Технологии обработки древесины

Автор: Шеметов Олег Михайлович

План-конспект урока по технологии обработки древесины

Устройство токарного станка по обработке древесины

 

 

Тема: Устройство токарного станка по обработке древесины. (Материал данной темы рассчитан на 2 урока)

 

Цели:           1.ОБУЧАЮЩАЯ

Ознакомить учащихся с устройством токарного станка по обработке древесины, с основными этапами обработки древесины на токарном станке, с техникой безопасности при обработке древесины на токарном станке.

2.РАЗВИВАЮЩАЯ

Развивать творческий подход в выполнении поставленной задачи.

3 .ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ

Воспитывать трудолюбие, потребность трудиться в коллективе, бережное отношение к материалу, оборудованию.

Объект работы: заготовка для работы на токарном станке.

Наглядное пособие: плакат «Устройство токарного станка по обработке древесины», таблица «Классификация машин», чертеж.

 

Ход урока

1.     Орг.момент.

-Переодевание учащихся в спец.одежду, -проверка присутствующих, -выяснение причин отсутствия учащихся, -назначение дежурных, -сообщение темы урока, -сообщение целей и задач урока.

2.  Сообщение теоретических сведений по новой теме. Ь

« Тема сложная, и навыки, которые вы приобретете в ходе практических занятий, многим из вас в будущем пригодятся, поэтому слушайте внимательно и не отвлекайтесь. Особое внимание прошу уделить правилам техники безопасности. По ходу урока я буду задавать вопросы.»

«В своей жизни человек стакивается с множеством разных машин.» ( Учитель показывает и поясняет таблицу «Классификация машин» (см. «Приложение»)) «Машины бывают рабочие и энергетические.

Энергетические машины (машины-двигатели) выполняют работу по преобразованию одного вида энергии в другой. К ним относятся электродвигатели, паровые турбины, двигатели внутреннего сгорания, реактивные двигатели.

Среди рабочих машин различают технологические, транспортные, транспортирующие.

Технологические машины изменяют форму и размеры материала. К ним относятся станки.

Транспортные машины перевозят грузы и перемещаются сами (автомобили, теплоходы, самолеты, электровозы). Транспортирующие машины сами неподвижны, а грузы перемещают с помощью ленты, цепи, каната (транспортеры, конвейеры, эскалаторы).

Вопросы:

-Как вы думаете, к каким машинам относится лифт?

-А к каким машинам относится тепловоз?

-А токарный станок по обработке древесины?

 

В нашей мастерской мы работаем на технологических машинах. Одним из таких станков является токарный станок по обработке древесины.

( Во время объяснения используется плакат «Устройство токарного станка».)

Основными элементами станка являются

1.    Электродвигатель.

2.     Станина.

3.     Передняя бабка.

4.     Задняя бабка.

5.     Подручник с кареткой.

( Названия деталей учитель записывает на доске, а ученики в своих тетрадях.)

Для закрепления заготовки применяют различные приспособления:

1.    Если диаметр не большой, то ее закрепляют в патрон.

2.     При обработке длинной заготовки ее закрепляют одним концом в трезубце, а другой поднимают центром задней бабки.

3.     Планшайба используется для обтачивания заготовок, которые не входят в патрон и которые нельзя поднимать центром задней бабки.

( Учитель показывает эти приспособления на станке, записывает названия деталей на доске, а ученики в своих тетрадях.) В качестве инструментов при работе на токарном станке используются резцы различной конструкции:

1.    Полукруглая стамеска — для чернового точения.

2.     Косая стамеска — для чистого точения.

3.     Фасонные предназначены для точения криволинейных поверхностей.

(По ходу объяснения учащиеся знакомятся с указанными стамесками, названия резцов они записывают в тетрадь.) Для обмера обрабатываемых заготовок применяются измерительные инструменты:

1. Линейка.

2.     Кронциркуль.

3.     Штангенциркуль.

4.     Физкультминутка.

(Цель: дать детям возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя.)

«А теперь немного отдохнем. Я буду перечислять предметы. Если названный предмет есть в мастерской, вы хлопаете в ладоши, а если нет — вы топаете ногами.

