Автор: Иванова Елена Александровна
ПРИМЕНЕНИЕ ОНЛАЙН-КОНСТРУКТОРОВ ТЕСТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Иванова Елена Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия № 2» г. Салавата,
Республики Башкортостан
В настоящее время учитель использует разные интернет-технологии в своей педагогической практике. Онлайн – конструкторы являются одним из средств обучения, при помощи которого возможно разработать авторские задания, предназначенные для конкретного ученика или группы учеников начальных классов. При этом нужно учитывать способности, успеваемость, мотивацию и интересы младших школьников.
Онлайн-конструкторы предусмотрены для проверки практических навыков, закрепления теоретических знаний, повышения мотивации к учебным предметам, а также для организации групповой и самостоятельной работы. Основное назначение таких учебных средств – оптимизация, индивидуализация и интенсификация образовательного процесса. Онлайн-конструкторы позволяют использовать геймификацию в процессе обучения младших школьников.
Когда учитель составляет тест, он должен четко ориентироваться или на групповые и фронтальные формы работы в классе с интерактивной доской, или на дистанционное обучение.
Таким образом, спектр применения теста очень широк: сравнение, наблюдение, анализ, моделирование, прогнозирование.
Использование онлайн — тестов не только существенно экономит время на проверку знаний и умений учащихся, но и дает возможность учащимся самостоятельно оценить свой уровень, сравнить его с эталоном, что способствует развитию самоконтроля.
Существует несколько онлайн-конструкторов, которые можно эффективно применять при обучении в начальной школе.
LearningApps – это русифицированный иноязычный сервис, позволяющий в игровом формате создавать разные типы обучающих заданий для учащихся начальных классов. Задания вида пазл «Угадай-ка», слова из букв, кроссворд, игра «Парочки», хронологическая линейка, сортировка картинок могут использоваться для того, чтобы развить базовые навыки работы с компьютером, сформировать первичные представления об информационной культуре у учеников 1-4 классов. Несмотря на достаточно широкий арсенал инструментов (доска объявлений, календарь, блокнот), данный сервис не является полноценной системой дистанционного обучения. Перед началом работы учитель имеет возможность ознакомиться с функционалом – посмотреть готовые работы других учителей. Это можно отнести к достоинствам этого онлайн-конструктора. Использование LearningApps бесплатно, а процесс создания упражнений простой.
OnlineTestPad представляет собой онлайн-сервис создания тестов, логических игр, опросов и кроссвордов. Тесты, созданные на данном сервисе, позволяют использовать дифференцированный подход в образовательном процессе, автоматизируют процесс проверки знаний, повышают мотивацию при обучении, выявляют проблемы усвоения материала, позволяют оперативно получить обратную связь в виде математической статистики оценки знаний, помогают преодолеть субъективизм в системе оценивания. Сканворды и кроссворды направлены на тренировку практических навыков в игровом формате, который активизирует процессы мышления и тренирует память. Ребусы помогают учащимся отвлечься от стандартизированных заданий, связать практику и теорию.
Онлайн — конструктор QuizWorks неприхотлив в работе. В платной версии — это платформа, с помощью которой можно организовать эффективное смешанное или дистанционное обучение.
В бесплатной версии доступны конструктор тестов и конструктор экзамена, которые помогут создать несколько вариантов тестов с расширенными возможностями, меняя параметры тестирования и необходимой статистики.
Настройки конструктора позволяют выстроить свой алгоритм тестирования, определить уровень сложности вопроса. Есть возможность добавить собственный логотип теста, изменить цвета текста и добавить фоновое изображение. Можно опубликовать тест на сайте, просмотреть статистические данные, как ученики ответили на вопросы, где допущено больше всего ошибок или посмотреть данные по отдельному ученику.
QuizWorks предлагает несколько вариантов использования: от бесплатного до нескольких платных версий. Бесплатная версия позволяет создать неограниченное количество тестов, но количество заданий в каждом ограничивается 15-ю. Типы заданий включают в себя множественный выбор, свободный текст (эссе) и заполнить пробел. Нет технической поддержки для бесплатных пользователей.
Таким образом, современные онлайн-конструкторы позволяют индивидуализировать и оптимизировать, геймифицировать процесс обучения младших школьников. Задания игрового характера могут использоваться на всех этапах обучения, но более актуально для пропедевтического и базового.
Список литературы
1. Гурин Ю.В. Урок + игра: Современные игровые технологии для школьников. Москва: Сфера; Санкт-Петербург: Речь, 2010. 157 с.
2. Мазелис А. Л. Геймификация в электронном обучении // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервис. 2013. № 3. С. 139-142.
3. Орлова О. В., Титова В.Н. Геймификация как способ организации обучения // Вестник ТГПУ. 2015. №9. С.60-63.