«Путешествие на луну»

Автор: Сорокина Марина Владимировна

Образовательная область «Познавательное развитие»

Тема: «Путешествие на луну»

Цель: расширение знания детей о космосе

 

Образовательные задачи:

-уточнить и систематизировать знания детей о солнечной системе;

-углубить знания о спутниках планеты (искусственные и естественные);

— определить опытным путем особенности рельефа лунной поверхности (как образуются кратеры на поверхности Луны), подвести к тому, что Луна вращается вокруг Земли; дать знания о том, почему Луна не падает на Землю.

— научить определять растущую и убывающую Луну;

-закрепить знания детей о свойствах песка и воздуха.

Развивающие задачи:

-развивать и активизировать речь детей, развивать интерес к космосу; детскую наблюдательность и любознательность.

закреплять знания детей о геометрических фигурах;

— закреплять знания порядкового счета до 10;

— закреплять знания цифр до 10;

— развивать умение составлять целое из частей

Воспитательные задачи:

-воспитывать уверенность ребенка в его познавательных возможностях;

-воспитывать бережное отношение к своей планете

 

Демонстрационный материал: электронная презентация.

Оборудование: лоток с песком, крупные камни, настольная лампа, глобус, небольшой мяч на резинке, макет вулкана (смесь соды, пищевого красителя и лимонной кислоты, вода), разрезные карточки с изображением летательных аппаратов на каждого ребенка, круги разного размера по три на каждого ребенка, воздушные шары, диско шар.

Ход:

1.Психогимнастика.

Воспитатель. Здравствуй, солнце!

Здравствуй, небо!

Здравствуй, вся моя Земля!

Собрались мы здесь с друзьями

И приветствуем тебя!

2.Вводная часть

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте их поприветствуем!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, а вы любите мечтать? О чем вы мечтаете? А кто- нибудь из вас мечтал побывать в космосе? (Ответы детей)

Сегодня я хочу рассказать вам одну историю про космос. Жила-была во Вселенной одна дружная семейка – Солнечная система. Маму звали Солнцем, а ее детей – планетами.

1) Вот оно – солнце. Оно любит и обогревает всех вокруг.

2) Самого быстрого сыночка зовут Меркурий.

3) Вот самая красивая дочь Венера

4) Самую добрую зовут Землей, только на ней есть жизнь.

5) Драчливый сын носит имя Марс, его называют планетой войн из-за красноватого оттенка поверхности.

6) Самого толстого и ленивого зовут Юпитер, это самая большая планета.

7) Сатурн считается весельчаком, самое замечательное, что у него есть – это кольца, состоящие изо льда и камней.

8) Уран и Нептун отличаются силой и спокойным характером.

Воспитатель: Планеты безостановочно вращаются вокруг Солнца, каждый по своей дорожке, которая называется орбита. Как вы думаете, не скучно им путешествовать по таким длинным космическим дорогам? Планеты вовсе не одиноки, почти у каждой планеты есть спутники. И у нашей планеты есть спутник. Кто знает, как он называется?

Дети: Луна.

Воспитатель: Вы хотите познакомиться с Луной, узнать что-нибудь интересное о ней? 

Дети: Да

Тогда я вам предлагаю отправиться в космическое путешествие на Луну. 

Воспитатель: Ребята, на чем мы сможем отправиться в космос?

Ответы детей (на ракете)

Воспитатель: А давайте ракету соберем. Пройдите за столы и выполните задание.

Дети работают под музыку

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Теперь мы можем отправляться в наше космическое путешествие

4.Основная часть. Полет на Луну.

Воспитатель: 

Луна – это каменный шар. Она в 4 раза меньше Земли. Луна всегда интересовала и притягивала людей. Поэтому на нее отправляли автоматические станции и луноходы. Побывали на луне и люди. Первым астронавтом, сделавшим шаг по поверхности Луны, был американец Нил Армстронг

Воспитатель: Ребята, Луна – это что? 

Дети: спутник Земли

Воспитатель: Луна – это естественный или искусственный спутник Земли? (версии детей)

Воспитатель поясняет: искусственные спутники делает и запускает человек, а естественные — созданы природой.

    Как вы думаете, почему Луну называют спутником Земли?. Потому что Земля притягивает к себе Луну, не даёт ей удаляться, это сила притяжения сделала Луну вечным спутником Земли.

Воспитатель: Луна — это самое близкое к Земле небесное тело.

Но Луна не стоит на месте, она вращается вокруг Земли. На нее с разных сторон светит солнце, поэтому мы всегда видим луну разной.

Воспитатель: Внимание! Наш космический корабль приближается к Луне. Готовимся к посадке. (звук приземлившейся ракеты)

Мы прилунились!

Воспитатель: — Космонавтам нужен особый космический костюм – скафандр. Он защищает тело человека, позволяет дышать. Мы тоже сейчас в космосе и нам нужно надеть скафандры.

Воспитатель: А ну ка, ребята, становитесь в круг. Одеваем скафандры!

6.Физкультминутка 

Космос

Один, два, три, четыре, пять (Ходьба на месте)

В космос мы летим опять (Соединить руки над головой)

Отрываюсь от земли (Подпрыгнуть)

Долетаю до луны (Руки в стороны, покружиться)

На орбите повисим (Покачать руками вперед-назад)

И опять домой спешим (Ходьба на месте)

 

Воспитатель: Ребята, а посмотрите ещё раз на поверхность Луны. Как выдумаете, что это за глубокие ямы?

