Выработка морально- психологической устойчивости в профессиональной деятельности

Автор: Анциферов

 

Базовые компетенции студента определяются федеральными государственными образовательными стандартами. В стандартах среднего профессионального образования определены общие и профессиональные компетенции.

Общая компетенция — способность человека применять полученные знания и усвоенные умения, использовать обобщённые методы выполнения действий.

Простыми словами, это способность качественно выполнять работу по полученной специальности, понимание её сути и своей социальной ответственности. Эту основную компетенцию студенты формируют на протяжении всей учёбы, когда изучат и общие, и специальные дисциплины, проходят практику, готовят учебные и научные работы.

Компетенция формируется в результате осознанной деятельности и не может быть изолирована от конкретных условий ее реализации. Приобретение компетенций зависит от активности обучаемых.

Для того, чтобы формируемые компетенции стали личностно значимыми, необходимо познание студентом самого себя как целостного существа, своих физических, душевных и духовных возможностей, тех особенностей, которые отличают его от других людей, делают неповторимой индивидуальностью.

Формирование общих компетенций – это системный эффект, который не может быть обеспечен отдельным мероприятием. Каждая компетенция формируется не отдельной дисциплиной, модулем или практикой, но большой их совокупностью, а также образовательной средой в целом.

Рассмотрим характеристику общих компетенций специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров», которые формируются качествами трёх групп.

Выделяют три группы необходимых профессионально значимых качеств. Это психофизиологические характеристики, психологические и психолого-педагогические качества. Качества первой группы составляют психические процессы (память, мышление, речь), физиологические и эмоциональные состояния (работоспособность, оптимизм), а также волевые проявления (индифферентность, настойчивость, импульсивность). Во вторую группу профессиональных качеств включают самоконтроль, самооценку, стрессоустойчивость, эмоциональный интеллект. Третью группу составляют, адаптация, коммуникабельность, мотивация.[4 c .258]

Подробно рассмотрим вторую и третью группу значимых качеств, которые как раз отражаются в общих компетенциях студентов на примере специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров».

Отметим следующие общие компетенции специальности:

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести ответственность.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат выполнения заданий.

ОК 9. ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. [9 c.4]

В каждой из этих компетенций заложена морально-психологическая особенность личности. Постараемся провести параллель этих качеств в процессе теоретического и практического обучения.

  Важные качества будущего работника: умение быстро принимать решения, организаторские способности, коммуникабельность, эмоционально-психологическая устойчивость.

На современном рынке труда наиболее востребованным является специалист способный осуществлять профессиональную деятельность на максимуме своих возможностей, умеющий регулировать свое эмоциональное состояние, противостоять воздействию стрессогенных факторов и сохранять способность к эффективному выполнению работы в стрессовых ситуациях. Отсюда следует, что работодателям не нужна просто квалификация, подразумевающая наличие определенных умений и навыков, на первый план выходит компетентность как сочетание квалификации, личностных качеств и умение использовать их в конкретной ситуации.[4 c.110]

Для сотрудников, работающих в сфере «человек — человек» (учителя, врачи, психологи, социальные работники и др.), особую значимость приобретает такое качество как стрессоустойчивость. Эти профессии наиболее подвержены влиянию стресс-факторов (необходимость быстро ориентироваться в коммуникативной среде; интенсивное общение; повышенная ответственность за разрешение проблем клиентов; сдерживание внешнего проявления эмоций; неизбежность быть объектом наблюдения и оценивания и др.).

Присутствие стрессоров в профессиональной деятельности может привести к возникновению пагубного функционального состояния – стресса.

Ряд исследователей рассматривает стрессоустойчивость через общие свойства нервной системы и темперамент (Б. А. Вяткин, С. Л. Макаренко, В. Д. Небылицин, Б. М. Теплов). По мнению П. Б. Зильбермана стрессоустойчивость является сложным личностным качеством, и определяется как — «интегративное свойство личности, характеризующееся … взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности человека, которые обеспечивают … успешное достижение цели … в сложной эмотивной обстановке» [3 c.115]

От личностных особенностей самого человека, его уверенности в себе, умения оценить ситуацию, способности сопоставить свои силы и возможности с тем, что от него требуется, и т. д., зависит, выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет. То есть, развивая свои адаптационные способности, человек в состоянии выдержать самые тяжелые жизненные испытания.

