со временем чтение сменяет рассказывание. Через него дети знакомятся с авторским стилем писателей, богатством и красотой русского художественного языка. Важно, чтобы эта практика стала ежедневной традицией и проходила в одно и то же время. Читайте детям, например, после дневной прогулки или перед выходом на вечернюю, после обеда или дневного сна. Подробнее о том, как реализовать эту культурную практику, смотрите в карточке 1.


Самостоятельно выбирайте произведения для чтения детям. Из примерного перечня художественной литературы, который рекомендуют разработчики ФОПДО, надо суммарно использовать не менее 60 процентов литературы, с преобладанием отечественных классических произведений (п. 33.1 ФОП ДО). Желательно дополнить перечень произведениями региональных авторов и теми книгами, которые дети любят и читают дома. Для этого вы можете организовать кроссбукинг в группе и в детском саду.

«Кинозал по пятницам». Среди родителей и педагогов часто бытует мнение, что мультфильмы и кино не несут духовной ценности, а только развлекают. Но кинематограф – неотъемлемая часть отечественной культуры. Она находит отражение в труде гримеров, декораторов, костюмеров и других работников театра и кино. Существует понятие «национальный театр», которое включает традиции актерской игры и режиссуры. Чтобы познакомить детей с этой частью нашей культуры, организуйте «Кинозал по пятницам». Для совместного просмотра с дошкольниками выбирайте качественные современные произведения и картины мастеров прошлого.

Колыбельная перед сном. Самая простая и естественная форма включения музыки в жизнь детей – пение взрослого. Независимо от того, какие у вас музыкальные навыки, пойте детям простые фольклорные произведения. Например, колыбельные или потешки. Здесь важны интонация, эмоции, знакомый детям голос педагога. Организуйте эту культурную практику параллельно с режимными моментами или другой деятельностью. Например, исполняйте колыбельные перед дневным сном, ритмичные трудовые – во время физической работы, календарные – по праздникам, а хороводные – во время гуляний. Больше информации об этой культурной практике – в карточке 2.


Музыкальная гостиная. Чтобы познакомить детей с авторской музыкой, музыкальными инструментами, сформировать у них желание слушать живую музыку, организуйте концерт. Для этого пригласите в детский сад музыкантов, например, из Дома культуры. Подробнее, как организовать эту культурную практику, смотрите в карточке 3.


Посещение музеев. Потребность ходить на выставки, посещать музеи и галереи важно формировать у детей с дошкольного возраста. Поэтому экскурсии в местные музеи проводите не реже чем раз в два месяца. Сопровождайте экскурсию рассказом и беседой с детьми, но первостепенную роль отводите их чувственному восприятию искусства – эмоциям и впечатлениям.

В культурную практику посещения музея можно органично включить коллекционирование фантиков, игрушек, минералов и т. д. Например, предложите детям собрать коллекцию для выставки или экспозиции. Они станут основой для реализации музейной педагогики, то есть системы образовательной деятельности, которая включает и занятия. Подробнее о том, как организовать культурную практику посещения музеев и включить в нее коллекционирование, – читайте в карточке 4.


Совместная трапеза и беседа. Культура народа отражается не только в искусстве. Она затрагивает личное общение. Отечественный педагог и исследователь Т. Доронова предложила ввести в детском саду культурную практику совместной трапезы и беседы «Сладкий час». Раз в неделю вместо привычного полдника организуйте чаепитие, на котором дети обсудят свои интересы и проблемы. Подробнее об этой культурной практике – в карточке 5.


Поздравление близких. Во время праздников дети получают подарки и видят, как родители поздравляют друг друга и своих близких. Важно подкреплять эту традицию, которая идет из семьи. В преддверии праздников предлагайте детям тоже порадовать членов своей семьи и друг друга.

В рамках культурной практики поздравления близких воспитанники, например, могут изготовить открытки и подарки своими руками. Важно, чтобы дети проявили инициативу и индивидуальность. Их работы не будут одинаковыми, если вы предложите им на выбор шаблоны и разные материалы. Подробнее о том, что должен подготовить педагог, а что дети могут выбрать самостоятельно, смотрите в карточке 6.


Культурная практика поздравления близких должна быть последовательной. Если воспитатель решил ввести традицию поздравлять именинников группы, нужно проводить ее регулярно – для каждого ребенка. Необходимо определить единую форму поздравления, чтобы у детей не было обид.

×
×