Дети: Это кратеры.

Воспитатель: Правильно. По поводу того, как они появились, учёные долго спорили. Одни говорили, что виноваты метеориты – небесные камни из далёкого космоса. Это они «бомбардировали» Луну и оставили на ней свои следы. Другие учёные уверяли, что это дело вулканов. Только после того, как побывали на Луне люди, спорщики согласились, что есть здесь и то, и другое.

Воспитатель: И для того, чтобы подтвердить эту гипотезу, мы проведём несложный опыт в нашей космической лаборатории. Давайте пройдем в нее.

7.ОПЫТ «Кратеры»

Детям предлагается взять по крупному камню и уронить его на слегка увлажненный песок. На песке останется выемка от камня.

Воспитатель: Ребята, какую гипотезу мы подтвердили опытным путем?

Дети: Что кратеры на луне –это следы от ударов метеоритов.

Воспитатель: Я вам говорила, что кратеры на луне –это и следствие извержения вулканов. Поэтому в следующий эксперименте мы докажем и эту гипотезу.

8.ОПЫТ «Извержение вулкана»

Воспитатель: Для этого опыта нам понадобиться макет вулкана со специальной смесью. Добавляем в кратер вулкана жидкость и наблюдаем за химической реакцией. Вот так и на Луне происходили извержения вулканов, и растекшаяся на далекое расстояние лава сделала поверхность луна неровной.

Воспитатель: Ребята, какой вывод мы можем сделать?

Дети: Кратеры- это следы от столкновения с метеоритами и извержения вулканов.

14.Рефлексия:

— О каком спутнике нашей планеты мы сегодня побывали? (Луне)

— Почему Луна не падает на Землю? (потому что всегда вращается вокруг нее)

— Почему на поверхности Луны есть большие впадины? (потому что падали метеориты и извергались вулканы)

— Почему Луна на небе всегда разная? (потому что на нее с разных сторон светит солнце)

Дети, послушайте, пожалуйста, загадку:

Мы все обязаны ему –

Оно дарует жизнь всему!

На букву «С» оно зовется,

Вы догадались?

 Это … (Солнце)

Воспитатель:Правильно. И сечас мы отправимся дальше. К солнцу.

-Дети, что такое солнце?

(Это раскаленный газовый шар).

-Правильно! Температура на поверхности солнца – 6000 градусов, а внутри солнца – 15 млн. градусов.  Еще солнце – это большая, большая, просто огромная звезда, которая находится далеко от нас. Поэтому близко к солнцу подлететь не удастся. Что нам дает солнце? (Солнце нам дает тепло, свет и жизнь).

— А что было бы, если бы не было солнца? (Если бы не было солнца, то на земле всегда была бы ночь. Не росли бы деревья, растения, потому что они не могут расти без света. Жили бы только те животные, птицы и насекомые, которые живут без света. Человек бы строил закрытые города, где было бы только искусственное освещение. Без солнца было бы всем плохо).

Где мы можем увидеть солнце? И в какую часть суток мы можем видеть его? (Солнце мы видим на небе в дневное время суток). 

 А где же солнце бывает ночью? (Ночью солнце светит на другой стороне планеты).

-Дети, а как называется планета, на которой мы с вами живем? (Планета Земля).

— Вот наша планета Земля – это огромный – преогромный шар. Для того чтобы представить себе не только форму, но и поверхность Земли ученые изобрели модель нашей планеты – это глобус. Если внимательно посмотреть на него, то мы видим, что преобладают какие цвета? (голубой, коричневый). Значит, наша планета из космоса выглядит, как голубой шар.

-Ребята, задумывались ли вы, почему день сменяется ночью, а потом приходит день? (Ответы детей). Наша планета находиться в постоянном движении, вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца, в результате чего на Земле сменяются части суток и времена года.

Проведем опыт:

Материалы: настольная лампа, глобус с прикрепленной к нему бабочкой, 2 пластилиновых человечка.

-Зажигаем настольную лампу – это солнце. Солнце свети на бабочку – это день. Вращаем глобус (бабочка напротив лампы) вокруг своей оси. Видим, что бабочка удаляется от «Солнца» и менее становится освещенной, а затем вообще исчезает и находиться на противоположной стороне от Солнца – значит у нас теперь – ночь.

-Как же происходит смена дня и ночи, почему то светло, то темно?

Ставит пластилиновую фигурку на глобус  (там, где находится наш город) и начинает медленно его вращать, а детям предлагает наблюдать за человечком и сообщать, когда наступает в его городе день, а когда ночь.

 

Вывод: Везде, на Земле день сменяется ночью. Это  происходит потому что, планета Земля вращается вокруг себя и поворачивается к Солнцу то одной, то другой  стороной. На стороне, освещённой Солнцем, наступает день, а в это же время на другой стороне планеты наступает ночь.

     Но, кроме того, что Земля вращается вокруг своей оси, она вращается и вокруг солнца. Полный круг проходит Земля вокруг солнца за 365 дней, а это целый год. В момент вращения земли вокруг солнца и происходит смена времен года (зима, весна, лето, осень).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

×
×