Здоровье сберегающие технологии в ДОУ. Проект — Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой для детей.

Автор: Перевозникова Елена Викторовна

Здоровье сберегающие технологии в ДОУ.

Проект — Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой для детей.

 

Воспитатель – Перевозникова. Е.В.

и воспитанники подготовительной группы № 5.

МБ ДОУ детский сад № 6

Города Кирово – Чепецка

Цель: пропаганда здорового образа жизни.

Задачи: ознакомление воспитанников с дыхательной гимнастикой А.Н.Стрельниковой.

План:        

1.    Актуальность  здоровьесберегающих технологий в практику работы с детьми дошкольного возраста.

2.    Краткая характеристика дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой.

3.    Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей.

4.    Практическая часть. Освоение базовых упражнений дыхательной гимнастики Стрельниковой.

Продолжительность проекта – 3 месяца (октябрь- декабрь)

Направленность проекта – познавательно – оздоровительная.

Участники проекта – дети подготовительной группы № 5 и воспитатель.

Формы работы с детьми –беседы, объяснения, показ, дыхательные упражнения, фотовыставка.

Этапы работы –

1 — организационно – подготовительный (мониторинг уровня заболеваемости, составление плана работы, вовлечение воспитанников, составление картотеки дыхательной гимнастики).

2 – основной  (разучивание с детьми комплекса дыхательной гимнастики, включение дыхательной гимнастики в режимные моменты).

3 – заключительный этап работы (мониторинг уровня заболеваемости воспитанников, фотоколлаж «За здоровьем в детский сад»).

Ожидаемый результат – изменение отношения детей к своему здоровью.

 

Актуальность введения новых здоровьесберегающих технологий в практику работы с детьми дошкольного возраста.

        В настоящее время мы наблюдаем ухудшение здоровья детей дошкольного возраста.

Причин роста числа заболеваний много:

— плохая экология,

-несбалансированное питание,

-снижение двигательной активности.

         Одна из самых актуальных задач современной педагогики — развитие детей и создание условий, препятствующих ухудшению их здоровья в процессе обучения в дошкольном учреждении.

        Здоровье, физическая и умственная деятельность человека во многом зависят от дыхания. Правильное дыхание есть основа основ в жизнедеятельности организма. Дыхательная функция необычайно важна для нормальной жизнедеятельности особенно детского организма. Всем известно, что дыхательная система ребенка-дошкольника не достигла полноценного развития, дыхание у детей поверхностное, учащенное.

        Следует учить детей дышать правильно, глубоко и равномерно, не задерживать дыхание при мышечной работе. Надо напоминать, что следует дышать через нос. Это очень важно, т.к. атмосферный воздух в носовых ходах согревается, увлажняется и частично очищается. Воздух в помещении, где находятся дети, должен быть свежим и чистым.

При занятиях дыхательной гимнастикой  развивается и совершенствуется диафрагмальное дыхание. Детский организм  лучше насыщается кислородом, повышается тонус кровеносных сосудов. Активные дыхательные движения не только укрепляют мышцы грудной клетки, но и производят тренировку сердечной мышцы, улучшая  кровообращение. Активные дыхательные движения действуют отвлекающе и способствуют снижению эмоциональной нагрузки.

Систематическое проведение дыхательной гимнастики помогает решать задачи по укреплению дыхательной мускулатуры детей с целью повышения их сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям, а также является неотъемлемой частью работы по формированию у дошкольников здорового образа жизни.

 

Краткая характеристика дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой А.Н. получила известность в конце 1970-х — 1980-х годов. В молодости Стрельникова А.Н. была певицей, но потеряла голос из-за перенапряжения голосовых связок.

Как педагог-вокалист Стрельникова А.Н. работала с певцами, ставила им голос, восстанавливала его звучание. Изначально этот метод был предназначен для лечения болезней, связанных с потерей голоса. Дальнейшая практика показала, что такая гимнастика помогает при многих заболеваниях, в том числе сердечно-сосудистых. Сущность метода заключается в разработке так называемого парадоксального дыхания.

Для того чтобы выполняемые упражнения оказались эффективными, необходимо выполнять вдохи с определенной частотой — 3 раза за 2 секунды.

Выдох, в отличие от вдоха, должен производиться без дополнительных усилий. Выполнять его можно через рот или нос.

В большинстве упражнений методики Стрельниковой А.Н. автор предлагает сочетать выдох с сильным сжатием грудной клетки с помощью напряжения соответствующих мышц.

При выполнении любого упражнения следует обратить внимание на вдох, выдох же может быть произвольным. Постепенное увеличение объема легких приводит к эффективной тренировке диафрагмы, повышению ее эластичности и способности к сокращениям.

Шумный короткий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. Упражнения вовлекают в работу все части тела, происходит общая физиологическая стимуляция организма.

 

Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей.

Парадоксальная дыхательная гимнастика, включает четыре основных правила.

