Автор: Макарова Пелагея Егоровна
Тема «Никто не забыт, ничто не забыто»
Программное содержание:
— Познакомить детей с жизнью людей во время великой Отечественной войны;
— формировать патриотические чувства, интерес к прошлому России,
формировать представления о героизме. Активизация словаря: Отечество, патриотизм, ветеран, бой, сражение, знамя, парад войск.
Ход. Предварительная работа: презентация проекта «Бессмертный полк», выставка детских работ «Салют победы», занятия по изобразительной деятельности, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.
Экскурсия по памятным местам Памятник Воинам-землякам, погибшим в годы «Великой Отечественной Войны».
Активизация словаря: Отечество, патриотизм, ветеран, бой, сражение, знамя, парад войск.
Ход.
Воспитатель и дети останавливаются у главного входа.
Воспитатель: Дети, мы с вами живём в Чурапчинском улусе села Чурапча. В центре нашего села расположена площадь Ленина, на территории которой находится памятник погибшим воинам–солдатам.
Ребята, так куда мы с вами пришли?
Дети: К памятнику погибшим воинам.
Воспитатель: Давайте подойдем поближе и рассмотрим его Рассказ воспитателя. в истории России, день, который нельзя забывать. В тот далекий 22 июня 1941 года – летний день люди занимались обычными делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девочки строили шалаши и играли в «дочки – матери», непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. Из этого холма провожали на войну матери своих сыновей, мужей, отцов 22 июня напоминает нам о всех погибших, замученных в тылу от голода и лишений.
Художественное слово
Уоттаах сэрии арахпат аргыһа
Уот кураан сатыылаан түспүтэ,
Уолбуттара күөллэр,үрэхтэр,
Уостубуттара быйаҥнаах алаастар.
Кырыктаах сэриигэ күөн көрсө,
Уоруйах өстөөҕү самнара,
Уон алаас аайыттан мустаннар,
Уолаттар баартара хомуллан.
Буруоттан,кыргыһыы уотуттан
Сир-дойду кытыаста кыыспыта.
Сүрэххэ мустубут абарыы
Сүүс төгүл күүһүрэн турбута.
Уот кыһыл былааҕы тутаҥҥыт.
Уот буулдьа анныгар киирбиккит.
Өлөрү- тиллэри умнаҥҥын,
Өстөөххө утары турбуккут.
Дойдугут туһугар,
Дьонноргут туһугар,
Сир үрдүгэр эйэлээх олох
Эргийэрин туһугар.
Бу бүгүн,сиэннэргит кэлэммит
Сибэкки дьөрбөтүн уурабыт.
Эһиги мөссүөҥҥүт иннигэр
Андаҕар тыллары этэбит.
Үйэлэр тухары, саллааттар,
Албан ааккыт ааттана туруо.
Ийэ дойдуга таптал туоһута
Умнуллубат уот мэлдьи умайыа (С. Кузьмин).
Воспитатель: Ребята, кого можно назвать защитниками Отечества? (ответы детей).
— Да, тех, кто защищает свою Родину от врагов. Народ помнит о тех, кто погиб, защищая свою страну.
Воспитатель: Как он о них помнит?
(Слагает песни, стихи, возводит памятники, хранит материалы о защитниках Отечества в музеях)
Воспитатель:
Но есть люди, которые прошли всю войну. Вернулись домой с фронта. Как мы их называем?
Дети: Ветераны.
Воспитатель: Правильно, это наши ветераны. Давайте о них тоже никогда не будем забывать.
Албан аат эйиэхэ.
Бэтэрээн буойуҥҥа,
Кырдьаҕас саллаакка!
Эйэлээх олохпут туһугар,
Сэриигэ киирэҥҥин,
Өстөөҕү кыайбыккар!
Биһиги мэлдьитин,
Эһиги ааккытын,
Үрдүктүк тутуохпут,
Геройдуу быһыыгыт,
Холобур оҥостон,
Эйэни харыстаан,
Олоҕу уһансан,
Дойдубут иннигэр,
Айыахпыт-тутуохпут,
Үйэттэн үйэҕэ,
Махтана ахтыахпыт!
Воспитатель: Мы с вами знаем много пословиц о Родине давайте вспомним их ещё раз.
Күн сир күндү.
Улуу дойду оспуостаах,аан дойду аартыктаах,күөх далай оломноох,хара тыа ыллыктаах.
Иитиллибит Ийэ дойду иһирэхтээх.
Үтүө киһи үтүөтэ үс үйэ тухары умнуллубат,
Ким доҕордоох ол дьоллоох.
Охтоохтон охтума,саалаахтан самныма.
Атас туһугар атах тостор
Воспитатель. Сегодня ребята мы с вами узнали о том, когда началась война, какой ценой досталась нашему народу Победа. Расскажите своим близким и друзьям о нашей прогулке. Поговорите на эту тему со взрослыми дома. Дети задают вопросы, возлагают цветы, делятся своими впечатлениями, фотографируются на память и возвращаются в детский сад.
В общении взрослых с ребенком важен принцип позитивности, тогда у ребенка формируется высокий уровень патриотических качеств личности детей – доверие к взрослому, чувство собственного достоинства как духовная основа позитивного уровня нравственного развития и патриотизма ребенка. Это предполагает искренность в выражении своих чувств и переживаний, владение диалогическим общением, направленным на разрешение вопросов, на предупреждение конфликтов. Важный момент в связи с этим – овладение умением выражать свое несогласие, аргументировать отказ от сотрудничества, не желательной деятельности. В современных условиях интенсивного общения высокий уровень патриотических чувств личности детей осознается как общечеловеческая ценность.