-Яркая игрушка,

-напильники, линейки,

-старая подушка,

-ведра и лейки,

-рубанки и киянки,

-зайчики из ваты,

-котята, обезьянки,

-зимние лопаты,

-рыцарская шпага,

-рашпиль и отвертки,

-наждачная бумага,

-конфетные обертки,

-ножовка и зубило,

-палатка и рюкзак,

-полотенце, мыло,

-стамеска и резак,

-гвозди и шурупы,

-заготовки и станки,

-макароны, крупы,

-добрые ученики!!!»

5. Вводный инструктаж на выполнение практического задания.

5.1.         Первичное закрепление теоретических знаний.

«А теперь, когда вы немного отдохнули, вернемся к нашей теме. Я

буду называть элементы токарного станка, а вы, используя плакат

«Устройство токарного станка по дереву», покажите эти элементы

на рабочем станке.

-Электродвигатель.

-Станина.

-Передняя бабка.

-Задняя бабка.

-Подручник с кареткой.

5.2.         Инструктаж по технике безопасности.

«При работах на токарном станке по дереву обязательным условием является соблюдение техники безопасности:

1.     Работать только в спецодежде и защитных очках.

2.     Не включать станок без разрешения учителя.

3.     Для проверки исправности станка сначала провернуть шпиндель от руки, а затем запустить на холостом ходу.

4.     Не прикасаться к движущимся частям станка, не тормозить его после выключения руками.

5.    Необходимо останавливать станок при измерении обрабатываемой заготовки, смене и проверке надежности ее крепления, а также при перерывах в работе.

6.     Во всех случаях неполадок и при возникновении любых неясностей, работу прекратить и обратиться за помощью к учителю.

6. Практическая работа.

Прежде чем мы приступим к практическому заданию, приведите примеры деталей, изготовленных на токарном станке.

А теперь задание: Требуется выточить изделие цилиндрической формы с различными диаметрами. (Демонстрируется чертеж)


 

(Учитель выдает ученикам готовые к закреплению на станке заготовки и объясняет правила установки, показывая все операции на станке.)

«Устанавливать заготовку в станок нужно так:

Один конец заготовки с пропилом вставляют в трезубец передней

бабки.

К другому концу пододвигают заднюю бабку и устанавливают центр точно в месте пересечения диагоналей. После этого хорошо закрепляют бабку.

Затем поворотом маховика задней бабки зажимают заготовку между трезубцем передней бабки и центром задней бабки.

-Что может случиться во время работы, если заготовка не будет прочно закреплена в станке?

Когда заготовка установлена в станке, подводят подручник. Перо подручника устанавливают на высоте центра заготовки. Расстояние между заготовкой и пером подручника должно быть 3-5 мм. Прежде чем приступить к работе и включить станок, нужно провернуть заготовку руками, проверить, не задевает ли заготовка за перо подручника.

-Что может случиться во время работы, если при вращении заготовка будет задевать за перо подручника?

Черновая обработка заготовки на токарном станке заключается в том, чтобы сделать ее круглой. Округление заготовки делают полукруглой стамеской.

(Учитель показывает, как правильно держать стамеску.) Начиная обточку заготовки, передвигают полукруглую стамеску по перу подручника в левую сторону. Стамеску двигают осторожно, избегая резких движений.

Чистовая обточка поверхности заготовки или изделия производится плоской стамеской-косяком. Во время работы плоской стамеской режущая кромка (лезвие) стамески должна быть под некоторым углом к оси заготовки. Работа плоской стамеской требует большого внимания.

После чистовой обточки заготовка готова для вытачивания на ней различных форм.

В первую очередь размечают карандашом нужную длину и делают подрезку концов детали рядом с риской. Стамеску двигают под прямым углом к оси заготовки, то есть перпендикулярно к ней. Затем в сторону риски делают наклонный надрез. Подрезанная древесина отделится, и получится паз. Так повторяют несколько раз. Перед снятием изделия со станка зачищают торец: срезают тонкую стружку по риске без наклонного бокового среза. Торцевание можно делать только тогда, когда деталь или изделие получили нужную форму, то есть выточены. Подрезка, зачистка торцов является последней операцией, ею заканчивается вытачивание детали или изделия.

7.3акрепление практических навыков. Текущий инструктаж.

При выполнении требований по технике безопасности ученик допускается к работе на станке. Учитель предлагает каждому ученику поочередно выполнить операции по обработке заготовке на токарном станке. После окончания работы каждого ученика идет совместное обсуждение.