1 правило — вдох должен быть короткий и активный. От природы вдох слабее выдоха, поэтому надо тренировать активный вдох и самопроизвольный, пассивный выдох, что будет поддерживать естественную динамику дыхания.

2 правило   — не мешать выдоху уходить после каждого вдоха как угодно, сколько угодно — лучше через рот, чем через нос. Необходимо тренировать короткие, частые активные вдохи, ритмично и легко.

3 правило —  следует проводить подряд столько вдохов-движений, сколько не утомляет и доставляет удовольствие.

4 правило —  делать подряд столько вдохов, сколько в данный момент можно сделать легко.

Увеличение объема воздуха, поступающего в легкие с каждым вдохом, способствует обогащению крови кислородом, улучшению функционирования всех внутренних органов, а также стимулирует деятельность головного мозга и крупных нервных узлов.

Чтобы занятия гимнастикой были успешными, необходимо проводить тренировки регулярно, а не от случая к случаю.

Обычно через 10-12 дней можно заметить значительное улучшение функционирования органов дыхания и сокращений диафрагмы.

Как и любая оздоровительная методика, дыхательная гимнастика Стрельниковой А.Н. имеет ряд противопоказаний к применению:

1.     Упражнения для диафрагмы и легких не рекомендуется выполнять при тяжелых тромбофлебитах,

2.     Нарушениях свертываемости крови (врожденных и приобретенных), тромбофлебит,

3.    Лихорадочных состояниях,

4.    Высокой температуре тела,

5.    Хронический гайморит, нарушение носового дыхания, хронический насморк,

6.    Сколиоз, эпилепсия, повышенное глазное и внутреннее давление..

     Перед началом регулярных тренировок целесообразно посоветоваться с врачом, чтобы предотвратить развитие серьезных осложнений.

 

Основные правила гимнастики

Выполнять дыхательные упражнения по методу Стрельниковой нужно, строго соблюдая правила вдоха и выдоха.

Цель занятий: сформировать навык правильного насыщения организма кислородом.

1.Вдыхать нужно только через нос. Воздух вбирается быстро, резко, коротко. Для упрощения процесса делайте вдох шумно.

2.Кислород посылается глубоко.

3.Вдох делается часто, каждую секунду.

4.Разбейте стрельниковскую сотню (96 вдохов–выдохов) на циклы. Для детей – по 4 вдоха, для взрослых – по 8. То есть малыши вдыхают по 4 раза каждую секунду, отдыхают 3–5 секунд, потом продолжают гимнастику опять, делая всего 24 цикла. Взрослые дышат 12 циклов по 8 упражнений. Перерыв тот же.

5.Выдох делается произвольно через рот или нос. В момент выталкивания воздуха думать о выдохе не нужно. Он проходит самостоятельно.

6.Одновременно с дыханием совершаются движения руками, грудной клеткой, головой. Набор физических нагрузок зависит от упражнения и возраста пациента.

 

Дыхательные упражнения по Стрельниковой можно выполнять уже с 3-4 лет. Такая гимнастика позволяет:

1 — активизация иммунитета, поэтому ее особенно рекомендуют детям, часто болеющим простудными заболеваниями.

2 — упражнения способствуют развитию гибкости и пластичности,

3 — помогают устранить нарушения осанки,

4 – снижение количества простудных заболеваний и ОРВИ,

5 —  оптимизируют работу растущего организма.

 

Перед обучением гимнастике по Стрельниковой научите ребенка правильно вдыхать воздух: вдох обязательно должен быть отрывистым и коротким, только носом.

Вместе с малышом понюхайте цветок, вдохните аромат яблока или свежескошенной травы и только затем приступайте к осваиванию трех базовых упражнений:

·       «Ладошки» — Исходное положение – стоя или сидя прямо, руки согнуты в локтях, ладони направлены от себя. Сжимайте ладони в кулаки, одновременно делая резкие и шумные вдохи. После завершения серии из 8 вдохов, ненадолго передохните и повторите упражнение (всего 4 серии по 8 вдохов).

 

·       «Погончики»- Исходное положение – стоя или сидя прямо, ноги немного уже ширины плеч, руки на уровне пояса, ладони сжаты в кулаки. На вдохе резко опустите руки, разжав кулаки и растопырив пальцы, причем в этот момент старайтесь с максимальной силой напрягать кисти и плечи. Сделайте 4 серий по 8 вдохов.

 

·       «Насос» Исходное положение – стоя или сидя прямо, ноги немного уже ширины плеч. Громко вдохните и медленно наклонитесь, а затем так же медленно вернитесь в исходное положение, словно если бы вы работали насосом. Сделайте 4 серии по 8 вдохов.

Игры и упражнения

Детский вариант дыхательного комплекса на одном занятии состоит из трех этапов:

·       -разминка;

·       -выполнение базовых упражнений (3–4);

·       -игры.

