Метод дидактического синквейна в работе над формированием словаря детей подготовительной к школе группы.

Автор: Благодарова Екатерина Ивановна

Тема ВКР: «Формирование словаря детей подготовительной к школе группы средствами занятий по речевому развитию на тему «Профессии»

Научная статья на тему: «Метод дидактического синквейна в работе над формированием словаря детей подготовительной к школе группы.»

 

 «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоции и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи» утверждал Л.С. Выготский. 

Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими.

Главное в развитии детского словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение. Уровень развития словаря и речи в целом служит средством полноценного общения и развития личности ребёнка. Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднения в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма. У детей с низким уровнем лексического развития обнаруживаются трудности в общении, в обучении грамоте. Обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей.

Речевое развитие ребенка 6 лет представляет собой интенсивное обогащение словарного запаса. В старшем дошкольном возрасте на первый план выдвигается та сторона языка, которая непосредственно связана с общением, то есть усвоение лексических значений слов.

Проблемой формирования словаря детей дошкольного возраста занимались многие исследователи. Анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики осуществляли М. М. Алексеева, Е.И. Тихеева, В.И. Яшина. Специфику усвоения слова как лексической системы, его связи с другими лексическими единицами изучали Ф.А. Сохин, Е.М. Струнина. О.С. Ушакова.

Большинство задач решается во всех возрастных группах детского сада, только конкретное содержание их различно: оно зависит от возрастных возможностей детей. Каждая из указанных задач имеет и образовательную и воспитательную сторону. В процессе развития речи происходит формирование умственных качеств личности, решаются важные задачи нравственного, эстетического воспитания.

Занятия по развитию речи у дошкольников очень важны, также для себя я отметила один интересный метод, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи. Это работа над созданием нерифмованного стихотворения, дидактического синквейна.

Эффективность  данного метода состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Дидактический синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат, также может использоваться для закрепления изученной темы, являться диагностическим инструментом и носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление) и кроме всего, является игровым приемом.

Слово синквейн происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам.

Основные правила составления синквейна:

1 строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.);

2 строка – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства, слова можно соединять союзами и предлогами.

3 строка – три слова (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме.

4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

5 строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философское обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно это существительное.

 

Примеры дидактического синквейна по моей  теме:

 1. Повар.
2. Знаменитый, известный.
3. Обучается, практикуется, работает.
4. Делает восхитительные блюда.
5.Профессионал

 

 

 

Как вы убедились на собственной практике, метод синквейна в работе с дошкольниками можно использовать, начиная со второго полугодия в старшей группе, после того как дети овладеют понятиеми «слово-предмет»«слово-действие»«слово-признак»«предложение».

Используя метод дидактического- синквейна, детям будет легче знакомиться с особенностями каждой профессии взрослого, развивать воображение, мышление и память. Умение правильно сопоставлять признаки и описание профессии с её значением.

Дошкольное учреждение- первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Все это позволяет дошкольникам расширить представления о существующих профессиях, обогатить словарь новыми словами. 

Важным условием формирования словаря дошкольника является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также форм осуществления данной работы педагогами.

Своевременное развитие словаря – единственный из значимых факторов подготовки к школьному обучению. Дети, никак не обладающие необходимым лексическим резервом, ощущают большие проблемы в обучении, никак не замечая оптимальных слов для формулировки собственных идей.

×
×