Профессиональный стресс представляет собой стресс, возникающий в процессе трудовой деятельности человека. Данный вид стресса имеет свои особенности, зависящие от рода деятельности, которой занимается человек, от профессии в целом.[5 c.54]

Умение справляться со стрессом зависит от:

-настойчивости;

-умения принимать решения;

-рационального осмысления своих поступков;

-организованности;

-умения создать свой круг общения;

-умения «качественно» общаться;

-умения контролировать себя.

Самоконтроль

Студенту для достижения успешных результатов необходимо анализировать результаты учебного процесса и постоянно контролировать итоги своей учебной деятельности на практике. [2 c.170]

Поскольку способность к самоконтролю в учебной деятельности выступает как умение самостоятельно отслеживать собственный путь к достижению поставленной учебной цели, важным условием формирования самоконтроля является использование планов в учебной работе. Один из видов самоконтроля это построение -Графика рабочего времени — это самое наглядное свидетельство того, как и на что тратится время. С помощью хорошо налаженной системы учета времени можно буквально по минутам проследить, куда и на что уходит время. Конечно, самое сложное — это строго придерживаться своего графика и контролировать его выполнение.

Эффективная форма контроля самостоятельной работы – использование в учебном процессе ситуационных задач, умелое применение которых на занятиях заставляет студентов определять свою точку зрения по сложным проблемам, активно искать и получать дополнительную информацию для аргументации своих выводов и решений. На примере специальности «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» — это решение ситуационных задач с поставкой товара его учёта и реализации, контроль сохранности качества товара и его сроков хранения. [2 c 36]

Самооценка

На формирование самооценки студента влияют сверстники, внешний и внутренний стандарт достижений, уровень собственных требований. Относясь к ядру личности будущего специалиста, самооценка студента, вероятно, является важным регулятором его поведения и учебной деятельности. Под влиянием самооценки студента в зависимости от направленности, характера, способностей складывается или правильное, или неправильное отношение к себе, вследствие чего самооценка студента может стать либо стимулом, либо тормозом развития личности.

Самооценка студента тесно связана с уровнем его притязаний. Вероятно, что расхождение между притязаниями и реальными возможностями студента ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение и учебная деятельность становятся неадекватными. Вопросам самоконтроля и самооценки на дисциплинах уделяется мало времени, тематическое планирование любой дисциплины должно охватывать данные качества.

Вторая особенность адаптация личности в обществе и в трудовой деятельности. Психологическая адаптация становится важным условием, определяющим осознанность, последовательность, устойчивость и гармоничность профессионального самоопределения личности .

Трудовая адаптация – это процесс постепенного включения работника в новую для него трудовую ситуацию, приспособление к новой социальной среде. Во время адаптационного процесса он накапливает новые знания, осваивает навыки, учится грамотно выполнять все свои должностные обязанности и привыкает к социальным нормам, принятым в трудовом коллективе.

Если рассмотреть этот процесс более детально, можно выделить следующие виды адаптации:

1. Социальная адаптация – знакомство с «атмосферой компании», интеграция в социальную среду, принятие норм поведения, активное взаимодействие с этой средой.

2. Производственная адаптация – включение сотрудника в процесс производства, изучение трудовых норм и производственных условий, сюда можно отнести привыкание к новой технике и программному обеспечению, изучение CRM-системы.

3. Профессиональная адаптация – приобретение новых знаний и умений, необходимых на новом месте работы, оценка перспектив роста, возможность обучения и повышения квалификации.

4. Физиологическая адаптация – приспособление к новым условиям работы, графику, нагрузкам.

5. Психологическая адаптация – построение отношений с коллективом и руководством.

6. Организационная адаптация – изучение механизмов взаимодействия в организации: к кому можно обратиться с тем или иным вопросом, кто кому подчиняется. Ее итог – четкое понимание своего места в структуре компании.

Успешная адаптация будущего сотрудника будет та, где будет закреплён за ним наставник. Здесь сразу проявляется у студента устойчивость, конкретизация его целенаправленных выполняемых действий, потому что он знает к кому конкретно обратиться, и кто поможет в решении ему той или иной задачи.

