8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Концепция дошкольного воспитания

Автор: Анна Александровна Радионова

Концепция дошкольного воспитания

                             
Ребенок и общество. Стремление одеть  в  гранитные  берега  детство  -  характерная  черта недавнего прошлого.  Она  не  изжита  и  сегодня.  Сооружение  искусственных берегов началось  в  30-е  годы.  Вопреки  решительным  призывам  выдающихся педагогов тех лет  "вернуть  детям  детство",  избавиться  от  манеры  "всех стричь под одну  гребенку",  "прекратить  муштру",  наступление  на  детство
приобретало  необходимый  характер.  В   общественном   сознании   сложились стереотипы, подменившие подлинное понимание детства и заботу о нем.  "Детство - этап подготовки к будущей жизни". Если общество  определяет свое отношение к детству  исключительно  как  ко  времени  "подготовки",  то отрицается самоценность  "проживания"  эпохи  детства  ребенком.  Между  тем условие непрерывности образовательного процесса,  связывающее  дошкольные  и школьные годы, отнюдь не в том, чтобы оценивать  настоящее  лишь  с  позиции будущего. Только отношение "к детству как самоценному времени  жизни  делает детей в будущем полноценными школьниками, рождает  такие  долго  действующие
качества личности, которые дают возможность шагнуть за пределы детства. "Взрослый - для того, чтобы учить и воспитывать; ребенок -  для  того,
чтобы учиться и слушаться". Взаимодействие  взрослых  с  детьми  сводится  к сумме: охрана здоровья + воспитание + обучение детей. Все, что не  входит  в круг  этих  слагаемых  (например,  проявление  "личных  чувств"  и  т.  п.),
становится избыточным.
      Потребность детей и взрослых в развитии  своих  личных,  неутилитарных взаимоотношений приносится  в  жертву  учебно-воспитательному  процессу.  От такой жертвы содержание его необходимым образом  дегуманизируется,  из  него выпадает "человеческий радикал".
      "Все лучшее - детям!" - пока  этот  лозунг-стереотип  остается  только
лозунгом.   Исходным   пунктом   оценки   этого   предоставления    является
экономический  критерий,   выражающий   готовность   общества   осуществлять материальные  вклады  в  детство.  Сказать,  что  в  этой  сфере   действует "остаточный принцип", - это сказать не всю правду.  Дети  получают  "остатки от  остатков".  Последствия  экономии  на  детстве  (в  таких  сферах,   как обеспечение  материнства,  профессиональная  подготовка   и   переподготовка педагогов,  пособия  и   технические   средства   обучения,   строительство, пропаганда педагогических и медицинских  знаний  и  т.  п.)  непосредственно отражаются на состоянии физического и психического благополучия ребенка,  на возможности  обеспечить  преемственность  между  различными  периодами   его жизни.
      Необходимо отказаться  от  "остаточного  принципа"  в  самом  народном
образовании и социальном обеспечении применительно к детям.
      Каждый ребенок имеет право на счастье. Пора  превратить  это  право  в
обязанность взрослых не утешаться верой в счастливое детство наших детей.
Ключевые позиции обновления советского детского сада - охрана  и  укрепление здоровья детей (как физического, так и психического),  гуманизация  целей  и принципов образовательной  работы  с  детьми,  раскрепощение  условий  жизни детей и работы воспитателей  в  детском  саду,  обеспечение  преемственности между всеми сферами социального становления ребенка,  радикальное  изменение характера   подготовки   педагогических   кадров,   условий   финансирования

 

дошкольного воспитания и перестройки системы управления.
×
×
×

Дополнительная

Скидка 15%

на любой курс

Промокод: В Ы Г О Д А 1 5
Выбрать курс со скидкой
Черная пятница Черная пятница Черная пятница