Автор: Анна Андреевна Селиванова
театрализованные игры народов мира
Игры на развитие выразительной мимики.
Цель: учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа.
1. Соленый чай.
2. Ем лимон.
3. Сердитый дедушка.
4. Лампочка потухла, зажглась.
5. Грязная бумажка.
6. Тепло-холодно.
7. Рассердились на драчуна.
8. Встретили хорошего знакомого.
9. Обиделись.
10. Удивились.
11. Испугались забияку.
12. Умеем лукавить (подмигивание).
13. Показать, как кошка выпрашивает колбасу (собака).
14. Мне грустно.
15. Получить подарок.
16. Две обезьяны: одна гримасничает — другая копирует первую.
17. Не сердись!
18. Верблюд решил, что он жираф,
И ходит, голову задрав.
У всех он вызывает смех,
А он, верблюд, плюет на всех.
19. Встретил ежика бычок
И лизнул его в бочок.
А лизнув его бочок,
Уколол свой язычок.
А колючий еж смеется:
— В рот не суй что попадется!
20. Будь внимателен.
21. Радость.
22. Восторг.
23. Я чищу зубы.
Превращение предмета
Цель. Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность,
воображение и фантазию.
Ход игры. Предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного
ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая
его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты
превращения разных предметов:
а) карандаш или палочка — ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц, градусник, зубная
щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т.д.;
б) маленький мячик — яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок,
цыпленок и т.д.;
в) записная книжка — зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра.
Можно превращать стул или деревянный куб, тогда дети должны оправдывать
условное название предмета.
Превращение комнаты
Цель. Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность,
воображение и фантазию
Ход игры. Дети распределяются на 2—3 группы, и каждая из них придумывает свой
вариант превращения комнаты. Остальные дети по поведению участников
превращения отгадывают, во что именно превращена комната.
Возможные варианты, предложенные детьми: магазин, театр, берег моря,
поликлиника, зоопарк, замок Спящей красавицы, пещера дракона и т.д.
Превращение детей
Цель. Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность,
воображение и фантазию
Ход игры. По команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, грибы, игрушки,
бабочек, змей, лягушек, котят и т.д. Педагог может сам превратиться в злую
волшебницу и превращать детей по своему желанию.
День рождения
Цель. Развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать
доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
Ход игры. С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на
«день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки.
С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны
показать, что именно они решили дарить.
Не ошибись
Цель. Развивать чувство ритма, произвольное внимание, координацию.
Ход игры. Педагог в разных сочетаниях и ритмах чередует хлопки в ладоши, притопы
ногой и хлопки по коленям. Дети повторяют вслед за ним. Постепенно ритмические
рисунки усложняются, а темп убыстряется.
Марионетки
Цель. Развивать умение владеть своим телом, ощущать импульс.
Ход игры. Дети стоят врассыпную в основной стойке. По хлопку педагога они должны
импульсивно, очень резко принять какую-либо позу, по второму хлопку — быстро
принять новую позу и т.д. В упражнении должны участвовать все части тела, менять
положение в пространстве (лежа, сидя, стоя).
В «Детском мире»
Цель. Развивать воображение и фантазию, учить создавать образы с помощью
выразительных движений.
Ход игры. Дети распределяются на покупателей и игрушки, выбирают ребенка на роль
продавца. Покупатели по очереди просят продавца показать ту или иную игрушку.
Продавец заводит ее ключом. Игрушка оживает, начинает двигаться, а покупатель
должен отгадать, что это за игрушка. Затем дети меняются ролями.
Угадай, что я делаю
Цель. Оправдать заданную позу, развивать память, воображение.
Ход игры. Педагог предлагает детям принять определенную позу и оправдать ее.
1. Стоять с поднятой рукой. Возможные варианты ответов: кладу книгу на полку;
достаю конфету из вазы в шкафчике; вешаю куртку; украшаю елку и т.п.
2. Стоять на коленях, руки и корпус устремлены вперед. Ищу под столом ложку;
наблюдаю за гусеницей; кормлю котенка; натираю пол.
3. Сидеть на корточках. Смотрю на разбитую чашку; рисую мелом.
Что слышишь?
Цель. Тренировать слуховое внимание.
Ход игры. Сидеть спокойно и слушать звуки, которые прозвучат в комнате для
занятий в течение определенного времени. Вариант: слушать звуки в коридоре или за
окном.
Запомни фотографию
Цель. Развивать произвольное внимание, воображение и фантазию,
согласованность действий.