г

Затем каждый ученик самостоятельно выполняет работу по обработке заготовки на своем станке. При неправильном выполнении работы учитель инструктирует каждого ученика индивидуально. При повторении одной и той же ошибки у учащихся, учитель показывает правильность выполнения операции, остановив работу всех учеников.

8.3акрепление знаний и умений. Вопросы:

1.    Назовите технологические машины, которые находятся в нашей мастерской.

2.     Назовите основные элементы токарного станка по обработке древесины.

3.     Назовите приспособления для закрепления заготовок.

4.     Какой инструмент используется для токарных работ?

9.0кончание урока.

Оценка работы всего класса. Демонстрируется лучшая работа, у Индивидуальная оценка качества выполнения задания. (Оценки проставляются в журнал. )Подводятся итоги. Краткие сведения о теме следующего урока.

11.Уборка помещения.

Рабочие места убираются персонально под контролем дежурного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение: Классификация машин


 

Дополнительные исторические сведения к блоку уроков по теме «Токарная обработка древесины»

Дерево — это удивительный, щедрый дар природы, который человечество ценило на всём протяжении своей истории.

История свидетельствует о том, что люди всегда не только ценили доступность дерева как материал для изготовления необходимых в быту вещей, но и очень рано научились различать пластичность, мягкость дерева, возможность сравнительно легко вырезать из него сложные и выразительные скульптурные формы. Почти каждый из народов, живших на земле, оставил нам неповторимые памятники культуры, созданные из дерева. Найдено огромное многообразие форм точёной деревянной посуды, в которой ярко проявились своеобразные черты декоративного искусства Новгородского края. И Древний — Новгород и Смоленск, и Киев, и Москва были центрами производства и торговли точёной деревянной посудой, которую теперь во множестве находят при раскопках. Точение или токарная обработка — одна из самых старых приёмов изготовление из дерева посуды разнообразных форм и назначения.

Токарной посудой называют потому, что изготовляют её на токарном станке из отрезков ствола дерева. Токарный станок в самом простом варианте существовал уже в древней Руси. Принцип работы на токарном станке заключается в том, что изделию при равномерном вращении его под резцом по продольной оси придают определённую форму. Поэтому токарные изделия разных форм — это «тела вращения».

Токарная обработка деревянного изделия позволяет выявить своеобразное декоративное свойство материала: при ней отчётливо выступает рисунок слоёв древесины, неповторимый, прихотливый узор который от пребывания посуды в человеческом жилище, в руках человека становится всё более заметным.

Точение деревянной посуды было одним из самых распространённых в России ремёсел. Им подчас занимались целые промысловые районы. Например, в лесном Заволжье было много небольших токарен, в которых токарные станки приводились в движение течением протекающих рядом лесных речек и ручьёв. Токарные произведения старых мастеров стали важной ступенью в эстетическом освоении дерева как материала декоративного искусства.

Археологические памятники дают нам общее представление об основных художественных принципах и способах работы народных мастеров с деревом. Они выполняли необходимые для своего дома вещи и делали это добротно, крепко, чтобы сделанная вещь служила долго и надёжно.

Мастер очень бы удивился, если бы ему сказали, что он занимается художественным творчеством, а делал он свои нехитрые поделки с любовью к тому, кто будет ими пользоваться: и санки для детей, и ступку для матери или жены, и игрушки для самых маленьких. А если мастер был искусен, да выдавалась свободная минута, то он старался ещё и украсить эту вещь. Особенно нарядными были вещи, служившие хозяевам в радостные, незабываемые для крестьянской семьи дни: во время подготовки к свадьбе, по случаю рождения детей, окончания полевых работ. В деревне знали на перечёт лучших токарей, красильщиков и резчиков. В особо важных случаях шли к ним с просьбой изготовить такой подарок. И наиболее искусные мастера иногда, не оставляя своих крестьянских дел, а иногда оставив их, ставились кустарями, работали по заказу всей округи.

Историки русской материальной культуры говорят об этом этапе развития производства, что оно перешло из стадии «домашней промышленности», когда изделия создавались внутри крестьянской семьи для собственных нужд, в стадию промысла, когда изделия стали изготовляться на продджу: сначала в своей деревне, а затем и на более широком, подчас всероссийском рынке (это относится более всего к 19 веку, когда в России существовало несколько знаменитых на всю страну ярмарок, таких, как Нижегородская, Ирбитская и другие).

×
×