Особенности развития музыкального мышления у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Бородина Елена Леонидовна

Музыкальное мышление для музыканта исполнителя это — осмысление звуков музыки в процессе собственных практических действий, нахождение наилучших способов исполнения предлагаемого ему нотного текста. Музыкальное мышление в музыкальной деятельности это — переживание выразительной сущности музыкального художественного образа, понимание принципов материального конструирования звуковой ткани, умение воплотить это единство в волевом акте творчества. Причем волевые процессы, ответственные за преодоление трудностей при достижении целей, оказывается решающим фактором при воплощении задуманного. Мышление музыканта оказывается сконцентрированным главным образом на следующих аспектах деятельности:

1. Продумывание образного строя произведения — возможных ассоциаций, настроений и стоящих за ними мыслей.

2. Обдумывание материальной ткани произведения — особенности мелодии, ритма, фактуры, динамики, агогики, формообразования.

3. Нахождение наиболее совершенных путей, способов и средств воплощения на инструменте мыслей и чувств.

Мышление развивается следующим образом: происходит дальнейшее совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения; улучшается наглядно-образное мышление на основе произвольной и опосредованной памяти, и начинает формироваться словесно-логическое мышление путем использования речи и решения интеллектуальны задач. Важно учитывать: у дошкольника своя, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений. В дошкольном возрасте ребенок, не владея еще практическими действиями с инструментом, а также, не имея представления о закономерностях музыкальной логики, раскрывающейся в гармонии и музыкальной форме, будет оперировать в процессе своего музыкального восприятия представлениями о звуках и интонациях, которые пробуждают в нем различные чувства, воспоминания, образы. Основа этой особенности, это наглядно-образное мышление дошкольника. Поэтому логичнее использовать в работе с детьми яркие, образные примеры, исполнять произведения с различной эмоциональной окраской, подбирать к музыкальному сочинению произведения литературы и живописи в соответствии с его образным строем.

К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Возникновение ее важно для дальнейшего развития интеллекта. Важнейшей особенностью психологического механизма человеческого интеллекта является наличие в нем внутреннего плана действии, и на его становление и развитие в дошкольном возрасте следует обратить особое внимание. Н. Н. Поддьяков пишет, что развитие внутреннего плана действий у детей дошкольного возраста проходит следующие этапы:

Первый этап. Ребенок еще не может действовать в уме, но уже способен манипулировать вещами в наглядно-действенном плане, преобразовывать непосредственно воспринимаемую им предметную ситуацию с помощью практических действий. На этом этапе развитие мышления состоит в том , что вначале ситуация дается ребенку наглядно, во всех своих чувственных признаках, а затем часть из них исключается, и акцент ставится на память ребенка. первоначальное развитие интеллекта идет через развитие припоминание ранее виденного или слышанного, прочувствованного или сделанного, через перенос однажды найденных решений задачи на новые условия и ситуации.

Второй этап. Здесь в постановку задачи уже включается речь. Сама задача может быть решена ребенком еще только во внешнем плане, путем непосредственного манипулирования материальными объектами или методом проб и ошибок. допускается некоторая модификация ранее найденного на новые условия и ситуации. обнаруженное решение в словесной форме может быть выражено ребенком, поэтому на данном этапе важно добиться от него понимания словесной инструкции, формулировки и объяснения на словах найденного решения.

Третий этап. Задача решается уже в наглядно-образном плане путем манипулирования образами-представлениями объектов. От ребенка требуется осознание способов действий, направленных на решение задачи, их разделение на практическое — преобразование предметной ситуации и теоретическое -осознание способа проведенного преобразования.

Четвертый этап. Это — заключительный этап, на котором задача вслед за найденным ее наглядно-действенным решением и образным решением воспроизводятся и реализуются по внутренне представленному плану. Здесь развитие интеллекта сводится к формированию у ребенка умения самостоятельно ему следовать. Благодаря такому научению происходит переход от внешнего к внутреннему плану действии.

Психологи утверждают, что если в дошкольном возрасте удается найти ключ к управлению развитием мышления ребенка, то это значит, что открываются возможности для совершенствования всех других его познавательных процессов. Например, перспективы и пределы развития памяти дошкольника, в конечном счете, задаются его интеллектуальными возможностями.

Одним из условий развития музыкального мышления чаще всего оказывается проблемная ситуация, в которой имеющиеся средства и возможности не позволяют удовлетворить возникшую потребность. В учебной деятельности проблемная ситуация предстает в виде противоречия, которое проявляется в несоответствии между имеющимися знаниями и новыми требованиями. То знание, которое учащемуся необходимо усвоить, занимает место неизвестного. Совершая ряд учебных действий, он добывает необходимые знания в процессе самостоятельного мышления.

 

Литература:

1.    Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. 1991

2.    Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. С.-П. 1997

3.    Готсдинер А. Л. Музыкальная психология. М., 1993

4.    Теплов Б. М. 40 Психология музыкальных способностей. М, 1947

5.    Линник Ю. Космос детства. Петрозаводск, 1994

6.    Петрушин В. И. Музыкальная психология М., 1997.

×
×