Цель —  укрепить иммунитет, выправить осанку, наладить носовое дыхание, создать комфортное психологическое состояние. Дополнительная задача к уроку: развитие речи, моторики, физической силы и выносливости.

Разминка

-Состоит из основных упражнений: «Насос», «Ладошки» и «Погончики».

-Задания выполняются стоя, в хорошем ритме под музыку.

— Следите за темпом и глубиной вдохов, выдох дети делают из рта или носа, по желанию. Для малышей 3–7 лет достаточно проводить по 4 вдоха на 24 дыхательных цикла; подросткам и взрослым по 8 вдохов – 12 циклов.

— Можно вместо музыки можно использовать ритмичные стихотворения. Читайте громко, отстукивайте темп ладошкой или шагами. Каждый шаг — вдох, остановились (пауза) — выдох.

Можно использовать и такие упражнения:
«Повороты» — дети фиксируют голову прямо. Задача: поворачивать голову влево–вправо. Корпус в это время остается на месте, руки внизу. В начале поворота вдыхаем, при возвращении головы в исходное положение выдыхаем. Делаем по 4 поворота, затем следующий цикл. Между ними отдых 3 секунды.

«Кошечка» — ребенок расставляет ноги чуть-чуть, руки сгибает в локтях и прижимает к телу. Важно сжать бока, чтобы они не раздувались при вдохе. Следите за прямотой спины. На вдохе приседаем не до конца, чуть разворачиваем тело вбок, выбрасываем руки вперед, как будто что-то хватаем. На выдохе встаем. Повороты чередуем.

«Обними плечи» —дошкольники держат руки на плечах, локти параллельно полу, в стороне. На вдохе руки обнимают плечи, сжимая грудь с максимальной силой. На выдохе возвращаемся в начальное положение. Глаза должны смотреть вперед, голова – не изменять положения.

«Ушки» — дети стоят, голова прямо. На вдохе ушки приближаются к плечу поочередно, на выдохе возвращаются назад. «Шаги» Дети стоят прямо. Поднимают одну ногу вверх, согнув в колене, вдыхают, опускают ногу — выдыхают. Ноги нужно чередовать. Руки можно держать на поясе или опустить вниз.


Игры

Зарядку, даже лечебную, нужно проводить весело. Закончите занятие любой из нижеописанных игр. Они основаны на методе Стрельниковой, выполняются детьми с большим удовольствием.

·       «Водолаз»  — попросите детей представить себя искателями жемчуга, водолазами без кислородного баллона. Им нужно набрать воздух, делать это необходимо несколько раз, не выдыхая. Вдох делается носом, коротко и шумно (2–3 раза). Потом они задерживают дыхание и ныряют (садятся на корточки). Победит тот, кто выплывет последним.

·       «Собираем грибы» (аналог упражнения «Насос») – можно читать стихотворение по сбору грибочков в лесу. Дети маршируют по кругу, при каждом наклоне за грибом шумно вдыхают через носик, разгибаются — выдыхают. Каждый должен собрать по 10 грибочков.


Вывод  — Обучив ребёнка дыхательным упражнениям,  вы сделаете неоценимый вклад в его здоровье и профилактику ОРВИ.


Памятка по проведению дыхательной гимнастики

Прежде, чем проводить дыхательную гимнастику со всеми детьми, следует ознакомиться с их медицинскими картами.
1. Дыхательная гимнастика проводится в хорошо проветриваемом помещении.
2. Не рекомендуется проводить дыхательную гимнастику на сытый желудок.
3. Не выполнять дыхательную гимнастику, если ребёнок в плохом настроении или болен.
4. Сначала учим детей общим дыхательным упражнениям:
— учим дышать при закрытом рте: тренируем носовой выдох.
— затем тренируем ротовой выдох, закрывая при этом ноздри.
5. Учим задерживать дыхание на 1-2 секунды.
6. На следующем этапе учим направленной воздушной струе (помним, что воздух должен проходить по середине языка, щёки при этом не надуваются).
7. При выполнении дыхательных упражнений не следует переутомлять ребёнка ( длительность выполнения упражнений не больше 5 минут), следите за тем, чтобы ребёнок не напрягал плечи, шею.
8. Ребёнок должен быть в свободной одежде, не стесняющей движения.
9. Все дыхательные упражнения проводятся плавно, под счёт, музыку.
10. Дозируйте количество и темп проведения упражнений.
11. Дыхательная гимнастика проводится с детьми в игровой
форме.

 

 

Литература:

1.    Сборник «Если хочешь быть здоров», сост. А.А. Исаев. М.: Физкультура и спорт, 1988.

2.    «Влияние гимнастики Стрельниковой А.Н. на формирование правильного дыхания детей старшего дошкольного возраста» (выпускная квалификационная работа) Белова А.Л. Специальность 050704 «Дошкольное образование» Научный руководитель: Гренке С.И. Мурманск, 2008

3.                     http://strelnikova.ru/ Центр дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой.

×
×