Ход игры. Дети распределяются на несколько групп по 4—5 человек. В каждой группе
выбирается «фотограф». Он располагает свою группу в определенном порядке и
«фотографирует», запоминая расположение группы. Затем он отворачивается, а дети
меняют расположение и позы. «Фотограф» должен воспроизвести изначальный
вариант. Игра усложняется, если предложить детям взять в руки какие-нибудь
предметы или придумать, кто и где фотографируется.
Кто во что одет?
Цель. Развивать наблюдательность, произвольную зрительную память.
Ход игры. Водящий ребенок стоит в центре круга. Дети идут по кругу, взявшись за
руки, и поют на мелодию русской народной песни «Как у наших у ворот».
Для мальчиков:
В центр круга ты вставай и глаза не открывай. Поскорее дай ответ: Ваня наш во что
одет?
Для девочек:
Ждем мы твоего ответа: Машенька во что одета?
Дети останавливаются, а водящий закрывает глаза и описывает детали, а также цвет
одежды названного ребенка.
Телепаты
Цель. Учить удерживать внимание, чувствовать партнера.
Ход игры. Дети стоят врассыпную, перед ними водящий ребенок — «телепат». Он
должен, не используя слова и жесты, связаться только глазами с кем-либо из детей и
поменяться с ним местами. Игру продолжает новый «телепат». В дальнейшем можно
предложить детям, меняясь местами, поздороваться или сказать друг другу что-нибудь
приятное. Продолжая развивать игру, дети придумывают ситуации, когда нельзя
шевелиться и разговаривать, но необходимо позвать к себе партнера или поменяться с
ним местами. Например, «В разведке», «На охоте», «В царстве Кощея» и т.п.
Воробьи – вороны
Цель. Развивать внимание, выдержку, ловкость.
Ход игры. Дети распределяются на две команды: «Воробьи» и «Вороны»; затем
становятся в две шеренги спинами друг к другу. Та команда, которую называет
ведущий, ловит; команда, которую не называют, — убегает в «домики» (на стулья или
до определенной черты). Ведущий говорит медленно: «Во-ро-на». В этот момент
готовы убегать и ловить обе команды. Именно этот момент мобилизации важен в игре.
Более простой вариант: та команда, которую называет ведущий, хлопает в ладоши или
начинает «летать» по залу врассыпную, а вторая команда остается на месте.
Поварята
Цель. Развивать память, внимание, фантазию.
Ход игры. Дети распределяются на две группы по 7—8 человек. Одной группе
«поварят» предлагается сварить первое блюдо (что предложат дети), а второй,
например, приготовить салат. Каждый ребенок придумывает, чем он будет: луком,
морковью, свеклой, капустой, петрушкой, перцем, солью и т.п. — для борща;
картофелем, огурцом, луком, горошком, яйцом, майонезом — для салата. Все
становятся в общий круг — это кастрюля — и поют песню (импровизацию):
Сварить можем быстро мы борщ или суп
И вкусную кашу из нескольких круп,
Нарезать салат иль простой винегрет,
Компот приготовить.
Вот славный обед.
Дети останавливаются, а ведущий называет по очереди, что он хочет положить в
кастрюлю. Узнавший себя ребенок впрыгивает в круг. Когда все «компоненты» блюда
окажутся в круге, ведущий предлагает приготовить следующее блюдо. Игра
начинается сначала. В следующее занятие детям можно предложить приготовить кашу
из разных круп или компот из разных фруктов.
Вышивание
Цель. Тренировать ориентировку в пространстве, согласованность действий,
воображение.
Ход игры. С помощью считалки выбирается ведущий — «иголка», остальные дети
становятся, держась за руки, за ним — «нитка». «Иголка» двигается по залу в разных
направлениях, вышивая различные узоры. Темп движения может меняться, «нитка» не
должна рваться. Усложняя игру, на пути можно поставить препятствия, разбросав
мягкие модули.
Тень
Цель. Развивать внимание, наблюдательность, воображение, фантазию.
Ход игры. Один ребенок — водящий ходит по залу, делая произвольные движения:
останавливается, поднимает руку, наклоняется, поворачивается. Группа детей (3—5
человек), как тень, следует за ним, стараясь в точности повторить все, что он делает.
Развивая эту игру, можно предложить детям объяснять свои действия: остановился
потому, что впереди яма; поднял руку, чтобы поймать бабочку; наклонился, чтобы
сорвать цветок; повернулся, так как услышал чей-то крик; и т.д