Коммуникабельность

Формирование коммуникативной компетентности у студентов является одним из необходимых факторов становления их как профессионалов.

Понятие «коммуникативная компетентность» впервые было использовано Бодалевым А.А. и трактовалось, как способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений).

По определению В.И. Жукова коммуникативная компетентность – это «психологическая характеристика человека, как личности, которая проявляется в его общении с людьми или способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми».

Чем выше уровень коммуникабельности человека, тем меньше вероятность его попадания в сложные ситуации.

Умение работать в команде, находить подход к собеседнику даже в сложных ситуациях, добиваться его расположения, налаживать доброжелательные отношения – все это характерно для коммуникабельности. Основной задачей всех действий является налаживание взаимовыгодного сотрудничества между членами команды. Существует несколько рекомендаций по данному качеству: избегать лишней суеты, чрезмерная быстрота принятия решения, обладать умением слушать и слышать.

Коммуникабельность помогает приобретать уверенность в себе, формирует умение работать в команде, самостоятельно принимать важные решения. При развитых коммуникативных навыках, даже в незнакомой ситуации человеку будет легко и комфортно. С их помощью можно легко овладеть вниманием аудитории, донести до них свои идеи и мысли. Коммуникабельность помогает достигать поставленные цели.

Мотивация

Мотивационная сфера традиционно выделяется как связующее звено в профессиональной деятельности, которое обусловливает сознательный, целенаправленный характер действий человека и определяет потенциальные возможности личности.

В учебном процессе для того, чтобы студент являлся не только пассивным объектом и простым накопителем знаний, но и субъектом познавательной деятельности и активным ее участником, необходимо сформировать профессиональную мотивацию будущего специалиста, ведь во многом именно она является предпосылкой успешности и результативности профессиональной подготовки.

Для повышения профессиональной мотивации студента необходимо обязательно включать его в практическую деятельность, приближенную к реальной трудовой обстановке, позволяющую оценить результат собственных действий, что дает ему возможность осознать и осмыслить уровень своей теоретической подготовленности.

Сегодня под мотивацией понимают «внутреннее побуждение к действию, обусловливающее субъективно-личностную заинтересованность индивида в его свершении».

 В основе мотивации лежат мотивы – то есть стремление, определенные интересы, желания, цели, потребности, идеалы, в которых молодые люди осуществляют свой выбор в области своего поведения, принятия решения, оценки своей деятельности. Говоря об учебной мотивации, надо иметь в виду конкретные побуждения к познавательной деятельности, усвоение новых профессиональных научных знаний и применение их на практике.

Задача учебных заведений – сформировать мотивацию к обучению, создать такие условия, в которых студент будет учиться с охотой, где он будет получать удовлетворение от самого процесса обучения, будет активен и инициативен.

Стимулом к учебно-образовательной деятельности является желание утвердить себя как личность, добиться успеха, получить признание со стороны общества, быть самостоятельным, компетентным, востребованным, осознавать практическую значимость знаний.

Если учитывать все качества морально-психологической устойчивости в профессиональной деятельности студента, то на выходе после завершения процесса обучения в образовательной организации, мы получим: высококвалифицированных специалистов, с устойчивой моральной позицией и умением управлять эмоциональными качествами в той или иной ситуации в трудовой деятельности.

 

Литература:

1. Дубравин, Д. Психология эмоций: чувства под контролем ЛитРес 2015. –240 с.

2. Зильберман П. Б. Эмоциональная устойчивость оператора // Очерки психологии труда / Под ред. Е. А. Милеряна. — М.: Наука, 1974. — 308 с.: рис.

3.Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности / Л. М. Митина. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – 400 с.

4. Михеева А. В. Стрессоустойчивость: к проблеме определения / А. В. Михеева // Вестник РУДН, серия Вопросы образования: языки и специальность – 2010 — № 2 — С. 82–87

5. Селье Г. Стресс без дистресса /Г.Селье. – М.: Прогресс, 1982. – 128 с

6.Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции /Ю. В. Щербатых. – СПб.: Питер, 2006. – 256 с.: ил.

7. Приказ Минобрнауки России от 28.07.2014 N 835 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

 

×
×